skip to Main Content

Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы, выпуск № 11 (189), 01.03.2020

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
(2–7 марта)
Великий пост – самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. В его основе – подражание сорокодневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. В 2020 году пост начинается 2 марта и заканчивается 18 апреля. Наиболее строгие недели поста – первая и последняя (Страстная).
Великий пост – это время духовного расцвета и пробуждения, усиленной работы над своим внутренним состоянием, строгого воздержания, очищения наших грехов покаянием и сугубой молитвы. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) Великого поста на Великом повечерии читается канон преподобного Андрея Критского (†712) с припевами к каждому стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». По своему содержанию канон представляет собой сердечный плач о грехах и молитвенный вопль Богу о помиловании, облеченный в форму беседы с собственной душой. Для достижения своей цели – приведения души к искреннему покаянию – автор постоянно обращается к образам и сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Вся Священная история рассматривается преподобным Андреем как история человеческого греха и праведности, отвержения Бога и возвращения к Нему, единственному
Источнику всех благ.
Православные христиане всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона. Для лучшего понимания можно воспользоваться на службах книжками с параллельным переводом канона на русский язык и комментариями. Великий канон – это кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию.
Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о детях,
родственниках. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома.
Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга – а на некоторых по нескольку раз – читается молитва преподобного Ефрема Сирина, сопровождаемая земными и поясными поклонами. Молитва содержит напоминание о той
духовной «программе», которая составляет существо Великого поста и включает в себя борьбу с основными пороками и стремление к приобретению главных добродетелей: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия
не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.»

В будние дни Великого поста не совершается полная Литургия. Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в богослужебном круге. Вместо нее по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров – особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость – служба переносится, как правило, на утро.
В первую пятницу Великого поста по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом, орехами, сухофруктами),
которое затем раздается верующим.
Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Вринка. Прозвище Тирон буквально означает «новобранец» (в отличие, например, от «стратилат» – «военачальник»). Юношу принуждали принести жертву идолам, но святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя.
Начальник Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный к правителю Публию, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что мученик Тирон был осужден на сожжение. Он без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою душу Богу.
Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, благочестивой женщиной Евсевией. Впоследствии мощи его были перенесены в Константинополь, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе
Гаэте.
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361–363), желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). Поступив так, христиане не были посрамлены Юлианом  отступником, и почитание святого мученика Тирона после этого чуда распространилось. Например, празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал через пару десятков лет патриарх Константинопольский Нектарий (381–397).
В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста, а накануне, в пятницу, после заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных даров, читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, и освящается коливо.

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР САНАКСАРСКИЙ
(4 марта)
Преподобный Феодор Санаксарский (в миру Иван Игнатьевич Ушаков) родился в 1718 году в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и принадлежал к потомственному дворянскому роду Ушаковых. Родители определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в СанктПетербурге, где вскоре он был произведен в сержанты.
Однажды, когда Иоанн находился в веселой компании, один из товарищей неожиданно упал на пол и тотчас умер. Смерть юноши
так сильно повлияла на Иоанна, что этой же ночью он собрал вещи
и спешно покинул столицу, сославшись на то, что ему нужно срочно посетить родительский дом. За городом он отпустил слугу и карету, а сам переоделся в нищенскую одежду и отправился пешком в поморские леса, решив провести остаток жизни в тишине и уединении.
После нескольких лет скитаний он был пойман сыскной командой, преследовавшей живущих по лесам, и как сержант гвардии отправлен для личного представления императрице Елизавете Петровне. Императрица простила Ушакова и предложила вернуться
обратно в полк («Зачем ты тайно ушел из моего полка?»). Ушаков же отказался, попросив позволить ему стать монахом. Елизавета Петровна исполнила его просьбу, и в 1747 году (по другим данным – в 1748 году) в Александро-Невской Лавре он был пострижен в монахи с
именем Феодор.
Постепенно, слава о «необыкновенном монахе» (как его называл наследник престола Петр Федорович – будущий Петр III) распространилась по Петербургу, и к нему за советом и наставлением стало обращаться все большее число людей, в том числе и однополчан. Некоторые иеромонахи были этим возмущены и добились того, что Феодор в 1757 году был сослан в далекую Саровскую пустынь. За ним вместе отправились многие его ученики и ученицы. Спустя время количество учеников так выросло, что старцу отдали обедневшую Санаксарскую пустынь, находящуюся неподалеку от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши. К приезду преподобного Феодора единственная церковь обители была ветха и бедна, деревянные келии и ограда почти развалились, кровли сгнили. Преподобный энергично взялся за благоустройство монастыря. В 1762 году Тамбовский епископ Пахомий (Симанский), зная преподобного Феодора, призвал его к себе, убеждая принять священство и стать настоятелем. По своему смирению старец долго отказывался, но все же был убежден епископом и рукоположен в иеромонахи с поручением нести обязанности настоятеля Санаксарской пустыни.
Настоятелем преподобный Феодор был твердым и строгим. На богослужения посвящалось в сутки часов девять, а в воскресные и полиелейные дни – десять и более того; при всенощном бдении до двенадцати. В церкви он требовал раздельного неспешного чтения.
Каждый брат был обязан немедленно исповедовать любой помысел своему духовнику. На общей трапезе присутствовали все монахи, за исключением тяжело больных. Пища была простой и умеренной, без пирогов и белого хлеба, который не полагалось вкушать даже на
Пасху. Избегая поводов тщеславия, преподобный Феодор не постился более, чем было установлено, и на братской трапезе питался наравне со всеми, беря всего понемногу. В кельях не полагалось иметь никаких запоров. Каждому брату для назидания выдавались
из библиотеки одна-две книги. На общие монастырские труды – на покосы, ловлю рыбы – обязаны были ходить все. С братией выходил на работы и сам настоятель.
Для духовно-нравственного просвещения Феодор постоянно говорил общие поучения для братии – в храме, трапезе и в кельях, научая отсекать свою волю, внимать советам старцев и подвизаться тесным, скорбным путем. Не оставлял отец Феодор без наставлений и мирян,
обращавшихся за утешением и вразумлением. Богатым советовал не прилепляться к богатству, уделяя из него бедным, бедняков призывал к неленостному труду и честному исполнению своих обязанностей.
Сама жизнь настоятеля была поучительной – старца отличали смиренномудрие, кротость, незлобие, прямодушие и одинаковая по отношению ко всем ласковость.
При такой благочестивой жизни Феодора имя его становилось все более известным, и к нему стремились многие люди. В 1765 году по указу Императрицы Санаксарская пустынь стала именоваться Богородицким монастырем. С этого времени увеличилось число братии, и трудами отца Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная.
Со временем преподобному пришлось пережить тяжелое испытание. По доносу Темниковского воеводы, основанному на ложных обвинениях, старец в 1774 году был сослан в Соловецкий монастырь. Для допросов преподобный Феодор был вызываем в Воронеж, а оттуда заезжал в Задонский монастырь к пребывающему там на покое святителю Тихону. Он принял Санаксарского старца с великой любовью. Ученики святителя говорили, что никому другому он не был так рад, как отцу Феодору; три дня продолжалась между ними
духовная беседа. При отъезде святитель Тихон провожал его через весь монастырь, очень низко кланяясь напоследок. В Соловецком монастыре старцу пришлось прожить девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом и испытывая страдания от холода и сильного угара. Не раз преподобный Феодор был близок к смерти, и его едва живого выносили из кельи и оттирали снегом.
Наконец, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и Высочайшему повелению Екатерины II преподобный Феодор получил полную свободу и возвратился в родную Санаксарскую обитель. С великой радостью монахи и монахини встречали своего любимого духовного отца, плача от радости, целуя ему руки и кланяясь до земли в ноги. Преподав пастырское благословение, он благодарил всех за память и любовь. Водворившись в своей любимой обители, старец продолжал усердно работать Господу. После непродолжительной болезни отец Феодор скончался в ночь на 19 февраля 1791 года. Он был погребен в обители, могила ограждена чугунной решеткой, а на могиле положена плита с надписью о времени кончины подвижника и восстановителя Санаксарской обители.
Честные мощи преподобного Феодора были обретены 4 мая 1999 года.
6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был причислен к лику общецерковных святых.

АПОСТОЛ
Братья, ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего
Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен
Бог восставить его.
(Послание к Римлянам св. ап. Павла, 13:11-14:4)

ЕВАНГЕЛИЕ
Сказал Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не
крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Евангелие от Матфея, 6:14-21)

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Прощеное воскресенье

Сегодня напоминает нам св. Церковь, в своих песнопениях, об изгнании Адама из рая, о потере человеком блаженства и радости. Св. Церковь предупреждает нас о страшной силе греха и зовет нас, стоящих у отверзающихся врат св. Четыредесятницы, сделать над собою усилие и вырваться из водоворота повседневной суеты.
Мы часто успокаиваем себя тем, что многомилостив Господь, что, как простил Он блудного сына, как принял мытаря и простил разбойника на кресте, так и к нам будет милостив. Но, мои дорогие, мы забываем о том, что у всех их была не только крепкая вера, у них было еще и глубокое раскаяние, и всецелая обращенность ко Христу. Скажите, а есть ли это у каждого из нас?
Недели Великого Поста – это время воздержания от всего, что приземляет человека, что умаляет его достоинство; это дни усиленной духовной жизни. И каждому из нас, в дни Великого Поста, следует глубже в себя заглянуть, подумать о том, чем живем мы, какие семена сеем мы, нашими рассуждениями и примером нашей жизни, сеем в кругу семьи, в окружающей нас среде, и приготовиться к встрече с Господом. В этом труде над собою и даны нам в помощь дни Великого Поста.
Вступая во врата св. Четыредесятницы, мы слышим из уст ап. Павла: «братья, разве вы не знаете, что тела ваши суть храм Божий и Дух Божий живет в вас!» Есть короткая притча о человеке, очень любившем драгоценное благовонное миро. Но вот вздумалось ему в сосуд благоухающего мира бросить мусор зловонный. Этим привел он в непригодность миро драгоценное. Что же скажете вы, дорогие братья и сестры, об этом человеке? Каждый из нас скажет о нем: это жалкий человек, он глуп, он ненормальный… А ведь эта краткая притча и к нам с вами относится, ибо мы с вами поступаем точно так же, как поступил тот жалкий человек. Ведь мы с вами к нашим добрым делам, к добродетелям, примешиваем наши недружелюбие, обидчивость, гнев, раздражительность, тщеславие, – и этим в негодность приводим наши добрые дела, наши добрые порывы. Мы их умерщвляем.
«Постное время светло начнем», – взывает к нашему сознанию Христова Церковь. А в слышанном нами сегодня Евангелии Господь указывает, что нужно, – для того, чтобы светло пройти нам поприще Великого Поста. Прощение – это обязательное условие новой жизни во Христе, это начальная ступень духовного делания над собой. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», – говорит Господь. «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся твои грехи», – читаем мы в св.
Писании (Сир. 28:25).
Готовы ли вы, дорогие, вступая в поприще Великого Поста, простить ближним вашим вам нанесенные обиды? «Постясь», – говорит Господь, – «главу твою помажь и лице твое умой». Что это значит? По толкованию св. Отцов, глава тела – это ум, лицо – это мысли и чувства.
Если хочешь, чтобы пост твой был богоугодным и успешным, сделай ум твой милостивым, а мысли и чувства отмой от всего нечистого и дурного, – говорит нам Господь. Все здесь просто и понятно.
Итак, дорогие братья и сестры, приложим с вами усилия к доброму и светлому каждый в самом себе. Не забывайте о том, что усилие к добру каждого из нас является нашим участием в общей борьбе со злом, в общей борьбе за Христа в этом мире. Аминь.

Back To Top
×Close search
Поиск