skip to Main Content

Отчет о поездке прихожан нашего храма в Ново-Иерусалимский и Иосифо-Волоцкий монастыри 27 октября 2018 года

Ново-Иерусалимский монастырь

«Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже в Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим святым местам поклонитися, но ради дальнего расстояния оного дойти не могущая, созерцай сюда вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, иже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестивых христиан в воспоминание Спасителевых страстей, смерти и тридневного Воскресения, в храме Ново-Иерусалимском представляет…» (надпись XVIII в. на столпе между Красными и Судными вратами Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря).

Название «Новый Иерусалим» дал местности монастыря царь Алексей Михайлович еще перед постройкой монастыря. И означает это название Царство Божие. Побывав в селе Воскресенском царь прилюдно заметил: «…место сиа… У понеже прекрасно, подобно Иерусалиму». Но Царство Божие нудится, то есть с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь подвижническую. Из-за смены идеологий, войн и разрушений, смен политического строя, монастырь не раз был разрушен и каждый раз заново восстанавливался, как бы воскресал. Также как и церкви вокруг него в ближайших деревнях и селах, которые тоже переживали периоды взлета и падений, периоды реставраций и забвения.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был основан  патриархом Никоном. В апреле 1658 г. здесь началось строительство храма Воскресения Христова «по образу храма Воскресения, «еже есть во Иерусалиме, величеством, и мерою, и добротою». Зодчим «великой церкви» был сам Патриарх. При сооружении Воскресенского собора он использовал кипарисовую модель храма Гроба Господня, гравюры и обмеры палестинской святыни. По замыслу  под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины так, чтобы обитель стала центром православного мира.  Москву в те времена называли Третьим Римом, и ей нужна была соответствующая статусу святыня. Для верующих — это земное воплощение Святой земли и путеводитель по библейской истории.

Однако Иерусалимский храм показался Патриарху слишком скромным. Он распорядился украсить возводимый собор сообразно высокому достоинству Русской Патриархии и вкусам своего времени. Убранство Новоиерусалимского собора состояло из многоцветных изразцов, из которых в интерьере сложены целые иконостасы, а снаружи — наличники, порталы, завершающие стены пояса-карнизы. Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи.

В Новоиерусалимском монастыре одновременно существуют три архитектурных стиля: древнерусский, барокко и русский классицизм. В строительстве монастыря принимали участия выдающиеся, гениальные архитекторы: итальянец Бартоломео Растрелли (многие шедевры Санкт-Петербурга) и русский зодчий Матвей Казаков (многие шедевры Москвы). Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз»( он же присутствует и в Иосифо-Волоцком монастыре).

Первая эмоция, когда мы увидели  купол собора: «АХ!!»… Три яруса, диаметр 28 метров. Нечто подобное, такой же небесный простор, мы видели в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга и  в Морском соборе в Кронштадте. Говорят, этот собор самый вместительный. Храм Христа Спасителя в Москве вмещает 10 тысяч прихожан, Исаакиевский в Питере — 12, а в этот за счет верхних ярусов — 15 тысяч.

В огромной трехъярусной ротонде Воскресенского собора весь свод купола пронизан окошками. Над каждым окошком изображен ангельский лик. Причем  и на территории всего монастыря над каждым окошком есть по ангелу. НАД КАЖДЫМ. Ведь ангелы являются символ связи между людьми и Богом.

В  центре ротонды находится часовня Гроба Господня (иное название – кувуклия, о ней расскажем отдельно). Обратили внимание, что форма свода несимметричная.

В соборе представлена еще одна святыня христианства — Голгофа. Подняться к «месту распятия» Христа можно по лестнице наверх, как бы поднимаясь на холм Лобного места, где был распят Спаситель. Каменная плита с тремя круглыми отверстиями означает вершину горы, на которую был водружен Крест Господень. Глубокая трещина справа от Креста напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса Христа, когда земля потряслась – содрогнулась — с такой страшной силою, что камни расселись (Мф. 27:51)

В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Животворящего Креста Господня. Древо для этой святыни было привезено из Палестины по заказу патриарха Никона.

В 18 век для Креста был изготовлен деревянный киот с резным изображением орудий Страстей Христовых, среди которых копие, трость, губка, меч, фонарь, мешочек Иуды с тридцатью сребниками, факел, веревка, цепи, молоток, клещи.

Согласно преданию у подножия Голгофы были погребены кости и череп праотца Адама. Таким образом Кровь, истекавшая из ребра Христова, попала на главу согрешившего в раю прародителя и омыла его от первородного греха.

Страшное варварство произошло в декабре 1941 г. Во время отступления от Москвы саперы дивизии СС «Райх» взорвали собор Воскресения Христова вместе с 65-метровой колокольней, а также верхние ярусы Надвратного храма и башен монастырской ограды. Но уже в далеком военном, голодном 1942 г. начались восстановительные работы под руководством известного архитектора А. Щусева.

С востока к собору примыкает подземная церковь св. Константина и Елены. В Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в скале, в которой был найден Крест распятия Христа. Церковь находится на глубине 6 метров. На такой глубине, по преданию, св. царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест. Там же мы осмотрели «Седалище» царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за раскопками при поиске Креста Господня.

 Это единственная часть комплекса, которая сохранилась после того, как церковь была взорвана фашистами. Уцелел и уникальный медно-вызолоченный иконостас, чудом сохранившийся после взрыва. В северной части подземной церкви похоронены жена и сын великого полководца А. В. Суворова, оказавшие в свое время немалые пожертвования монастырю. В подземную церковь ведет лестница из 33 ступеней. 33 ступени символизируют годы жизни Христа. Там мы набрали святой воды.

Также в Воскресенском храме все стремятся приложиться к копии камня Миропомазания, на котором тело Христа было помазано душистыми маслами после снятия Его с Креста. Камень рассекает огромная трещина-воспоминание о варварском взрыве немецких фашистов.

Также мы побывали в одном из приделов, в котором видели копию темницы, где Иисуса держали закованным перед судом (колодки, терновый венок). Рядом у иконы Мученицы Татьяны есть небольшой ковчежец с мощами, где находится часть ее десницы. 

 При посещении монастыря  нужно хорошо понять, что все то, чему он посвящен, есть земная жизнь Иисуса от входа в Иерусалим, распятия и до Воскресения Христова. Здесь каждый придел имеет свое значение, каждая зона Собора посвящена определенному событию.

 Монастырь находится на холме Сион — это смысловой и композиционный центр Нового Иерусалима.

Гора Фавор — место Преображения Господня. На холм Фавор стоит приехать ради вида на монастырь.

 На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит Патриарха и  Силоамский источник. Назван по названию знаменитой Силоамской купели, что близ Иерусалима.

На холме Елеон был установлен Поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.

Такая грандиозная задумка по созданию мирового православного центра с ландшафтными координатами. Сразу во многих местах вокруг Истры реставрируются и строятся заново православные храмы, связанные воедино с Ново-Иерусалимским монастырем. Это единое целое- все эти многочисленные храмы и церкви вокруг Истры. Все они и символизирую земную жизнь Иисуса Христа, в точности повторяя места Святой земли в древней Палестине.

Монастырь обнесен по диаметру километровой стеной, с толстыми трехметровыми стенами высотой 8 метров. Такие стены понадобились, чтобы создать оборонительные крытые галереи с двумя рядами бойниц. Восемь башен стены получили каждая палестинское название: — Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом, Елизаветинская надвратная, Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская. За Елизаветинскими воротами монастыря находился Гефсиманский сад, сейчас на его месте разбит парк.

Кувуклия

Теперь расскажем о главной святыне всего монастыря — Кувуклии, которая расположена в центре ротонды. Слово «кувуклия» означает «спальня, царская опочивальня «.

Кувуклия состоит из двух частей. Первая часть – восточная, называемая придел Ангела, где лежит круглый камень — подобие того камня, который был отвален Ангелом от входа в пещеру Гроба Господня в ночь Воскресения Христова.

 Первоначально камень в Иерусалиме соответствовал проему, ведущему в пещеру,  но от него откалывались части для перенесения в другие храмы, и к 17 веку в часовне остался камень, нижняя часть которого уходила в землю. Такие же размеры у его священного подобия, чудом уцелевшего в Новом Иерусалиме в годы лихолетия.

 Вторая часть Кувуклии — западная, где находится главная святыня Нового Иерусалима « самое  сокровенное, Святая святых монастыря»- Живоносный Гроб Господень, где «Царь царствующих и Господь господствующих»  был положен для тридневного сна. Именно здесь Он и воскрес, Первенец из мертвых, открывая всем нам путь к Воскресению.

Помещение очень маленькое, для 3 человек, и выходить надо лицом ко Гробу Господню, т.е.  благоговейно наклонившись и пятясь назад к выходу.

Над Гробом Господним возведена сень с изразцовыми колоннами, увенчанная восьмигранным шатром с небольшим куполом-маковкой, над которой возвышается медная хоругвь с изображением Воскресшего Христа.

Материал подготовил Николай Ерошенко

Иосифо-Волоцкий монастырь

Прихожане нашего храма очень мало слышали и почти ничего не знали о святом преподобном Иосифе Волоцком и о монастыре, носящем имя его.

Возможно, именно это обстоятельство побудило многих отправиться в паломническую поездку с целью познания нового в истории Российского Православия и прикоснуться к таинствам Промысла Божия на Волоколамской земле.

Прибыв к вратам монастыря мы встретили замечательную послушницу Людмилу. Она с вдохновением в течение  двух часов рассказывала нам и о житии святого преподобного Иосифа, и о создании им уникального по сути своей общежития братии монашеской и возведенного ею удивительного монастыря и храмов, и о многой братии, которая служением своим и подвигами своими причислена к лику святых.

Мы были полностью поглощены ее рассказом и не заметили, как подошли к храму Успения Пресвятой Богородицы, а повествование ее завершилось звоном колоколов, призывающих прихожан на вечернее Богослужение.

Краткое повествование послушницы Людмилы

«14 июня 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин) в 20 верстах от города Волоколамска обрел среди вековой чащи леса расчищенную чудесным ураганом большую поляну, которая была определена Промыслом для осуществления сокровенного желания его сердца – основания нового монастыря. Преподобный пришел на родину, будучи уже опытным аскетом и духоносным наставником, трепетно неся с собой чудотворную икону Смоленской Божией Матери — благословение на самостоятельный путь своего почившего к тому времени учителя — преподобного Пафнутия Боровского. Святой образ Пречистой Богородицы он водрузил на месте, освященном в тот самый день ударившей среди ясного летнего неба благодатной молнией. Волоцкому подвижнику последовали 7 верных старцев, оставивших почти 20 лет бывшую местом иноческих подвигов и послушания святого Иосифа Рождественскую обитель на Бору, в поисках более совершенной монашеской жизни.

В отличие от многих других российских монастырей, собиравшихся вокруг уединенной келии основателя, Успенская обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных, подчас физически тяжелых, послушаниях. Идея учреждения иноческого общежития на Волоколамской земле пришлась по душе боголюбивому князю Борису, который с самого начала стал деятельным участником в его судьбе, первым жертвователем, другом и соратником преподобного Иосифа. Так закладывалась основа для духовного и материального процветания монастыря, ставшего за неполных 10 лет своего существования одним из крупнейших и богатейших в стране. Возникший в безлюдных болотистых лесах чудом святых молитв и Божией милости монастырь стал центром хозяйственного развития и духовного возрождения края, выполняя к тому же функцию стратегического форпоста на Северо-западных подступах к Московскому княжеству, неоднократно оправдав это свое назначение в столкновениях с татарами, поляками, литвой и иными врагами Отечества.

Гармоничное сочетание высокой молитвы и практического труда, проходивших под руководством опытных наставников, позволяло инокам обители, среди которых было немало отпрысков знатных родов (например, князь Звенигородский Дионисий), всесторонне развивать свои дарования, обращая их на пользу Церкви и государства. Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

Среди современников преподобный Иосиф отличался особой строгостью к себе и братии, беспощадной принципиальностью к врагам Православия и государства, чудесным образом сочетавшихся в нем с детской простотой и безграничным милосердием. Он, несомненно, был одним из образованнейших людей на Руси. Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной и вместе с тем первый на Руси систематический богословский труд носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 века в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих». Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство.

Личные качества Иосифа Волоцкого, сумевшего благодатно соединить в себе высокий духовный аскетизм, дар чудотворений с активным участием в общецерковной политике и влиянием на дела государства, привлекали в обитель не только ищущих успокоения от мирских бурь подвижников, таких как Иона Голова или Кассиан Босой (прославленный в лике святых в 2000г.), восприявший от купели Крещения Иоанна Грозного, но и влиятельных людей из светского общества. Василий III, Иван IV, князья Мещерские, Шаховские, Шереметьевы, Долгорукие, потомки графских и боярских родов Чернышевы, Кутузовы, Гончаровы, Муравьевы и множество других представителей славных российских фамилий были частыми гостями Успенского монастыря на Волоке Ламском. Здесь же возле Трапезной палаты (копии Московской Грановитой, но, в отличие от нее, созданной русскими зодчими) покоится прах Малюты Скуратова, принесшего в обитель чудотворный образ «Владимирской Волоколамской Божией Матери» (ныне — в музее преп. Андрея Рублева в Москве). В середине 16 века почти 7 лет в вынужденном затворе в обители находился известный духовный писатель, публицист, переводчик преподобный Максим Грек. В 1610 году в монастырской темнице томился плененный поляками Василий Шуйский.

Труды быстро растущей братии, опираясь на поддержку столь славных благотворителей, позволили уже к 1485 году воздвигнуть каменный соборный храм, расписанный рукой Дионисия и его учеников, среди которых – племянники преподобного Иосифа иноки Досифей и Вассиан. Еще при жизни преподобного основателя в монастыре подвизалось до 400 иноков, в его владении было 51 село (11.422 душ), 267 коров, ежегодно производилось до 50 тонн зерна, 65 тонн сена. При обители развивалось столярное, сапожное, портняжное, переплетное дело, но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи.

Сам преподобный Иосиф был талантливым каллиграфом и ценителем церковного искусства. В монастыре было собрано несколько тысяч книг (почти все они сохранились в разных библиотеках), велась подробная летопись, в ризнице, кроме драгоценной уникальной утвари, находилось значительное количество икон, где особое место занимали творения преподобного Андрея Рублева. На фоне высокой общей культуры и образованности, среди монахов обители нередко рождались таланты. Из пострижеников Иосифова монастыря особым литературным даром от Бога был прославлен инок Досифей (Топорков), составивший вдохновенное «Слово надгробное» своему учителю и родственнику преподобному Иосифу и значительный по объему и фактуре «Волоколамский патерик». Старец-аскет Евфимий (Турков) обладал благодатной способностью составления исключительных по духовной силе церковных канонов, его же перу принадлежит грандиозный труд, получивший название «Монастырский обиходник».

В голодное время при монастыре ежедневно питалось до 700 человек, дети и старики находили приют в «Богорадном» монастыре и скиту с больничным корпусом, специально созданных для развития благотворительности при обители. Тут же на кладбище хоронили странников и неимущих, служили по ним бесплатные панихиды.

В советское время с 1920 по 1981 гг. в монастыре располагался детский дом.

Среди бывшей братии Иосифова монастыря есть пострадавшие во время гонений на Церковь Христову. К лику святых причислен новомученик Нил (Тютюкин), эконом и благочинный, подвизавшийся в монастыре с 1899 г. по 1920 г., расстрелянный в 1937 г. в Бутово.

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь в монастыре. Возглавлял обитель с мая 1989 г. по ноябрь 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим».

После замечательной экскурсии прихожане нашего храма приложились к  иконам и мощам святого праведного Иосифа, а после с усердием молились на вечернем Богослужении  в храме Успения Пресвятой Богородицы. В этом чудесном храме мы обнаружили удивительную икону святителя Николая Чудотворца Можайского,  на ладони  правой руки которого храм, а в левой меч, вознесенный острием вверх, символ великого защитника веры Христовой и святых храмов Божиих в стране нашей Российской.

Святыни монастыря

Мощи преп. Иосифа. Святые мощи были обретены в 2001 году, до этого времени они оставались под спудом. Каждое воскресенье за вечерним богослужением читается акафист преподобному Иосифу, по окончании которого все имеют возможность приложиться к открытым мощам. При этом каждый ощущает ни с чем не сравнимый аромат, исходящий от честных останков Преподобного.

У раки со святыми мощами  хранятся вериги Преподобного, которые представляют собой массивные металлические цепи, кресты и пластины. Эти вериги преподобный Иосиф носил под одеждой не снимая, а обнаружили их после его смерти, когда тело готовили к погребению. Общий вес вериг около 15-ти килограмм.

Когда в 2001-2003 годах сотрудниками Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ проводилась идентификация святых мощей, учёные обнаружили на ключицах Преподобного вмятины —  то есть ещё при жизни его кости под тяжестью вериг деформировались. Таким образом, хранящиеся в обители вериги являются безмолвными свидетелями иноческих подвигов основателя монастыря.

Волоколамская икона Божией Матери. Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована В.Е. Брягиным и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве. 16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым. Можно сказать, что новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века.

 

Предлагаем вашему вниманию фотоотчет о поездке.

Back To Top
×Close search
Поиск