| РАЗМЕР ШРИФТА: A A A | ИЗОБРАЖЕНИЯ: ВЫКЛ. ВКЛ. | ЦВЕТ САЙТА: Ш Ш Ш |

Вернуться назад

Проповедь протоиерея Иоанна Кудрявцева за Божественной литургией в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, 13 ноября 2016 года

Просмотров: 178 Комментарий: 0

Сегодня мы слышали хорошо известную нам притчу о гадаринском бесноватом.

Эта притча раскрывает для нас страшную реальность существования злых духов. И не просто существования, а прямого воздействия на наше сердце, на нашу жизнь, их борьбы с нами. И реальность страдания, которое человек испытывает от того, что терпит такие искушения.

Гадаринский бесноватый настолько страдал от нечистых демонов, которых было множество, что он не мог жить среди людей. Он был, как сейчас говорят, социально опасным. Он мог убить, мог покалечить человека, мог все разрушить. Совершенно внезапно, с дикой злобой, с огромной нечеловеческой силой. Эта нечеловеческая сила наводила ужас на всех жителей гадаринской страны. Невозможно было себе представить, что человек может обладать такой силой, такой злобой. Было страшно потому, что это сила неуправляема. И хотя его пытались, наверное, лечить и связывали цепями, но сила была настолько велика, что он легко разрывал цепи и, в конце концов, поселился вдали от города в пещерах, в гробах, как говорит Святое Евангелие, потому что в пещерах хоронили усопших. Только там он мог как-то существовать, не причиняя зла людям, но сам, конечно, страдал.

И вот приходит Господь в эту страну гадаринскую, страну несчастную, страну страдающую. Ведь, если в этой стране были такие люди, а этот гадаринский бесноватый был не один, об этом говорит евангелист Матфей, то, значит, жители этой страны жили неблагочестиво. И не только жили неблагочестиво, но ещё и совершали страшные грехи и имели пороки. И за это было попущено им испытывать действие злых духов.

Но, любой человек, как бы он ни был болен или одержим, имеет бессмертную душу, к которой бесы не могут прикоснуться. И эта душа бессмертная ищет Бога. И этот человек, конечно, в глубине души искал Бога, искал исцеления. Он припадает к ногам Христовым со смирением и даже сам не может говорить ничего, за него говорят сами бесы. Они говорят: «Если хочешь нас изгнать, то пошли нас в свиней», -  потому что прекрасно понимают, для чего Господь пришел в эту землю. Господь пришел, чтобы очистить эту страну от бесов, от нечестия, от греха. Они знают, что обречены на изгнание и говорят «пошли нас хотя бы в свиней» потому, что где-то им надо находиться. И Господь повелевает. Не то, что Он исполняет их просьбу, Он Сам повелевает, считая целесообразным и необходимым так поступить. А для чего Он посылает в свиней этих нечистых духов? Во-первых, для того, чтоб люди увидели, что может бес с делать с человеком. Одержимые свиньи бросились с крутизны в море, и все огромное стадо, более двух тысяч свиней, утонуло. Во-вторых, Господь повелевает войти в свиней потому, что не полагалось по закону Моисея иудеям держать свиней и вкушать свинину. Это был явный грех. Не просто грех какой-то извинительный, а это был богоборческий грех, явный протест против заповедей Божиих, явное непослушание воли Божией. И для того, чтобы уничтожить этот предмет непослушания, Господь посылает бесов в свиней.

Несчастный человек становится здоровым и просит: «Господи, разреши, я пойду за Тобой!» Он не может возвращаться к прежней жизни, потому что он знает, что ждет его дома. Он знает, что дома ждет его грех. Его сродники, его близкие, его знакомые будут предлагать ему грешить. От этого он может опять заболеть, опять стать бесноватым, а этого он боится больше всего. И поэтому он говорит: «Господи, разреши мне пойти за Тобою, стать Твоим учеником, стать Твоим последователем!»

И опять вопрос: Господь не благословляет. Он говорит: «Пойди и возвратись в свой дом, в свое отечество», - хотя ему так не хотелось этого делать, – «и возвести, что сотворил с тобою Господь!» Фактически, Христос не отвергает желание этого бывшего бесноватого больного человека стать апостолом, просто посылает его апостольствовать в свое отечество, своим близким. Это самое тяжелое апостольство, самая тяжелая проповедь. Ведь, нет пророка в отечестве своем, говорит Священное Писание. И этот человек, который был направлен возвещать славу Божию, конечно, был направлен Господом на скорби и страдания, был направлен на поношение, на издевательство, на насмешки, а, может быть, и на мученичество. Но это великий подвиг, который человек должен совершить, чтобы полностью освободиться от власти нечистого, чтобы стать окончательно здоровым и спастись.

А дальше происходит ещё более неожиданное событие. Приходят жители той страны гадаринской и, узнав о великом чуде, конечно же, поражаются и удивляются. Но что же они говорят? Они просят остаться у них? Они просят, чтобы Господь навестил других больных, чтобы помог им в их жизни избавиться от грехов? Они просят прямо противоположного! Они говорят: «Господи, уйди от нас! Нам не нужна Твоя проповедь, нам не нужно покаяние, нам не нужна новая жизнь! Мы любим свои старые грехи, мы любим свои страсти, мы не хотим расставаться со своим богатством, со своими свиньями, которых пасем. Мы не хотим вечной жизни!»

Настолько эти люди были повреждены грехом, настолько привязаны к земному благополучию, что отвергли Самого Господа. Отвергли не только Господа – отвергли свое спасение, свое исцеление, отвергли свою радость!

Вот, до какого безумия может дойти человек, привязанный к земному! Он будет отвергать все, что ему жизненно необходимо, все самое для него полезное и спасительное. Наверное, все жители той страны находились в той или иной степени под действием нечистого духа.   

Как часто этот нечистый дух действует незаметно для человека! Человеку кажется, что он поступает по своей воле, что он здраво мыслит, что он способен принимать правильные решения. А, на самом деле, все эти решения принимают за него духи нечистые, а ему только внушают в виде помыслов и говорят ему: «Ты сам во всем разберешься, ты сам все сделаешь, ты на все способен».

И в такой гордыне человек не способен чувствовать голос Божий. Он находится под действием, под руководством нечистого духа и совершает различные поступки, которые совершенно необъяснимы с человеческой точки зрения.

Удивительный вопрос: почему в мире совершаются преступления? И на этот вопрос нет внятного ответа ни в науке, ни в правиле. Люди, которые занимаются этим делом, не могут сказать, отчего совершаются преступления. Объясняют социальными причинами, плохим воспитанием, малообеспеченностью, нищетой. Но все это не может объяснить истинной причины. Бывают и бедные благочестивые люди, а бывают и богатые преступники. И не понятно, для чего совершать преступление человеку, который все имеет, у которого все есть. Зачем издеваться над людьми, издеваться над животными, воровать, накапливать средства, когда у человека миллиарды? Зачем обманывать людей? Это непостижимо, это необъяснимо!  Объяснить это можно только действием нечистых духов на человека, объяснить это можно только одержимостью человека, его рабством греху. Это становится понятно тогда, когда вспоминаешь гадаринского бесноватого, который сам бился о камни, наносил себе увечья против всякой логики, против здравого смысла, даже против законов природы.

Так поступают часто и современные люди. Они вопреки всему совершают грех, преступление и вредят не только окружающим, но и самим себе, но все равно идут на это. А, в конце концов, доходят до страшного греха самоубийства, находясь под действием лукавых духов. Вот, как страшна одержимость. Вот, как страшно беснование

Как же избавиться от этого? Ведь, если мы не видим каких-то явных признаков беснования в себе, то это не значит, что мы совершенно свободны от этого.

Один монах, который пришел на Афон и просил, чтоб его приняли в число братии, услышал в ответ от игумена такие слова: «Ты недостоин! Садись у ворот монастыря и проси прощения у всех. А через некоторое время посмотрим, достоин ли ты войти в нашу святую обитель».  И этот смиренный человек, который был безусловно достоин монашества, который был по своему смирению близок к Ангелам, сидел у ворот в течение трех лет и говорил всем, кто проходил мимо: «Помолитесь об о мне, святые отцы, я одержим нечистым духом». Причем, внешних признаков беснования у него, конечно, не было. Но этот человек чувствовал в себе постоянную борьбу помыслов, восстание страстей, склонность ко греху, желание грешить, чувствовал в себе бесовское уныние, ярость, гордость, обиду и понимал, откуда это все приходит. Он понимал, что одержим.

 Но мы с вами не всегда это понимаем. Когда мы приходим на исповедь, то порой даже этого не замечаем и не знаем, что в этом надо каяться. Когда мы соглашаемся с нечистыми помыслами, когда мы внутри себя злимся, обижаемся, гордимся, мы не понимаем, что в этот момент мы одержимы и что необходима нам помощь Божия.

Необходимо припасть к ногам Христовым со смирением, со слезами и с покаянием. Даже если мы внешне, слава Богу, не совершили какого-то тяжелого греха, то внутри постоянно идет брань, война с помыслами, война с духами нечистыми. Апостол Павел говорит, что наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных. И сам он испытывал эту брань. Помните, как он говорит в одном из посланий: «Дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся» (2 Кор. 12:7)? Всю жизнь он испытывал эту борьбу. Священное Писание и Священное Предание не открывают нам подробностей этой борьбы, но это явно действие нечистого духа на апостола. И он не стесняется об этом говорить. Он дальше добавляет: «Я молился Господу, чтобы он был от меня отнят, чтобы избавиться мне от этой брани», -  потому что она изнуряла апостола, она была ему тяжела. Подвижник, который обошел всю вселенную, который не боялся смерти, просил не о том, чтобы избавить его от внешних страданий, он просил о том, чтобы он был избавлен от этого действия лукавого духа – аггела сатанина. И что он услышал в ответ? «Довлеет тебе благодать Моя», - сказал ему Господь, - «потому что сила Божия в немощи человеческой совершается».

 Для смирения, чтобы не превозносился, не гордился человек, попущена ему брань с духами нечистыми. И в этой брани нельзя останавливаться, нельзя опускать руки, нельзя предаваться беспечности. Или ты побеждаешь, или тебя побеждают, как на войне. Эта брань необходима человеку для того, чтобы преуспеть в смирении, для того, чтобы не надеяться на свои силы, на свою праведность, а надеяться только на Бога. И дай Бог, чтобы Господь оградил нас от действия лукавых духов или не попускал нам испытывать их действие выше наших сил, чтобы эта брань была для нас спасительной, а не губительной, чтобы мы преуспевали в смирении и любви к Богу. Ему же слава и держава во веки веков!  Аминь.

Вернуться назад
Обсуждение закрыто

Инфорино - интерактивный справочник организаций

Сегодня :

 

Икона дня


Объявления о событиях в храме и приходе

Обращаемся за помощью! Группе милосердия храма иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" очень нужны волонтеры для помощи больным в Боткинской больнице. Обращаться к координатору группы Васильевой Галине. Телефон: +7(963)770-82-77


 

Телефоны храма:

Дежурный священник
8 (985) 241-40-52

Телефон церковной лавки
8 (495) 945-37-46

дежурный по храму
(для звонков в ночное время)
8 (495) 946-10-45

Внутреннее убранство нашего храма

 

Внутреннее убранство храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле г. Москвы

Ваша жертва на храм

Пожертвование на храм

Перейти на сайт приписного храма

Перейти на сайт приписного храма Святых бессеребреников Космы и Дамиана при Боткинской больнице

Православное радио











Наши друзья
 

 

Православный телеканал «Союз» Православный медиапортал на www.orthodoxy.pro Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Совместный проект Русской Православной Церкви и радио России - Мир. Человек. Слово

 

Вход

Логин:

Пароль:




Сейчас на сайте
Администраторы: 0
Пользователи: 0
Гости: 18
Всего: 18

Наш форум
Подписка на канал новостей в формате RSS

Новости | Расписание Богослужений | Проповеди | Духовное Утешение | Социальное служение |  Воскресная школа |
"Клуб трезвости" | Паломничество | Прошедшие поездки | Выставки | О иконе | О храме | Духовенство храма | Молодёжное движение |
Записки о поминовении | Церковный календарь | Первые шаги в храме | Жертва на храм |
Катехизация | Фотогалерея | Наш храм изнутри | Обратная связь | Контакты | О сайте | Карта сайта |



® 1909 - 1924 ... 1991 -   Официальный сайт храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы

Создание, поддержание и модификация сайта © GAMA 2012 - по сей день

Со Светлым Христовым Воскресением!!! Христос Воскресе! Воистину Воскрес!