skip to Main Content

Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном отделе г. Москвы, выпуск № 114 от 25.11.2018

Скачать: Стенгазета №114 25.11.2018 

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ
(25 ноября)
Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, родился на острове Кипр в семье высокопоставленного чиновника Епифания. Получил блестящее образование. В возрасте 15 лет он удостоился видения прекрасной девы в венке из ветвей оливы, которая назвалась «первой из дочерей Царя». Позже Иоанн понял, что это было «Сострадание» или же «Милосердие», и с тех пор никогда не отказывал нуждающемуся и всегда с радостью творил милостыню. Повинуясь воле отца, Иоанн женился. Когда жена и дети святого умерли, он принял монашеский постриг. Вскоре его доброта и милосердие стали известны не только простым людям, но и императору Ираклию, который по инициативе патрикия Никиты, управлявшего с 610 года Египтом, поставил его патриархом Александрийским. Великое милосердие святителя Иоанна и его искренняя забота о жителях города проявились со дня его интронизации, когда он приказал накормить более 7,5 тысяч бедняков. На следующий день святой распорядился унифицировать меры веса в торговле. Каждую среду и пятницу он принимал просителей, сидя перед церковью, при этом весьма печалился, если за весь день никому не помог. Святитель Иоанн принял ряд мер против монофизитов: он следил за тем, чтобы «Трисвятое» пелось без еретической фразы «распныйся за ны»; при рукоположении епископов и иереев требовал письменного подтверждения верности четырем Вселенским Соборам и др. Траты, совершаемые патриархом Иоанном Милостивым (помощь беднякам, горожанам, пострадавшим от грабежей, судовладельцам, лишившимся кораблей в буре, и др.), вызывали недовольство светских властей, в частности патрикия Никиты. Однако вскоре, благодаря божественному вмешательству, Никита был пристыжен, раскаялся и получил прощение от святителя, ставшего крестным отцом его детей и много наставлявшего его как в духовных, так и в государственных делах (например, в вопросе регулирования цен на продукты). Милосердие святителя Иоанна распространялось не только на жителей Александрии, но и на многочисленных беженцев из захваченной арабами Сирии. Расходы на странноприимные дома, больницы для раненых и обильные подаяния беднякам и беженцам истощили казну Патриархата, и наступил голод, который прекратился благодаря божественному вмешательству. В 614 году, после взятия Иерусалима персами, патриарх Иоанн выкупал палестинских пленников и отправил средства на восстановление разоренных церквей и монастырей, продукты, вино и одежду для мирян и монахов. Особую любовь святитель Иоанн питал к монашествующим и приказал выстроить для них в Александрии специальную гостиницу. После персидского вторжения в Египет в июне 619 года святитель был вынужден покинуть Александрию и по просьбе патрикия Никиты отправился в Константинополь. У Родоса их корабль попал в бурю; после того как в видении Иоанну Милостивому была открыта его скорая кончина, он повернул на Кипр. Святой скончался в день памяти великомученика Мины (11 ноября) в Амафунте и был похоронен в базилике святителя Тихона. Это произошло в 620 году. В Александрии о кончине святителя Иоанна Милостивого узнали из рассказов праведников о видении святого, который выходил с торжественной процессией из собора или шел по городу в окружении сотен бедняков и сирот с оливковыми ветвями в руках. От гробницы святителя Иоанна в Амафунте происходили многие чудеса, затем его честные мощи были перенесены в Константинополь.

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ
(26 ноября)
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, выдающийся церковный писатель, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии около 347 года, в семье христиан. Его отец, Секунд, занимавший высокий государственный пост, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Особенно близко ему было Евангелие от Матфея. Он восхищался св. ап. Павлом и без конца перечитывал его послания. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. В 372 году, вероятно после смерти матери, Иоанн вступил на пусть иноческой жизни. Четыре года он провел на горе Сильпий (рядом с Антиохией), населенной в то время монахами. В поисках более суровой аскезы Иоанн поселился в одиночестве в одной из пещер той же горы. Он соблюдал полное безмолвие, изучал Священное Писание, строго постился и почти не спал. После двух лет такой жизни, серьезно подорвав здоровье (потом он всю жизнь страдал от заболевания желудка), Иоанн принял решение вернуться в город. В 380/81 году был возведен в сад дьякона, а пятью годами позже рукоположен в священники. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей. Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Время пресвитерского служения было для него самым счастливым: образ жизни в точности соответствовал его склонностям и дарованиям. Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, социальное расслоение общества, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других – постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Иоанн Златоуст был отправлен в городок Кукуз в Армении, где продолжал активнейшую переписку с друзьями (до нас дошло более двухсот писем). И за это из Кукуза он был отправлен еще дальше, на самый край тогдашней Империи — в Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии). Места назначения измученный святитель так и не достиг — он умер вместечке под названием Команы 14 сентября 407 года. Перед смертью он произнес слова, ставшие затем своего рода последним девизом всех пострадавших христиан: «Слава Богу за все!» В этих словах — итог его земной жизни. Почитание святителя началось практически сразу после его смерти, и мощи его недолго оставались в Команах. Уже в 438 году по инициативе нового патриарха Прокла и нового императора Феодосия они были перенесены в Константинополь. Оттуда они были похищены в 1204 году крестоносцами, которые увезли их в Рим, и лишь в 2004 году Иоанн Павел II возвратил их на прежнее место. Преставление святого Иоанна Златоуста совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, и поэтому его память была перенесена на 13/26 ноября. Кроме того, 27 января/9 февраля отмечается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 30 января/12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Мы к тому же поминаем святителя на большинстве наших литургий и встречаем вместе с ним каждую Пасху, слушая в храмах его «Огласительное слово».

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ
(30 ноября)
Преподобный Никон – ученик, сподвижник и преемник преподобного Сергия Радонежского, второй игумен Троицкого монастыря. Родился в городе Юрьеве-Польском, в 180 километрах к северо-востоку от Москвы, в 1352 году. С детства имел склонность к монашеской жизни и, узнав о Сергии Радонежском, захотел стать его учеником. Придя в обитель преподобного Сергия, Никон не был принят в число братии. Провидя в юноше духовное дарование, Троицкий игумен захотел, по-видимому, испытать смирение и терпение Никона и отправил его к одному из своих ближайших учеников – Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря. Никон повиновался и поступил в Высоцкий монастырь. Здесь преподобный Никон учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Достигнув тридцати лет, будучи рукоположенным в иеромонаха, он вновь пришел к преподобному Сергию и был принят им в число братии Троицкого монастыря. Видя добродетели Никола, авва Сергий даже поселил его в своей келье и сделал своим учеником, что способствовало еще большему духовному росту молодого тогда иеромонаха. Святой Сергий, видя возрастание преподобного Никона, возложил на него часть своих забот о братии, а впоследствии, за шесть месяцев до своей кончины, «игумен земли Русской» полностью передал своему ближайшему ученику попечение о монастыре и братии. 25 сентября/8 октября 1392 года преподобный Сергий отошел ко Господу. Никон недолго был игуменом и вскоре после смерти своего учителя ушел в затвор, оставив руководство монастырем преподобному Савве Сторожевскому. В 1398 году Савва по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича покинул монастырь и переселился в окрестности Звенигорода где основал свой Саввино-Сторожевский монастырь и преподобный Никон, выйдя из затвора, вновь вернулся к управлению Троицким монастырем. В конце 1408 года Русь постигло нашествие хана Эдигея. Братия монастыря, во главе с игуменом Никоном, извещенная заранее явлением преподобного Сергия о приближающемся набеге татар, на время удалилась из монастыря, который был сожжен кочевниками дотла, удалось спасти только книги и священные сосуды. Вернувшись на пепелище обители Святой Троицы, преподобный Никон с братией приступили к восстановлению оскверненного татарами монастыря. Все оставшееся время до своей кончины святой Никон неустанно заботился о благоукрашении родной обители. Последним делом на этой ниве было строительство им каменной церкви Святой Троицы над гробом своего учителя. В начале работ были обретены мощи игумена земли Русской. Для украшения храма им были приглашены иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев. Церковное предание, поддерживаемое большинством исследователей, приписывает Никону заказ Андрею Рублёву «в похвалу Сергию Радонежскому» знаменитой иконы Троицы. 7/30 ноября 1428 года преподобный Никон отошел ко Господу. Братия погребли его тело возле Троицкого собора, у южной стены, которая и до нынешнего времени одна только разделяет мощи двух великих игуменов монастыря. При митрополите Ионе Московском иеромонахом Пахомием Логофетом были написаны житие и служба преподобному Никону, а в 1547 году митрополитом Макарием было установлено его общецерковное почитание.

АПОСТОЛ
Братия, поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что́ благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
(Послание к Ефесянам св. ап. Павла 5:8Б–19)

ЕВАНГЕЛИЕ
В то время законник некий подошел к Иисусу, искушая Его, и сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Сщмч. Григорий (Лебедев). Слово на Евангельское чтение

В прочитанном Евангелии вы выслушали разъяснение Господа, как практически выполнить заповедь любви… Один законник, искушая Христа, спросил Его: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.10:25) Так и мы, как законники, подходим к Христу и спрашиваем: как же нам спастись? Мы спрашиваем, не искушая, а лукавя. Прикрывая свое малодушие, свою духовную леность, тянущие нас в сторону от Христова пути, мы готовы наивно спрашивать, как же спастись, лукавя и прикрываясь тем, что жизнь сложна и невольно толкает на компромиссы. Мы знаем Божий закон и его требования, мы знаем, как исполнить его в жизни, но, вступая в сделку с совестью и углубляя пропасть между собой и Богом, мы, успокаивая себя, разводим руками и, ссылаясь на неизбежность, недоуменно спрашиваем: «Как тут исполнить волю Божию и как же возможно спастись?» Это вопрос самооправдания и лукавства. Господь заставляет законника признать, что ему известно все необходимое для спасения. «В законе что написано? Как читаешь?» – спрашивает Господь законника (Лк.10:26), и тот должен был назвать хорошо известные ему заповеди закона о любви к Богу и ближнему. Христос просто, без укора указывает ему на его долг: «Так поступай, и будешь жить» (Лк.10:28). Это ответ и нам. Что лукавить? Что наивничать, будто не знаем пути спасения для сегодняшнего дня? Божий закон один, и эти две заповеди остаются непреложными и для нас, как два якоря жизни: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27). Но законник не сдается и начинает выискивать лазейки для самооправдания. Он якобы не понимает, кто же тот ближний, которого он должен любить. Такое же упорство характеризует и нас. Стремление успокоить себя и самооправдаться так и в нас сильно, что и мы изыскиваем для этого всевозможные лазейки. Такие лазейки находятся очень легко, ибо, действительно, заповеди о любви к Богу и ближнему так широки и глубоки, что невольно поднимают вопросы об их жизненном приложении. Взять хотя бы любовь к ближнему. Если мы воспримем ее, как заповедал Христос, как излучение стихии Бога-любви, то возникнут многочисленные вопросы. Считать ли человека в состоянии греховного несовершенства совершенно неспособным к христианской любви? Подходить ли к делам любви лишь в процессе нравственного очищения или пытаться творить любовь вне забот о своем совершенствовании? Какие ступени любви соответствуют ступеням совершенствования в Боге? И многие, многие другие… Среди них, конечно, могут быть вопросы лукавые, для самооправдания, но могут быть и искренние вопросы недоумения. Нисходя к человеческому несовершенству, Господь поэтому дает новое назидание о любви. Он отвечает законнику, кто его ближний, и этим самым дает и нам указание, каково практическое приложение заповеди любви. Господь ответил законнику притчей о милосердном самарянине. Эта притча общеизвестна, и мы не будем ее повторять. Заключительная и вместе с тем центральная мысль притчи изложена в последних словах Господа: «Иди и ты поступай так же», т.е. и ты на своем пути твори добро всякому нуждающемуся в нем, не взирая на происхождение человека, ни на общественное положение, ни на все другое. Пусть он будет близок, дорог тебе, и ты для него станешь ближним. Значит, близость определяется не степенью внешней взаимной связи – принадлежностью к одной нации, роду, общине, – не служебной и общественной взаимозависимостью и прочим, а способностью откликнуться на чужую жизнь. Чем больше у тебя такой способности, чем больший круг людей она охватит, тем больше у тебя ближних. Так как идеалом твоего внутреннего роста в отношении людей является: «Будьте сынами Всевышнего», то, следовательно, через Богоотцовство все люди, как дети Божии, – твои ближние, включая и врагов, и ненавидящих, и обидящих тебя. Так определяется ближний притчей о самарянине, которая отвечает и сегодняшнему нашему дню. Ее ответ такой простой и ясный: «Иди и ты поступай так же», т.е. иди и твори добро, и ты исполнишь заповедь любви. Это значит, что, хотя заповедь любви является очень возвышенной, нельзя забывать главного – начального и конечного вместе: делай добро, делай добро от сердца, делай его во имя Бога всем братьям твоим в Боге, и ты будешь исполнять заповедь любви. Это значит, что хотя и нужно отчетливо разбираться во всех вопросах любви, ты избегай опасности остаться только в тончайших рассуждениях, вне действительного дела любви, и потому твори добро от всего сердца всем, встретившимся на твоем пути. Хорошо и полезно взвешивать и оценивать каждый шаг на пути любви. Хорошо сознательно идти к своему совершенствованию в Боге, расширяя любовь, но вместе с тем недопустимо одно лишь мелочное копание в себе, оторванное от жизни. Пусть прочным законом жизни станет простое и ясное: «Твори добро», и ты будешь на верном пути исполнения заповеди любви. Что же, всякое добро, творимое христианином, обернется как дело любви? Да, всякое добро, совершаемое христианином, будет стяжанием любви. Понятно, почему. Из других научений Господа мы знаем, что приближение к Богу только и гарантирует излучение любви. А делание добра не является ли исполнением Божия закона и приближением к Богу? Значит, творящий добро стоит на пути Богосыновства, облекает себя стихией любви, когда становятся для него возможными дела подлинной христианской любви. Как происходит приближение к Богу через доброделание – это постигается только опытным путем, и постигается, конечно, только душами бодрственными в своем подвиге приближения к Богу. Основная истина – та, что любовь открывается через добро в Боге и доступна для всякой, даже и немощной, души, если она вступила на Божий путь. Душа более способна к делам любви, когда она больше отдается общению с Богом в часы хорошей молитвы, в дни принятия таинств. В такие моменты добро открывается душе, как нечто сродное и через него сквозит осветленная любовь. В эти моменты немощной душе открывается, что в ней действует иная сила, отличная от человеческой, и эта сила делает ее способной к делам любви. Когда душа снова ниспадает в свою немощь и отходит ее просветление, тогда дела добра и любви ей становятся чуждыми. Добро, сделанное вчера, непонятно и даже порой смешно, и человек готов уже краснеть за него, как за проявленную слабость. Все эти моменты являются иллюстрацией облечения души Божией силой, когда она, соединившись с Богом, начинает излучать любовь. Если эти отдельные моменты у человека будут непрерывными, то будет происходить постепенное сращивание души с Божией силой, будет уничтожаться разрыв между человеческой волей, добром и любовью. Тогда душа человека будет всегда (кроме моментов падений) пребывать в Боге, добре и любви. Тогда будет естественна любовь к ближним и, венчая ее, любовь к врагам, благословение ненавидящих и молитвы за обидящих. Братия! Таково жизненное осуществление заповеди любви. Путь любви – это путь добра и приближения к Богу. Путь ясен… И когда вы на дороге жизни, а эта дорога чаще всего – от высот Бога в низину греха, когда вы на этой дороге будете встречать души отрешенных от Бога и красоты непорочности, души, израненные всеми терзаниями страстей, души, лежащие в греховной грязи, расслабленные и бесчувственные (а вы увидите таких много-много), окажите им помощь, окажите им всякое добро, и вы станете на путь милосердного самарянина и исполните Божий закон: «Иди и поступай так же». Творите же добро от всего сердца, откликайтесь добром на всякую нужду своих братьев в Боге, и через это вы сами приблизитесь к Богу-любви и достигнете любви, которая и приведет вас ко спасению ныне и во веки веков. Аминь.

Back To Top
×Close search
Поиск