skip to Main Content

Введение во храм Пресвятой Богородицы: история праздника; слово настоятеля за всенощным бдением 3 декабря 2018 года

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
( 4 декабря)

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из двунадесятых церковных праздников, отмечается ежегодно 4 декабря (21 ноября по старому стилю). В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь – Деву Марию – в Иерусалимский Храм, чтобы посвятить ее служению Богу.

Событие, которое легло в основу праздника, не упоминается в канонических Евангелиях, но мы знаем о нем из Предания Церкви, зафиксированного в раннехристианских апокрифах (прежде всего, это Протоевангелие Иакова) и проповедях великих святых отцов. Согласно упомянутым
источникам, родители Богородицы Иоаким и Анна долгие годы были бездетны. Они мечтали и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка, и обещали посвятить его служению Богу. Наконец по прошествии пятидесяти лет их супружества молитва престарелых праведников была услышана: у них родилась дочь, которую назвали Мария.

Когда Мария достигла трехлетнего возраста, Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить данный Богу обет, и направились в Иерусалимский храм. Около входа в храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы Мария возлюбила дом Божий всем сердцем и не вернулась обратно к родителям. Пресвятая Дева, несмотря на Свой детский возраст, легко преодолела 15 крутых ступеней храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию – Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению первосвященник совершил абсолютно невозможный, если основываться на предписаниях Закона, поступок, которому удивились даже ангелы – ввел Богоотроковицу во Святое Святых, куда имел право входить только первосвященник и лишь один раз в год.

«А какое значение в деле воспитания и предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного присутствия святейшего и грозного Иеговы – это понятно и без объяснения. Нужно войти в душу и понять образ мыслей древнего благочестивого еврея, чтобы понять и то, чем было в его глазах Святое Святых. Скрытое за тяжелою открывающеюся лишь раз в году завесою, страхом мгновенной смерти охраняемое от входа в него, но и от нескромного взгляда внутрь его, погруженное в потрясающий таинственный и священный мрак, — оно для еврея поистине немногим отличалось от самого неба; быть там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним, всем существом почувствовать действительное присутствие, действительную близость Бога» (М. Скабалланович).

Таким образом была явлена особая роль Девы Марии в судьбе человечества. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.

Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском храме, продолжавшегося до достижения двенадцатилетнего возраста, после чего Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была поручена заботам праведного Иосифа Обручника. Считается, что Господь Сам указал на него в качестве будущего обручника и защитника Богоматери. Храмовые священники собрали двенадцать мужчин из рода царя Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал жезл Иосифу, из посоха вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Божиим избранием тебе указано принять эту Деву Господа, чтобы хранить Ее у себя». После этого Богоматерь поселилась в доме Иосифа.

Во святом доме Божием Богоотроковица непрестанно упражнялась в молитве, в чтении Священного Писания, рукоделии. По свидетельству Писания и по словам Иосифа Флавия, вокруг храма были построены особые помещения, где жили девы, посвященные Богу, и благочестивые вдовицы. Протоевангелие Иакова говорит: «Жила же Мария в церкви, как голубь питаемая, и принимала пищу от руки ангела; и была Она до 12 лет в церкви Господней». Святитель Андрей Критский обращает внимание на то, что для молитвы Деве Марии «не возбранялось входить во Святая Святых… Пришедши в больший возраст и навыкши Писанию и рукоделию, Она более упражнялась в молитве, нежели в рукоделии: для Нее было обычным целые ночи и значительную часть дня проводить в молитве. Поэтому Она большее время Своего жития в храме провела за второй завесой, во внутренней скинии на молитве». Блаженный Иероним пишет: «Если бы кто спросил меня, как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

В настоящее время Введение во храм Пресвятой Богородицы относится к самым главным, двунадесятым, праздникам, но установлен он был в Церкви позднее других из этого числа.
Первые упоминания о нем относятся к VIII веку, однако изначально служба на Введение
совершалась без особой торжественности. В IX веке праздник получил широкое распространение на Востоке, а после XIV века окончательно вошел в число двунадесятых. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование близкого Христова пришествия. Не случайно именно в этот день на богослужении впервые в году исполняются рождественские песнопения – ирмосы канона Рождества Христова («Христос раждается – ставите…»), написанные преподобным Космой Маюмским. И с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества.

Тропарь праздника
глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме
Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим:
радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак праздника
глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия,
днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже
воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень
вхождение Твое.

Всенощное бдение в казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы 3 декабря 2018 года: лития

Всенощное бдение в казачьем храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы 3 декабря 2018 года: полиелей

 

 

Back To Top
×Close search
Поиск