| РАЗМЕР ШРИФТА: A A A | ИЗОБРАЖЕНИЯ: ВЫКЛ. ВКЛ. | ЦВЕТ САЙТА: Ш Ш Ш |

 

Валерий Михайлович ХАЛИЛОВ (30 января 1952 - 25 декабря 2016)

 

Валерий Михайлович ХАЛИЛОВ родился 30 января 1952 г. в городе Термезе Узбекской ССР (ныне - Республика Узбекистан) в семье военного дирижера. В 1963 г. поступил в Московскую военно-музыкальную школу (ныне - училище), где занимался по классу кларнета у Е.М. Егорова. Затем учеба на военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. После окончания военно-дирижерского факультета с 1975 по 1981 г. проходил службу в должности военного дирижера военного оркестра Пушкинского высшего командного училища радиоэлектроники противовоздушной обороны. С 1981 г. - преподаватель военно-ди- рижерской кафедры Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В 1984 г. переведен в орган управления Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР, где в 1992 г. стал заместителем начальника, а с октября 2002 г. - начальником Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации - главным военным дирижером. В этой должности неоднократно выступал в качестве дирижёра сводного военного оркестра, принимавшего участие в Парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади. С 2007 г. является музыкальным руководителем Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня».

В апреле 2016 года назначен на должность начальника ансамбля-художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, доцент. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Почета и рядом медалей.

Генерал-лейтенант Халилов, художественный руководитель ансамбля имени Александрова трагически погиб в авиакатастрофе близ Сочи самолета Ту-154 Минобороны России.

14 января митрополит Илларион (Алфеев) совершил чин отпевания покойного в московском Богоявленском Елоховском соборе.

Погребение состоялось на Михайло-Архангельском погосте близ деревни Халино, на «малой родине» погибшего. Именно здесь Валерий Халилов провел детство и всем сердцем любил их. Здесь же он завещал и похоронить себя. Каменный храм Архангела Михаила, у стен которого похоронили Валерия Халилова, был построен в 1814 году. В 1863 году в храме был крещен знаменитый фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Валерий Халилов этот храм очень любил, часто посещал и жертвовал деньги на его восстановление.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года имя Валерия Халилова присвоено Московскому военно-музыкальному училищу.

Его имя будет носить Международный военно-музыкальный фестиваль «Амурские волны» в Хабаровске.

Указом Главы Республики Тыва Ш. В. Кара-оола от 7 января 2017 года Тувинской государственной филармонии присвоено имя Валерия Михайловича Халилова.

Имя Валерия Халилова будет присвоено одной из улиц города Киржач во Владимирской области

 

Сегодня мы публикуем отрывки из различных интервью с Валерием Халиловым

О семье

  — Папа у меня был военным дирижером. Он был уникальный человек, великолепный музыкант. Наверное, поэтому музыка для меня всё же, несмотря на детский возраст, стояла далеко выше футбола. Папа дал понять, почувствовать, что она — не стяжательство чувств, что это самое настоящее и важное в человеческой жизни.

 У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Все мои внуки занимаются музыкой. 
Мы — династия военных дирижёров. 

Моя семья - это я с супругой, две наши дочери, Маша и Оля, и внуки Ваня, Федя, Даша и Стёпа. У нас существует семейная традиция - вечером 31 декабря идём в цирк. Это так правильно. Цирковое представление уже само по себе праздник. И такое чудесное настроение там рождается, настоящее, предновогоднее. Семейное, родное... Ведь у каждой семьи обязательно должны быть свои традиции...

О крещении и вере

  — Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным. Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры — я и вовсе не понимаю!

   Меня крестили в четыре года. Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет». Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили. Я вот этот момент очень хорошо помню. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду.

   Я спал в сенях, и у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей, но каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне, в этой избе. Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали многие дома. Тогда вот такое было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.

   Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

    Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… Я жил у метро Октябрьская на улице Якиманка, так она сейчас называется, и там церковь. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось. Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими – пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь – нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.

   Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем больше туда тянуло. Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут, может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!

О выборе профессии

Валерий Халилов начал заниматься музыкой  в четыре года. В семье военного дирижера иначе и быть не могло. Как у всех, были скучные гаммы и тоскливый взгляд в окно, где сверстники гоняли видавший виды мяч. 


   — Вот в футбол я играть хотел, это было. Выскочить к пацанам — и бегать, бегать, бегать. Люблю футбол, страстный болельщик. Но... занимался музыкой. У нас хорошая дисциплина была в семье. Я с детства с отцом мотался по гарнизонам.

    Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. Конкурс, кстати, был огромным - человек 50 на место. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения. Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения – 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Тем не менее, нам давали прекрасное образование, условия были замечательными: школа тогда находилась в живописном уголке Москвы, в Серебряном Бору. Во всём, что касается музыки, у меня проблем не было. Я уже тогда жил музыкой. Учился дирижированию под руководством профессора Георгия Петровича Алявдина. А вот задачки, формулы... Неинтересно мне это было. Но до двоек-троек не доходило. Я же ещё очень подвижный был, спорт любил, бегать, прыгать, волейбол, футбол. И для спорта были все условия. Зимой заливали каток, играли в хоккей, плавали, бегали на лыжах. О нас заботились, как подобает. И при всей сложности учёбы здоровье у всех было отменное. Но было по-настоящему трудно. Никаких пап-мам, тут подчиняешься законам коллектива. Чёткий режим: зарядка, питание по расписанию, вечерние поверки, караулы, казарма, строгая дисциплина. Редкие увольнения. В общем, нормальная военная обстановка. И нельзя сказать, что как у солдат по призыву, но армейский дух был во всём. Но со временем ко всему адаптируешься. Многое компенсировал интерес к музыке, конечно. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

Композитором Валерий Халилов стал под влиянием Виктора Акимовича Шепелёва, известного в военной (и не только) среде композитора, автору замечательных маршей, пьес для оркестра. 


   — Курсантом в институте военных дирижёров я начал заниматься композицией.

Шепелёв преподавал у нас на кафедре инструментовки. Мне было интересно получать знания у него, делать полифонические задачки, в которых предполагалось сочинение контрапунктов. А это уже начало композиторской работы. Потом я поступил в кружок военно-научного общества для того, чтобы овладеть композиторским начальным письмом. Вдохновение писать музыку — это такое вдохновение направленное, определённое. Для того, чтобы писать профессионально музыку, нужно, за редким, редчайшим исключением, какими были, например, Булат Окуджава или Владимир Высоцкий, надо иметь профессиональное образование.

О военной музыке

 «Музыка удваивает, утраивает армию», «С крестом в руке священника, с развернутыми знаменами и с громогласною музыкою взял я Измаил!».

А.В.Суворов

  — Военная музыка необходима и полезна. Она прекрасна, она делает людей чище, возрождая в них лучшие качества, возбуждая чувство патриотизма. Это замечаешь, в каком бы уголке земного шара нам ни приходилось выступать. Но мы очень любим гастролировать именно по России. Это особенная миссия. Как можно не посетить места, где тебя не просто ждут — где нуждаются в подобных концертах, выступлениях? 
И сами музыканты по-особенному чувствуют места, которые называются российской глубинкой. Ты приобщаешь людей к своему музыкальному миру и одновременно приобщаешься к большому миру всех людей на земле. Видишь, как они живут, чувствуешь так же, как они, и начинаешь лучше понимать то государство, объединёнными которым мы живём.

Военный оркестр - связующее звено между армией и народом…

Наша музыка представляет собой экологически чистый жанр. Ее нельзя ни с чем перепутать, ни с чем смешать. Мы играем на улице, в помещении. Играем при любых метеорологических условиях, при любой погоде, и заменить оркестр нечем.

И конечно, людей привлекает благородный и чистый тембр инструментов. Ежедневно, можно сказать, ежечасно наши военные оркестры утверждают музыкальную государ- ственную символику страны через государственный гимн, через воинские ритуалы

О молитве в военном марше

   — Однажды полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу “Генерал Милорадович”, зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: «Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш». И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

   Генерал Милорадович, командуя арьергардом, не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года. В 1825 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

    И в этом марше впервые в русской и советской истории музыки я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал – я при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

Композитору, художественному руководителю Ансамбля имени Александрова Валерию Халилову 30 января 2017 года могло бы исполниться 65 лет.

 

«Память о человеке не исчезает с его уходом»

Митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, Илларион (Алфеев): «Он прожил по человеческим меркам недолго, но это была прекрасная жизнь. Кончина Валерия Михайловича была трагической, и мы до сих пор не можем оправиться от новости о случившейся над Черным морем авиакатастрофе, которая для всех нас была неожиданной и, как бывает в таких случаях, застала врасплох. Но у Бога нет ничего случайного ― Он определяет и время рождения человека, и время его смерти. Бог отмеряет каждому человеку срок жизни. Он определяет, каким образом, при каких обстоятельствах, в какое время и в каком месте человеку прийти в этот мир и покинуть его.

    За порогом смерти человека ждет вечная жизнь. И мы знаем, что Валерий Михайлович был искренне и глубоко верующим человеком. Он знал и верил, что за порогом смерти его встретит Господь.

    Всю свою жизнь этот человек отдал служению Родине. Он был потомственным военным дирижером, можно сказать, это у него было в крови. Он получил это от своего отца и передал своему брату ― военно-дирижерская династия продолжается. На протяжении долгого времени Валерий Михайлович был главным военным дирижером России. Он достойно нес служение, возложенное на него Родиной. В течение многих лет Валерий Михайлович возглавлял сводный оркестр Московского военного гарнизона во время парадов на Красной площади. И всего лишь несколько месяцев ему было суждено управлять прославленным ансамблем песни и пляски имени Александрова. Неисповедимы пути Господни: вместе с певцами хора этого ансамбля, с несколькими солистами оркестра и балетной труппы он перешел в мир иной.

    Мне довелось близко знать Валерия Михайловича, дружить с ним с тех пор, когда девять лет назад мы вместе ездили в Америку для того, чтобы представить написанную мной «Рождественскую ораторию». Так случилось, что именно он был первым исполнителем этого сочинения. Мы вместе проехали по нескольким городам Америки, и до сих пор его там помнят и любят. Когда пришло известие о его трагической кончине, тогда не только здесь, в России, но и в Америке и других странах мира вспоминали В.М. Халилова и всех, кто погиб вместе с ним при крушении самолета.

    Еще и еще раз скажу: человек создан для вечной жизни. Эта жизнь продолжается и здесь, на земле, потому что память о человеке не исчезает с его уходом, но остается в сердцах близких, в сердцах всех тех, кто его знал и любил. Память о Валерии Михайловиче останется в военно-музыкальном училище, которое он окончил, и которое теперь будет носить его имя. Но вечная жизнь для самого человека, уходящего из этого мира, продолжается в мире ином. И прощаясь сегодня с Валерием Михайловичем здесь, на земле, мы не прощаемся с ним, потому что понимаем: каждый из нас в свое время перейдет в иной мир, где мы встретим и его, и тех, кто одновременно с ним погиб в той страшной катастрофе, и всех наших близких.

    Будем молиться об упокоении новопреставленного раба Божия Валерия. Будем просить, чтобы Господь простил ему все прегрешения вольные и невольные, потому что, как сказано в молитвах чина отпевания, нет человека, который прожил бы жизнь и не согрешил. Будем молиться Богу о том, чтобы Он упокоил душу новопреставленного Валерия в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

 

"Знал его как человека душевного"

Ведущий солист Ансамбля имени Александрова Вадим Ананьев: "Я знал Валерия Михайловича достаточно давно, когда он еще был полковником. Знал его как человека прекрасного, душевного и как музыканта великолепного. Он сочинял прекрасные песни. Мне посчастливилось петь его романс "Дорогая, сядем рядом" на стихи Есенина. Он очень интересно дирижировал и а капельными вещами, и всем оркестром. С ним было комфортно работать: он задавал такой темп музыки, где вокалисту можно было полностью себя показать. Это очень важно. Халилову потребовалось очень мало времени, чтобы войти в специфику работы коллектива. Я и моя семья очень благодарны Валерию Михайловичу за то, что он освободил меня от этой поездки. У меня маленькие детишки, в прошлом году родился сын, и жена очень просила остаться дома, помочь".

 

"Он легко зажигался от хороших идей"

Генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ВМОМК имени Глинки) Михаил Брызгалов: "Таких людей, как Валерий Михайлович, в жизни встречается очень мало. Мало того, что он был великолепным дирижером, исполнителем, пианистом, композитором, он был прекрасным человеком, с ним всегда было легко, приятно. Он легко зажигался от хороших идей. Есть очень много планов, придуманных им. Сейчас наша задача все это реализовать уже в память Валерия Михайловича. Многое из того, что будет исполнено, будет посвящено имени Валерия Михайловича, что-то из этого будет носить его имя".

 

"Потеря для всей нашей культуры"

Художественный руководитель Академического большого хора "Мастера хорового пения", завкафедрой современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории Лев Конторович: «Халилов одареннейший музыкант, блестящий дирижер и великолепный организатор. «Спасская башня" - его фестиваль, он проводил потрясающий подбор оркестров и огромную работу. И с ним всегда было удивительно легко и приятно общаться".

Художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории Александр Соловьев: «Гибель Халилова - потеря для всей культуры. Он очень хотел, чтобы Ансамбль имени Александрова развивался динамично, привнести что-то новое, сделать новые обработки для хора. Уход Валерия Михайловича - это системная потеря для всей нашей культуры».

Просмотров: 121


Инфорино - интерактивный справочник организаций

Сегодня :

 

Икона дня


Объявления о событиях в храме и приходе

Обращаемся за помощью! Группе милосердия храма иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" очень нужны волонтеры для помощи больным в Боткинской больнице. Обращаться к координатору группы Васильевой Галине. Телефон: +7(963)770-82-77


 

Телефоны храма:

Дежурный священник
8 (985) 241-40-52

Телефон церковной лавки
8 (495) 945-37-46

дежурный по храму
(для звонков в ночное время)
8 (495) 946-10-45

Внутреннее убранство нашего храма

 

Внутреннее убранство храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле г. Москвы

Ваша жертва на храм

Пожертвование на храм

Перейти на сайт приписного храма

Перейти на сайт приписного храма Святых бессеребреников Космы и Дамиана при Боткинской больнице

Православное радио











Наши друзья
 

 

Православный телеканал «Союз» Православный медиапортал на www.orthodoxy.pro Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Совместный проект Русской Православной Церкви и радио России - Мир. Человек. Слово

 

Вход

Логин:

Пароль:




Сейчас на сайте
Администраторы: 0
Пользователи: 0
Гости: 2
Всего: 2

Наш форум
Подписка на канал новостей в формате RSS

Новости | Расписание Богослужений | Проповеди | Духовное Утешение | Социальное служение |  Воскресная школа |
"Клуб трезвости" | Паломничество | Прошедшие поездки | Выставки | О иконе | О храме | Духовенство храма | Молодёжное движение |
Записки о поминовении | Церковный календарь | Первые шаги в храме | Жертва на храм |
Катехизация | Фотогалерея | Наш храм изнутри | Обратная связь | Контакты | О сайте | Карта сайта |



® 1909 - 1924 ... 1991 -   Официальный сайт храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы

Создание, поддержание и модификация сайта © GAMA 2012 - по сей день