| РАЗМЕР ШРИФТА: A A A | ИЗОБРАЖЕНИЯ: ВЫКЛ. ВКЛ. | ЦВЕТ САЙТА: Ш Ш Ш |

Вернуться назад

Русская иордань

Автор: Анатолий Плево
Просмотров: 2488 Комментарий: 0

    Ох, и лютует крещенский мороз! Поземкой заметает пути-дороги, сугробами перекрывает путь. Но вот православный люд во главе со священником, наполняя окрестности праздничными песнопениями, идет к «иордани» — так называется вырубленная во льду реки, озера или пруда купель в форме Креста.

Почему «иордань»? В память о Крещении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан. Батюшка освящает воду после вечернего богослужения. Кажется, даже природа радуется этому торжеству: затихли метели, рассеялись, словно туман, серые тучи, освятив небо мириадами звезд, а срубленную купель — ярким светом луны. После чина великого освящения воды желающие окунаются в ледяную крещенскую воду.

Эта традиция своими корнями уходит в древние времена, когда русичи окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. Церковь Христова наполнила ее иным, духовным смыслом. И теперь для кого-то крещенское купание становится первым шагом к храму: ведь человек не только окунается в воду, чтобы стать здоровее телесно, но и, как правило, присутствует на богослужении — быть может, первом в своей жизни.

 

Великий наставник жизни христианской

К 200-летию со дня рождения
святителя Феофана Затворника

 

   23 января 2015 года Русская Православная Церковь отмечает 200-летие со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, творения которого помогают множеству людей идти по пути спасения.

Святой Феофан в своих трудах обращался к современникам и, прежде всего, к светским людям его эпохи. Его житие протекало во второй половине ХIХ века, когда в Россию с Запада хлынула муть ересей и безбожных материалистических учений, поднятая волнами революций, свергавших законную власть.

Технический прогресс западных стран, поражая воображение, еще более усиливал соблазн бунта против Творца и Небесного Царя. В моду в России всё более входили революционность и атеизм.

Видя это, святитель вступил в духовную битву за спасение душ наших соотечественников. Он свидетельствовал о горьких плодах отступления от веры и указывал способы выхода из гибельного для человека состояния. Самый главный из них — в обращении к Богу и готовности воли человека свободно принять благодать Божию в Таинствах Святой Православной Церкви. Святой Феофан призывал паству хранить верность Православию, любить Отечество и почитать законную власть.

Однако главным делом жизни угодника Божия была молитва. Поэтому  он удалился в Успенскую Вышенскую пустынь, где молился и трудился в уединении. Здесь святителем были переведены на русский язык многие творения Святых Отцов и написаны сочинения, разъясняющие суть Христианства.

В этом выпуске «Духовного утешения» мы хотим рассказать нашим читателям о монастыре, где подвизался этот удивительный святой и о чудесах, совершающихся от его мощей в наше время.

 

С Выши Небо ближе

Центром юбилейных богослужений и просветительских собраний, посвященных святителю Феофану, сегодня является Успенский Вышенский монастырь.

Здесь наставник жизни христианской провел 28 лет, из них 22 года – в затворе. А в 2002 году сюда многотысячным крестным ходом во главе со Святейшим Патриархом Алексием II были перенесены его святые мощи, тайно обретенные православными в разоренной обители в 1973 году.

Даже сейчас, в XXI веке, паломнику, направляющемуся на Вышу, становится ясно, почему именно это пристанище иноков было избрано святым для уединенных молитв и писательских трудов.

Эта обитель лежит вдали от больших городов, среди живописной природы, при слиянии двух рек: Выши и Цны. Несмотря на то, что внешний вид монастырских стен и выросшего вокруг поселка еще носит следы запустения безбожных времен, Выша и сейчас радует глаз богомольца своей особенной красотой. Она окружена лесами с величественными соснами, подступавшими некогда к самой ее ограде.

Выбирая место для монастыря, его первые насельники, по преданию, опустили в реку икону Божией Матери. Она пристала к берегу там, где располагались земли матери Государя Михаила Феодоровича — старицы Марфы Иоанновны. Рассмотрев челобитную иноков, она даровала эти земли обители.

Покровительству Царицы Небесной обязана обитель и обретению своей главной святыни.

В грозном 1812 году 46-летняя дворянка Мария Иоанновна Аденкова, поступившая после кончины своего супруга послушницей в Московский Зачатьевский Алексеевский монастырь, спасаясь от наполеоновских захватчиков, покинула столицу. Она ехала в Тамбов, в Вознесенскую женскую обитель, и везла с собой родовую Казанскую икону Божией Матери, которой родители благословили ее при вступлении в брак.

На пути в одном из безлюдных мест извозчик вдруг свернул с прямой дороги в лес, намереваясь ограбить и убить Марию Иоанновну. Поняв, что ей угрожает смертельная опасность, она взмолилась об избавлении от беды Матери Божией. «Не бойся, Я твоя Заступница»,— послышался вдруг голос, и в ту же минуту ямщик лишился зрения. Придя в ужас, он раскаялся и умолял Марию Иоанновну испросить ему помилования, обещая доставить ее невредимой в обитель. После молитвы он прозрел.

Четыре года спустя Мария Иоанновна приняла постриг с именем Миропия в Тамбовском Вознесенском монастыре. А в 1827 году ей во сне явилась Матерь Божия, Которая повелела передать икону в Вышенскую пустынь.

После этого от Казанской иконы в Вышенском монастыре стали совершаться многочисленные исцеления больных, признанных безнадежными. В вечернее время, когда храм был закрыт, богомольцы часто видели, как его озаряло яркое сияние, а лампада перед иконой вспыхивала сама собой. Особо проявилась милость Божия через Вышенский образ Божией Матери во время эпидемий 1853 и 1859 годов, когда, благодаря святыне, жители Шацка и Моршанска были избавлены от холеры.

Вот как описывал Успенскую Вышенскую пустынь очевидец во времена святителя Феофана: «В летнее время окружающий воздух пропитан благоуханием смолы и всегда полон таинственного шума могучего векового бора. Внутренняя жизнь иноков течет по уставам древнего пустынножительства, с целодневными стояниями в храме, столповым пением и псалмодическим чтением. Обитель строго общежительная, и ни один насельник ее не имеет ни копейки собственности».

Строгость уставного богослужения, которой отличалась Вышенская пустынь, была созвучна сердцу святителя Феофана. Много раз он выражал любовь к этому святому месту: «Мне здесь крепко хорошо. Порядки здесь истинно монашеские. Служб у нас соберется часов на десять». «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, и Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него». «Вышу можно променять только на Царство Небесное».

Количество и разнообразие сочинений, написанных святителем Феофаном в затворе на Выше, необычайно велико. Наиболее значительны его толкования на все послания святого апостола Павла и перевод на русский язык «Добротолюбия» — свода творений Святых Отцов о духовной жизни. Многими православными людьми любимы его книги «Путь ко спасению», «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?»

 

 

 

 

 

Великий духовный писатель земли Русской отошел ко Господу 19 января 1894 года (по н. ст.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподобный Оптинский старец Варсонофий откликнулся на оставление Вышенским подвижником земной юдоли такими стихами:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В великий светлый день Богоявленья

Призвал Господь избр анного раба

В Небесные и вечные селенья;

Исполнил он свое предназначенье;

Окончилась великая борьба!

Покорный Высшему Небесному веленью,

Он на стезю безмолвия вступил

И подвиг свой великий довершил,

Исполненный глубокого значенья.

В наш буйный век духовного растленья

Воочию он миру показал,

Что в людях не погибли высшие стремленья,

И не померк в их сердце идеал.

Незримый никому, в безмолвии глубоком,

Наедине с собой и с Богом проводил

Он время; Церкви же Христовой он светил

Учением святым и разумом высоким.

На Божий мир, на все его явленья

Взирая с внутренней, духовной стороны,

Стремился он постигнуть глубин ы

Их тайного и чудного значенья.

Убогой скудости, смиренной простоты

Являло вид его уединенье.

На всем — следы сурового лишенья,

И нет предметов в ней тщеславной суеты.

Лишь всюду в идны груды книг —

Отцов Святых великие творенья,

Что будят в нас небесные стремленья,

Освобождая дух от чувственных вериг.

Глубоких дум в них видно отраженье;

Изображены в них светлые черты

Иной — не гибнущей и вечной красоты;

Исполнены они святого вдохновенья…

Потомству он оставил в назиданье

Свои творения — великие труды,

Ума бесстрастного высокие созданья

И дивных подвигов духовные плоды.

Одним они проникнуты стремленьем:

Исполнить света жизненный наш путь

И ревности святой огонь вдохнуть

В нас, обессиленных страстями и сомненьем.

И многие сыны сомненья и печали,

Чья жизнь была бесплодна и пуста,

Прочли те чудные и светлые скрижали,

Что познавать учили Бога и Христа,

И, п олны радости, глаголам их внимали;

В них чувства новые тогда затрепетали.

И многие из них пошли иным путем;

И, свергнув путы лжи и обольщенья,

Что овладели их и сердцем, и умом,

И благодатного исполнясь просвещенья,

В смирении поверглись пред Христом.

 

 

 

 

Чудеса святителя Феофана

 

 

 

 

Принято думать, что святитель Феофан не был чудотворцем, что он не исцелял больных. На самом деле он исцелял. Только всё это было скромно и негласно. Об этом мало кто знал. Исцеления совершаются и сейчас.

 

Монахиня Варвара, бывшая настоятельницей подворья Вышенского монастыря, по благословению игумении Нонны (Знаменской) в апреле 2009 года поведала корреспонденту журнала «Русский инок» Н. А. Свердловой следующее:

«Одна женщина работала в библиотеке, а сейчас трудится в краеведческом музее. Она просила монахинь привезти в библиотеку духовные брошюры для детского чтения, а вместе с книгами получила и маслице от мощей святителя Феофана. У нее была экзема на руках. Она помазала их маслом, и через некоторое время болезнь прошла.

Другая женщина ждала ребенка, плод неправильно лежал, ее готовили к операции. Она была невоцерковленной, но ее убедили класть на живот платочек, смазанный маслом от мощей святителя. Спустя две недели она пошла на прием к врачу. К великому ее удивлению, ей сказали, что плод перевернулся. Она благополучно родила мальчика. У нас в обители его и крестили».

Протоиерей Георгий Глазунов, настоятель храма в селе Эммануиловка, где с 1988 по 2002 год пребывали мощи святителя, на праздновании 110-летия со дня его кончины рассказал:

«Однажды вместе с паломниками сюда приехала женщина, у которой была межпозвоночная грыжа. Искупавшись в источнике, она вдруг не стала ощущать боли в спине. А врачи уже оформляли ее на вторую группу инвалидности. Возвращается домой, идет на томографию, а врачи ей говорят: „Никакой грыжи нет“».

«Одного мальчика, который от рождения не ходил,— рассказывает отец Георгий,— привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике святителя Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи. И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол, мама его опустила, и он побежал.

При этом присутствовала моя матушка, я служил. Народ стал возмущаться, потому что мальчик бегал радостный и якобы мешал им молиться. Говорят матери: „Что ты не возьмешь ребенка, он у тебя бегает по храму, мешает молиться!“ — а она стоит и плачет от радости, сказать ничего не может: мальчонка от роду не ходил, а здесь побежал!»

Протоиерей Георгий поведал и еще об одном случае: «Приехал сюда как паломник военный летчик из Волгограда. У него болела поясница — хронический радикулит. Он много уже потратил денег на лечение, но всё без толку. А здесь искупался — боль полностью прошла, и на следующий год он снова приехал, поблагодарить святителя Феофана».

А свидетельство благочинной, монахини Татианы:

 Примерно в 2010 году из г. Днепропетровска к нам на Вышу прибыли паломники. В их числе была женщина с дочкой шести лет, которая никак не могла научиться читать, буквы произносила, а слова никак не складывались. У девочки как раз был день рождения, и ее мама подумала: «Святитель Феофан, что ты подаришь моей дочке?» Помолились на службе, приложились к мощам угодника Божия, сели в автобус, а девочка взяла с одного из сидений детское Евангелие и начала читать.

А 6 августа 2011 года мощи святителя Феофана и Казанскую Вышенскую икону были крестным ходом принесены в Киев, где прошли годы юности святого, безраздельно посвященной Богу, и о котором он после ухода в затвор писал: «Киев — дорогое место. Как бы желалось побывать в нем!»

Икона Царицы Небесной и ковчег с мощами святого были поставлены в храме Воздвижения Креста Господня Киево-Печерской Лавры. Неожиданно стало ощущаться благоухание, очень явное, которое как бы волнами исходило из ковчега. Первым это заметил Владыка Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь). Благоухание повторилось и на Западе Руси, в Почаевской Лавре. И радостно плыло под сводами храмов пение: «Радуйся, святителю Феофане, богомудрый учителю и христианскаго жития наставниче!»

Вернуться назад
Обсуждение закрыто

Инфорино - интерактивный справочник организаций

Сегодня :

 

Икона дня


Объявления о событиях в храме и приходе

Приглашаем волонтеров в группу милосердия! 

Тел: +7(963)770-82-77 (координатор Галина Васильева)

---------------------------

Русская Классическая Школа

приглашает детей 4 - 6 лет на подготовительные курсы.

Тел: +7 (985) 906-17-48

(педагог Светлана Юрьевна)


 

Телефоны храма:

Дежурный священник
8 (985) 241-40-52

Телефон церковной лавки
8 (495) 945-37-46

дежурный по храму
(для звонков в ночное время)
8 (495) 946-10-45

Внутреннее убранство нашего храма

 

Внутреннее убранство храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле г. Москвы

Ваша жертва на храм

Пожертвование на храм

Перейти на сайт приписного храма

Перейти на сайт приписного храма Святых бессеребреников Космы и Дамиана при Боткинской больнице

Православное радио











Наши друзья
 

 

Православный телеканал «Союз» Православный медиапортал на www.orthodoxy.pro Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Совместный проект Русской Православной Церкви и радио России - Мир. Человек. Слово

 

Вход

Логин:

Пароль:




Сейчас на сайте
Администраторы: 0
Пользователи: 0
Гости: 6
Всего: 6

Наш форум
Подписка на канал новостей в формате RSS

Новости | Расписание Богослужений | Проповеди | Духовное Утешение | Социальное служение |  Воскресная школа |
"Клуб трезвости" | Паломничество | Прошедшие поездки | Выставки | О иконе | О храме | Духовенство храма | Молодёжное движение |
Записки о поминовении | Церковный календарь | Первые шаги в храме | Жертва на храм |
Катехизация | Фотогалерея | Наш храм изнутри | Обратная связь | Контакты | О сайте | Карта сайта |



® 1909 - 1924 ... 1991 -   Официальный сайт храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы

Создание, поддержание и модификация сайта © GAMA 2012 - по сей день