| РАЗМЕР ШРИФТА: A A A | ИЗОБРАЖЕНИЯ: ВЫКЛ. ВКЛ. | ЦВЕТ САЙТА: Ш Ш Ш |

Вернуться назад

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Просмотров: 344 Комментарий: 0

«Дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас с великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

Матерь Божия для нас всегда Путеводительница, Одигитрия, Которая прокладывает нам путь ко спасению. Она ведет нас по земной жизни и напутствует к жизни вечной. Она показывает нам, как достичь вечной жизни, как победить смерть, болезнь, как победить скорби и немощи человеческие.

Заботы житейские не могли отвлечь Богородицу от исполнения воли Божией.  Матерь Божия всегда была в трудах, но труды не отвлекали Её от молитвы.

Матерь Божья и нас учит трудам и молитве, потому что молитва без трудов приводит человека к гордыне и прелести, а труды смиряют человека. И тогда получается смиренная молитва. Та молитва, которая отверзает человеку вход в Царство Божие, которая делает его кончину не страшной смертью, а мирным успением. У нас в славянском языке даже нет слова «смерть», а есть слово «успение». Это слово прилагалось не только к Матери Божьей, не только к святым, но даже к людям – христианам, почившим о Господе. Древний человек понимал и чувствовал, что кончина – это не смерть, а преставление, предстояние пред Богом, это путь в Царство Божие.

Этот праздник, всегда такой тихий и такой светлый, нам об этом и говорит. Он напоминает нам и о нашем успении, чтобы наша кончина стала успением и переходом в Царство Божие».

Протоиерей Иоанн Кудрявцев

 

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом – этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднества, а восемь, столько же, сколько один из величайших Господских праздников – Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.

История праздника

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

Священное предание

В обычном порядке вещей люди не знают времени окончания своей земной жизни. Но святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне Своего преставления получила Пресвятая Богородица.

Получив откровение от Архангела Гавриила, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью.

Для служения Владычице при погребении Господь ко дню бессмертного Успения Своей Пречистой Матери чудесно собрал в Иерусалим сонм апостолов.

Христовы ученики, узнав от Нее о цели их собрания в Иерусалиме, горько плакали. Богородица же утешала апостолов и молилась о них Сыну Своему и Богу.

Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира. Сам Господь Спаситель в сопровождении ангелов явился принять исходившую из тела душу Богородицы. Как Дева-Матерь не оставила Его на Кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления. В этот момент тело Пречистой просияло необыкновенным светом. Как литые из золота Херувимы осеняли Ковчег Завета, так здесь, в Сионской горнице, живые Херувимы приосенили Ковчег Бога Слова — Пресвятую Богородицу.

Апостолы приняли погребальный одр на свои рамена, воспевая псалмы. Апостольскому пению явно для слуха вторил невидимый ангельский хор.

Ненавистники христианства со злобой хотели помешать торжественной процессии. Один из иудеев, Аффоний, желая опрокинуть одр, схватил носилки за край, но невидимая сила Божия отсекла ему кисти рук, а сам он ослеп. В ужасе он стал каяться и исповедовать Матерь Божию Богородицей. Тогда апостол Петр научил его попросить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям. Аффоний последовал апостольскому повелению и тотчас получил исцеление. Так Господь наказал иудейскую дерзость и сохранил честь Своего одушевленного Кивота.

Тело Богоматери было положено в Гефсиманскую гробницу, туда, где были похоронены родители Пречистой Девы и Иосиф Обручник, а душа Её была торжественно вознесена Господом на Небо. С этого времени Богоматерь во славе предстоит Престолу Сына Своего и Бога и с Ним вечно царствует. Она — Красота в Господней деснице, облеченная в солнце и благодатно сияющая всей вселенной.

Пречистое тело Божией Матери почивало в погребальной пещере около трех дней. Гефсимания была для Нее местом лишь временного упокоения. Один чудесный случай, промыслительно устроенный Богом, привел апостолов и всех христиан к уверению в факте воскре-шения и преображения Господом Спасителем Богоматернего тела, применительно к пророчеству Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот Твоей Святыни» (Пс. 131, 8).

Апостол Фома, по Божьему смотрению, не был вместе с прочими апостолами рядом с Богородицей в день Её Успения. Он очень скорбел об этом, и апостолы, желая утешить собрата, отвели его в Гефсиманию, чтобы он смог проститься с Богородицей. Отвалив камень от гроба, апостолы в изумлении увидели в пещере лишь погребальные пелены. Пораженные этим событием, апостолы вернулись в Иерусалим и пребывали в молитве. А на вечерней трапезе случилось чудо – пред их очами разверзлась кровля дома и Сама Матерь Божия явилась им в небесной славе, окруженная бесчисленным сонмом Ангелов и святых.

В соответствии со свидетельствами богослужебных песнопений честное тело Богоматери не видело тления во гробе. Приняв погребение, как смертная, Пречистая восстала вседействием духа, как Божия Матерь, и с преображенным телом перешла от земли на Небо. В силу происхождения от смертных родителей, Она имела естественную человеческую кончину, но гроб сделался для Нее лествицей к Небу, Гефсимания — местом веселия и сияния.

На земле Бог Слово опочивал 9 месяцев во чреве Матери Своей по плоти, как младенец. Ныне же на Небе Матерь Божия опочивает и вселяется в Боге. Она в предстоянии Троичному Божеству веселится, видя на Божием Престоле всенепорочное и обоженное Тело Сына Своего и Господа.

Все сказанное об Успении Богоматери и внутреннем значении его можно обобщить в форме такого заключительного положения: Успение Божией Матери, выражаясь библейски, есть взимание от земли на Небо преславного града Господня, восхождение чистого и всесвятейшего Божьего образа к Первообразу, приятие Небом Божией тьмочисленной святой Колесницы. Оно есть отлет из земного гнезда уязвленной любовью к Богу Чистой Голубицы для облетания Божьего Престола и вместе положение в Божии руки таинственной Книги, в которой написано Божие Слово.

 

Некоторые особенности богослужения

 

На великой вечерне изображается самая суть события. Успение Богородицы, как носительницы жизни, как престола Божия, могло быть только радостным, святым и славным преставлением на небо, почему и вызвало прославление и радость о себе ангелов и людей со всем чиноначалием тех и других. Картина события изображается в самых основных, но наиболее поразительных чертах по его видимой и невидимой стороне (участие ангелов в погребении наряду с апостолами), заканчиваясь молитвою к Усопшей о непрестанном сохранении и спасении нового Ее народа.

Читаются три паремии Богородицы: 1-я - видение патриархом Иаковом таинственной лестницы (Быт. 28:11-17), 2-я - видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма (Иез. 43:27-44:4), 3-я - дом и трапеза Премудрости (Притч. 9:1-11).

 

На литии ставится цель всесторонне раскрыть значение события, и посему начинают со значения его для ближайших участников — апостолов. Затем событие обозревается с самой широкой точки зрения по его отношению ко всему творению и с самой высокой точки зрения по его отношению к Богу Творцу - Отцу и Сыну. Указывается частное значение события для мира, Церкви и для Самой Богоматери. Молитвенно изображается участие апостолов (как представителей человечества)  в погребении Божией Матери.

 

 Тропарь Успения Богоматери сопоставляет празднуемое событие с наиважнейшим событием в жизни Богоматери — с рождением Ею Сына Божия.  И то и другое совершенно выходит из границ природы, и первое было обусловлено вторым: став Матерью Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть в собственном смысле, а только перейти к настоящей жизни от этой призрачной и неполной. Так, Успение Богородицы получает соответствующее значение и для нас — избавление молитвами Богоматери душ наших от смерти

На утрене по 50 псалме поется особая стихира праздника. Тогда как все другие песни праздника дышат радостью о Успении Богоматери, которое было собственно Ее воскресением к будущей жизни, эта стихира, служащая припевом к покаянному 50-му псалму, есть плач у одра умирающей Богоматери: она рисует картину Ее последних минут, как одр Ее окружали апостолы и плакали над ним во главе с апостолом Петром. Заключается стихира скорбной молитвою о сохранении Богородицею Ее паствы, которая, конечно, есть весь христианский мир, от всего угрожающего ей.

Далее следуют каноны Богородице. Они завершаются светиленом, который, являясь заключительной песнью канона, выражает последнюю волю Умирающей.

В виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери, во время которой совершается обнесение плащаницы Божией Матери вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет «Святый Боже...». После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника. Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы и помазание елеем.

pravoslavie.ru

 

 

На Успение Богородицы

 

В неизвестности, смиренно
В Назарете Ты цвела,
Средь молитв, уединенно,
Мирно жизнь Твоя текла.
Но Святой Своей десницей
Бог Тебя приосенил,
И небесною Царицей
Кроткой Деве быть судил.
Безызвестную обитель
Свет небесный осиял
Пред Тобою небожитель
С вестью радостной пристал.
Благовестнику внимала
Ты с смущенною душой, —
Но с покорностью сказала:
«Воля Бога будь со Мной!»
Все сбылось – Твоя Порфира,
Краше всех земных порфир!
Сын Твой – Бог, Спаситель мира!
Пред Тобой склонился мир!
Но и тяжких испытаний
Много Ты перенесла!
Крестных Господа страданий
Соучастницей была!
Ты молилась, изнывала;
Но к виновникам скорбей
Ты враждою не пылала…
Ты молилась за людей!..
И теперь, воспоминая

Твоего Успенья час,
Мы взываем: «Пресвятая,
Заступи, – помилуй нас!»
Много бурь в житейском море!
Средь его сердитых волн,
Без Твоей защиты вскоре
Наш погибнет утлый челн!
Дай нам сил к сопротивленью
В нас бушующим страстям!
Укажи нам путь к спасенью,
К безопасным берегам!
Дай – чтоб нас взяла могила,
Чуждых мира суеты!
Дай почить, как Ты почила,
И проснуться там, где Ты!

Протоиерей Николай Гурьянов

Вернуться назад
Обсуждение закрыто

Инфорино - интерактивный справочник организаций

Сегодня :

 

Икона дня


Объявления о событиях в храме и приходе

Подарки пациентам Боткинской больницы 


Приглашаем волонтеров в группу милосердия! 

Тел: +7(963)770-82-77 (координатор Галина Васильева)

---------------------------

Русская Классическая Школа

приглашает  детей 4 - 6 лет на подготовительные курсы.

Тел: +7 (985) 906-17-48

(педагог Светлана Юрьевна)


 

Телефоны храма:

Дежурный священник
8 (985) 241-40-52

Телефон церковной лавки
8 (495) 945-37-46

дежурный по храму
(для звонков в ночное время)
8 (495) 946-10-45

Внутреннее убранство нашего храма

 

Внутреннее убранство храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле г. Москвы

Ваша жертва на храм

Пожертвование на храм

Перейти на сайт приписного храма

Перейти на сайт приписного храма Святых бессеребреников Космы и Дамиана при Боткинской больнице

Православное радио











Наши друзья
 

 

Православный телеканал «Союз» Православный медиапортал на www.orthodoxy.pro Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Совместный проект Русской Православной Церкви и радио России - Мир. Человек. Слово

 

Вход

Логин:

Пароль:




Сейчас на сайте
Администраторы: 0
Пользователи: 0
Гости: 3
Всего: 3

Наш форум
Подписка на канал новостей в формате RSS

Новости | Расписание Богослужений | Проповеди | Духовное Утешение | Социальное служение |  Воскресная школа |
"Клуб трезвости" | Паломничество | Прошедшие поездки | Выставки | О иконе | О храме | Духовенство храма | Молодёжное движение |
Записки о поминовении | Церковный календарь | Первые шаги в храме | Жертва на храм |
Катехизация | Фотогалерея | Наш храм изнутри | Обратная связь | Контакты | О сайте | Карта сайта |



® 1909 - 1924 ... 1991 -   Официальный сайт храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы

Создание, поддержание и модификация сайта © GAMA 2012 - по сей день