skip to Main Content

 История храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы

ХРАМ — ПАМЯТНИК РУССКОЙ СКОРБИ

 В тумане уходящих лет

Геройских дел тускнеет пламя,

Но зарасти не может след

К друзьям, борцам за наше знамя:

В Первопрестольной дивный храм,

Взойди в него, увидишь там

Следы имён под куполами.

Не плачь, скорбя перекрестись,

Прочти их молча и учись,

И поучайся их делами!

В. Пуришкевич

 

 

История создания храма 

Все дореволюционные Храмы-Памятники отличаются друг от друга по размеру, стилю или по предназначению, но у всех остается ведущая идея, охватившая сознание целой эпохи и воплощенная в формуле: «Православие, Самодержавие, Народность». Зрелость осмысления формулы и сознательная приверженность к ней многих и многих граждан Российской Империи в начале XX века как в капле воды отражается в истории создания в Москве на Ходынском поле церкви в честь иконы Божией Матери «Отрада или Утешение».

Словосочетание «Храм-Памятник» появилось в русском обиходе после Отечественной войны 1812 года, когда возникла потребность увековечить память русских воинов, погибших или увенчавших себя подвигами в борьбе с нашествием армии Наполеона. Наиболее ярким выражением реализации этой потребности явилось сооружение в Москве храма Христа Спасителя.

Храм-Памятник Русской Скорби, храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», также занимает особое место не только среди храмов Москвы, но и всей России. Это единственный памятник защитникам Отечества, оказавшимся в списке жертв революционного мятежа 1905 года. Постройка его стала данью древнейшей на Руси традиции воздвигать храмы в память не только о великих победах, но и о великих бедствиях народных.

Дореволюционное наименование Храма-Памятника Русской Скорби выглядело следующим образом: «Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Отрада или Утешение», сооруженный … для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й гренадерской артиллерийской графа Брюса бригады, как памятник бывшему московскому генерал-губернатору и командующему войсками Московского военного округа Его Императорскому Высочеству Великому Князю Сергию Александровичу, своею смертью от руки злодея-революционера запечатлевшему свою преданность Царю и Родине, а равно и всем верным долгу и присяге слугам Царским, павшим от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе Царю и Отечеству» (Из надписи, выгравированной на металлической доске и положенной в основание фундамента при закладке первого камня здания храма).

Трагические события 1905 года потрясли Российскую Империю от западных границ государства до восточных его окраин. Началом кровавых деяний террористов-революционеров разных ориентаций стало убийство генерал-губернатора Москвы Великого Князя Сергия Александровича Романова (29.04.1857-04.02.1905), погибшего от рук эсера-революционера И. П. Каляева и положившего собой начало списку жертв революционных событий тех лет, имена которых впоследствии были увековечены на внутренних стенах Храма-Памятника Русской Скорби для молитвенного поминовения павших на вечные времена. 

Об истории сооружения Храма-Памятника на Ходынском поле известно следующее. 2 декабря 1906 года почётный член Русского монархического собрания в Москве, уроженец Донской области, действительный статский советник Иван Андреевич Колесников вошел к московскому генерал-губернатору и командующему войсками Московского военного округа с прошением, в котором, в частности, значилось:

«Вполне признавая те необычайные усилия, которые понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни на пользу мирных её жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я, уроженец Тихого Дона, возымел намерение соорудить за свой собственный счёт и под моим личным наблюдением храм для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й гренадерской артиллерийской графа Брюса бригады в месте их расположения, на Ходынском поле, на следующих условиях.

1. Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение». Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве «отраду» за понесенные труды и «утешение» в случае постигающего их горя.

2. Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, своею смертью от руки злодея-революционера запечатлевшего свою преданность Царю и Родине.

3. Храм этот должен служить памятником для всех верных долгу и присяге Слуг Царских, павших от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе Царю и Отечеству, для чего имена всех убитых должны заноситься на мраморную доску, вделанную в стене храма для вечного в нём о них поминовения».

Через несколько дней после подачи этого прошения были утверждены планы и фасады храма, разработанные ранее и поданные вместе с прошением. Весной следующего 1907 года, в день рождения убиенного Великого Князя, состоялась торжественная закладка храма, престол которого позднее был освящен в честь иконы Божией Матери, именуемой «Отрада или Утешение», празднуемой 26 января (ст. ст.) — 3 февраля (н. ст.).

 

Ватопедская икона

История иконы Божией Матери «Отрада, или Утешение» возводит нас на святую гору Афон в Ватопедский монастырь, в Благовещенском храме которого и пребывает чудотворный образ Покровительницы святой горы Преблагословенной Владычицы Богородицы.

В 807 году подошла к святой Афонской горе шайка разбойников, которые намеревались на рассвете дня ворваться в один из лучших монастырей — Ватопедский, избить иноков и расхитить монастырское богатство. Но Покровительница всей святой Афонской горы Пресвятая Дева Богородица не допустила осуществиться злодейскому и варварскому замыслу безбожников.

Когда закончилась утреня и вся братия разошлась по своим кельям на временный отдых, в церкви остался настоятель Ватопедского монастыря и занялся совершением своего утреннего молитвенного правила перед иконой Богородицы. Углубившись в сердечной молитве, он неожиданно был поражен ясно слышанными им предостерегающими словами, исходящими от этой иконы: «Не открывайте сегодня ворот обители, но взойдите на стены монастыря и разгоните разбойников».

Игумен, смущенный услышанным им предостережением, устремил свой взор на икону и увидел, что лик Богоматери и лик Младенца оживились. Предвечный Младенец, простирая десницу и закрывая ею уста Своей Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: «Нет, Мати Моя, не говори им: пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать Своей рукой руку Сына Своего и Господа, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же слова.

Игумен, пораженный ужасом, тотчас же собрал братию монастыря, и все они были изумлены, когда увидели, что лик Богоматери и Младенца и очертания иконы стали совершенно иными, чем прежде. В чувствах живой признательности иноки монастыря прославили заступление и промышление о них Пресвятой Богородицы и милующего их ради Её ходатайства Господа. После этого они поспешили на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойнической шайки.

С тех пор эта чудотворная икона Богоматери известна под именем «Отрада или Утешение». Положение лиц Богоматери и Спасителя осталось в том виде, какой оно приняло при услышанном игуменом троекратном голосе: Божественная Матерь уклонилась лицом Своим вправо от простертой десницы Предвечного Ее Младенца и старается ее отвлечь от уст Своих, чтобы иметь возможность свободно пересказать предстоящую опасность Своим избранным инокам святой горы Афонской. На лице Богоматери ясно выражается сострадательная любовь; взор Ее дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лицо Предвечного Младенца-Бога не таково: оно, можно сказать, грозно и движение гнева заметно во всех его чертах, а взор Его полон строгости и неумолимого суда.

В конце XVII века этот образ был написан на стене посвященного ему придела в новом монастырском Благовещенском соборе. До сих пор в Ватопедском монастыре сохранился обычай постригать в иночество только здесь. Именно с этого образа списки дошли до России. Их было немного, а один образ стал келейной иконой святителя Димитрия Ростовского, а потом был помещен при его гробнице.

 

Закладка, строительство и освящение Храма-Памятника

Строитель Храма-Памятника Русской Скорби И. А. Колесников своеобразно истолковал смысл иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Отрада или Утешение»: «отрада» за понесенные воинами труды и «утешение» в их скорбях и горе.

Выбор места для строительства был продиктован острой необходимостью в храме для двух значительных войсковых подразделений: 1-го Донского казачьего полка и 1-й гренадерской артиллерийской бригады, — в конце XIX века разместившихся в новых Николаевских казармах, весьма далеко от летних военных лагерей, посреди которых стоял храм преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Место определили между казармами и строящейся Солдатенковской, ныне Боткинской, больницей.

Разработанный известным архитектором Владимиром Дмитриевичем Адамовичем проект полкового храма на Ходынском поле сохранился в Российском государственном военно-историческом архиве. Талантливый и хорошо образованный стилизатор создал храм по мотивам византийского православного зодчества, соединенным с традициями русской церковной архитектуры. Современники отмечали сходство композиции памятника с одним из лучших творений византийского зодчества XIII-XIV веков — церковью Святых Апостолов в Фессалониках. На самом деле московская церковь напоминает не только этот, но и многие другие византийские памятники. В нём использована византийская «полосатая кладка», в которой плинфа перемежалась с известняком (здесь — пояса из облицовочного кирпичика и штукатурки, имитирующей блоки белого камня). Чисто византийские детали — ордерные колонки в простенках окон четверика, звонницы, хоров и венчающего храм центрального большого барабана. По греческим рисункам составлены орнаменты порталов. Ярусы звонницы напоминают византийские нартексы. Однако трёхчастная композиция храма «кораблем», одночастная и сильно вынесенная апсида, бесстолпность основного объёма, наличие трапезной — это традиционные приёмы русского зодчества. Световую главу окружают декоративные малые главы. Храм при Николаевских казармах стал неординарным событием в московской архитектуре.

Грандиозное торжество закладки храма состоялось на пасхальной неделе 1907 года во время съезда монархической организации «Объединенный русский народ», в день рождения убиенного Великого Князя 29 апреля (ст. ст.). После панихиды в Чудовом монастыре у могилы Сергея Александровича Крестный ход с главными кремлевскими святынями и Иверской иконой Божией Матери двинулся из Кремля к Ходынскому полю. У места закладки шествие соединилось с крестным ходом из гарнизонного храма преподобного Сергия. Принесенные святыни поставили в шатре, вокруг которого расположились развернутым строем: 1-й Донской казачий полк, в сотенных колоннах, 1-я Гренадерская артиллерийская бригада, гренадеры и сумские драгуны с двумя хорами трубачей и оркестром полковой музыки.

Молебствие с водосвятием было совершено священномучеником Владимиром, тогда еще митрополитом Крутицким и Коломенским (мученически скончался 25 января 1918 г.) в сослужении епископов и военного духовенства. В углубление, предназначенное для закладки, были опущены монеты, вставлена доска и первый камень положил священномученик Владимир. Второй камень был положен храмоздателем И. А. Колесниковым. Затем клали камни епископы и командующий войсками округа. Кроме того, закладка была совершена по разным углам, причем окропление их святой водой совершал сам митрополит. Торжество закончилось многолетием, а затем, при возглашении «Вечной памяти» погибшим, вся масса народа, как один человек, опустилась на колени.

После торжественного богослужения прочувственное слово о смысле и значении подвига героев долга сказал протоиерей Иоанн Восторгов. Он подчеркнул, что мы «творим ныне молитвенную память и чествуем благоговейною любовью тех многих убитых, растерзанных, погубленных, которые пострадали даже до крови и смерти во имя долга, вспоминаем с молитвою о тех верных рабах, которые закон, Господом данный, и долг, Им возложенный, возлюбили паче серебра и злата, паче меда и сота». Обращаясь к павшим и живым, о. Иоанн сказал: «Нам же, еще оставшимся в живых, всем слугам долга и Отчизны, нам в заповедь: молитва о вас и память, почитание вашего подвига не словом только, но делом, – верностью христианским началам жизни, верностью нашему долгу пред Богом и родиной, неустанной борьбой с замутившеюся общественною мыслью и совестью, готовностью постоять во имя долга до смерти и крови».

Затем Крестный ход во главе с преосвященным Анастасием (Грибановским) направился обратно в Кремль, а на Ходынском поле состоялся военный парад.

Храм в честь иконы Божией Матери «Отрада или Утешение» был построен за два года. Этапы строительства подробно освещались в газете «Московские церковные ведомости» и архивных материалах. Недостроенному ещё храму была посвящена книга, в которой есть слова, являющиеся достойным ответом тем, кто в наше время выступает против открытия старых и особенно строительства новых храмов: «Для православного человека нет надобности объяснять и оправдывать построение какого бы то ни было храма. Где есть хотя бы горсточка русских людей, хотя бы одна семья — есть потребность молитвы, исповедания веры и совершения таинств,- есть потребность в церкви».

5 апреля (ст. ст.) 1909 года состоялось освящение храма архиерейским чином: священномученик Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский, в присутствии вдовы убиенного Великого Князя Сергия Александровича, преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, Алапаевской (мученически скончалась 5 июля по ст. ст. 1918 г.), при большом стечении войсковых частей и народа совершил великое освящение Храма-Памятника Русской Скорби. Было сказано много прочувствованных слов о погибших героях, о долге и чести, о вере и готовности народа к защите основ русской государственности.

 

Убранство и интерьер

Храм, в котором свободно помещалось 500 человек, производил величественное впечатление. До нас дошли только описания внутреннего убранства церкви, фотографии его интерьера не сохранились.

В высокой арке, открывающейся в алтарь, стоял двухъярусный иконостас из белого мрамора с золотой отделкой. Царские врата и боковые двери иконостаса, а также хоросы (древняя форма паникадил), светильники и утварь были выполнены московской фирмой Немирова-Колодкина из бронзы с серебряными украшениями.

Иконы были написаны известным московским иконописцем В. П. Гурьяновым на металлических досках. В нижнем ярусе иконостаса стояли храмовые иконы Спасителя и Божией Матери, сплошь покрытые шитыми золотом ризами, украшенными жемчугом и драгоценными камнями (дар инокинь Старо-Черкасского Ефремовского Донского монастыря). Две иконы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, подаренные Троице-Сергиевой Лаврой и освященные на мощах преподобного Сергия, стояли по бокам иконостаса в особых мраморных киотах. В дар от Семёновского полка принесён запрестольный образ Воскресения Христова, поставленный на горнем месте.

В иконостасе над царскими вратами и над иконой «Тайная Вечеря» была помещена мозаичная копия лика Спасителя в терновом венце, исполненного художником В. М. Васнецовым для усыпальницы при церкви лейб-гвардии Семёновского полка. По рисунку В. М. Васнецова и под его руководством в Московском Алексеевском монастыре была вышита Святая Плащаница.

Одной из главных достопримечательностей церкви стали большие из белого мрамора доски на боковых стенах с выгравированными золотом именами «всех крамолою убиенных». 1845 имен! Мраморные доски соединяла начертанная на средней арке надпись: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15,13).

Этот скорбный синодик открывало имя Великого князя Сергея Александровича. Для вечного поминовения в храме на мраморных досках были написаны имена верных долгу и присяге Царских слуг, павших от руки революционеров: 52 офицеров и 258 солдат, 6 казачьих офицеров и 79 казаков, 2 адмирала, 27 флотских офицеров и 6 матросов, а также 1413 должностных лиц и чинов полиции, погибших в борьбе с крамолою, в т. ч. 40 высших должностных лиц (член Государственного Совета, губернаторы, архиерей, вице-губернаторы, полицмейстеры, прокуроры и т.д.).

Как писал современник: на стенах храма «развернут список Иезекиилев, в котором описаны печаль, рыдание и горе… Это, начиная с Великого московского Князя, мартиролог убиенных охранителей русской самобытности и гражданственности. И этот свиток представлен пред Лице Бога, судящего неправду людскую и подающего у алтаря Своего мир скорбящим за близких верующим сердцам. И как выразитель такой великой идеи, Ходынский храм будет особенно дорог Москве».

И он действительно был дорог. Здесь молились солдаты и жители, отсюда уходили на фронт во время Первой мировой войны, сюда несли свою скорбь о разрушении России в первые годы революции. Известно, что в этом храме неоднократно молилась преподобномученица Великая Княгиня — матушка Елисавета Феодоровна, вдова убиенного Великого Князя Сергия Александровича, а позднее настоятельница основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия. Впоследствии при её участии при храме была организована Община сестёр милосердия.

 

Революция, советское время

После революционных событий 1917 года отношение к Храму-Памятнику Русской Скорби резко изменилось: всё, что было связанно с царской семьей и с именем убиенного Великого Князя Сергия Александровича стало представляться для властей предержащих опасным и нетерпимым. И, тем не менее, поначалу, при храме, как и повсеместно, в 1921 году была зарегистрирована община верующих, которая получила в пользование церковное здание и имущество. В списках прихожан уже не было военных. Это были в большинстве своем сестры милосердия и врачи Солдатенковской больницы, а также соцслужащие, рабочие, крестьяне, наездники московского ипподрома. Священником в эти годы был иеромонах Иеракс (Бочаров), служивший прежде в больничном храме святых бессребреников Космы и Дамиана. В описи имущества этого времени перечислены все иконы, богослужебные предметы и другая утварь. Сотрудники музейного отдела Главнауки пытались придать храму статус памятника архитектуры, дав ему наилучшую характеристику: «По своей красоте и оригинальности постройки все в целом заслуживают учета и охраны». Особо отмечен был мраморный иконостас, хоросы, семисвечник и подсвечники в духе Оловяннишниковых произведений. На звоннице было 10 колоколов от 15 фунтов до 150 пудов весом.

В 1922 году в «пользу голодающих» из церкви забрали серебряных предметов весом 1 пуд 33 фунта, а 15 декабря 1923 года вышло постановление Президиума Моссовета за № 262 о закрытии полковой церкви и передаче её Тренировочной Эскадрилье Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота для учебных мастерских, поскольку, как было указано в постановлении, «верующих в церкви мало, службы совершаются редко…»

5 февраля 1924 года было вновь официально подтверждено постановление о закрытии храма и 19 февраля 1924 года Храм-Памятник Русской Скорби был закрыт и превращен в учебные мастерские. В распоряжение эскадрильи «для хозяйственных нужд» было передано всё оставшееся имущество храма: иконостасы мраморный и дубовый (из ранее закрытой больничной церкви святых бессребреников Космы и Дамиана), Святая Плащаница работы художника В. М. Васнецова, богослужебные Евангелия и напрестольные кресты, книги, облачения и другая церковная утварь. Таким образом, иконостасы и утварь были куда-то вывезены, мраморные доски с именами погибших со стен сняты, колокола сброшены. Затем снесли все главы, звонницу, сломали ограду, внутри сделали междуэтажные перекрытия. Так началась новая печальная история храма — история его постепенного разрушения и стирания из памяти народной увековеченных на его стенах для вечного поминовения имен погибших воинов.

После 1926 года храм вновь открывался на короткое время, о чём свидетельствует пристроенный к звоннице притвор, которого ещё не было на фотографии, сделанной в 1926 году. Но некоторое время спустя церковь вновь была закрыта и приспособлена теперь уже под общежитие для рабочих авиационного завода «Знамя Труда», в каковом качестве просуществовало здание церкви до начала Великой Отечественной войны. В военные годы храм использовался под склад, а в последние десятилетия здесь размещался слесарный и столярный цех того же завода «Знамя Труда».

Разросся и подошел вплотную к храму комплекс Боткинской больницы. На бывшей церковной территории было построено новое здание Патолого-анатомического комплекса (морга больницы). По плану реконструкции больницы место под храмом должно было отойти под площадку для разворота автомашин, а храм решено было снести.

Но, видно, не прекращала Своей молитвы за место сие святое и скорбное Та, Которой был посвящён храм, Матерь Божия, отрада и утешение в горестях наших. Она вымолила у Своего Божественного Сына это место, и молитва освятила окрестности уже новой Москвы XX-XXI вв.

 

Восстановление храма

В 1989 году, в день празднования Преображения Господня, в Свято-Даниловом монастыре состоялось учредительное собрание православной Общины храма во главе с сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата игуменом Иринархом (Грезиным), а 9 января 1990 года, в день Кровавого воскресенья, Совет по делам религий при Совете Министров СССР зарегистрировал церковный приход. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в марте 1990 года игумен Иринарх был назначен настоятелем вновь открывающегося храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Начался трудный путь за освобождение здания церкви от заводского цеха. И лишь в конце года Общине удалось получить сначала малый уголок на 1-м этаже, а перед Рождеством Христовым здание было полностью освобождено. 3 января 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятель храма игумен Иринарх (Грезин) освятил храм малым чином освящения.

Итак, храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» был открыт. Начались бесконечные заботы по его реставрации. Была очищена от мусора и бесполезных пристроек церковная территория, временно восстановлены прогнившие подземные коммуникации, сооружена церковная ограда, восстановлены звонница, большой и малые барабаны (купола), сделано бесчисленное множество других более мелких работ. От прежнего здания церкви уцелели только стены и винтовая лестница, ведущая на хоры – всё остальное выполнено заново. Одного только кирпича при восстановлении исторического здания церкви было израсходовано более 100 тысяч штук.

На каждом листе проекта храма, созданного архитектором В. Д. Адамовичем и утвержденного создателем храма И. А. Колесниковым и генерал-губернатором Москвы, значится надпись: «Проект храма Донским казакам в г. Москве на Ходынском поле». В связи с этим нужно особо отметить роль в возрождении храма казаков, членов Московского землячества Союза Казаков России, которые в количестве до 10 человек каждую субботу в течение 5 лет неизменно являлись в храм как на государственную службу и трудились над восстановлением исторического облика своего казачьего храма, бывшего когда-то полковым.

В июне 2004 г. произошло событие, которое осветило не только жизнь прихода храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», но стало значимым для всех верующих людей. В храм пришла большая святыня, икона Божией Матери «Отрада и Утешение», написанная на Афоне. Знаменательно, что вступление святыни на Русскую землю состоялось 13 июня 2004 года, в день всех преподобных богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших.

После Божественной литургии в храме на Ходынском поле епископ Пермский и Соликамский Иринарх обратился к прихожанам со словами: «Дорогие братья и сестры,  я прошу вас усердно помолиться,  чтобы образ  Пресвятой Богородицы без всяких таможенных препятствий поскорее прибыл к нам». В аэропорту люди, ожидавшие рейсов, и работники аэропорта, узнав о том, какая святыня находится здесь, стали трогательно просить разрешить им приложиться к святыне. Все получили на молитвенную память небольшие иконочки Божией Матери «Отрада или Утешение», приложенные к святыне.

В этот день был сильный дождь, но никто не расходился. Люди встречали икону в полутора километрах от храма, у метро «Беговая». От многих храмов стекались прихожане, в руках которых были хоругви, иконы, цветы. Собралось около тысячи человек. Все с радостью и трепетом ожидали истинную Покровительницу и Заступницу храма на Ходынском поле. 2000 километров преодолела икона от Афона до Первопрестольной. Икону сопровождали иноки Ватопедского монастыря во главе с игуменом Ефремом.

Под непрерывные песнопения Крестный ход с иконой двинулся к храму на Ходынском поле. Икона утопала в цветах. Под сводами храма звучали возгласы на церковно-славянском и греческом языках. Всеми ясно ощущалась связь двух Православных Церквей.

По окончании богослужения архимандрит Ефрем, игумен Ватопедской обители, обратился к присутствующим в храме со словами: «Мы чувствуем особую радость, что в этот день находимся с вами. Надеемся, что икона «Отрада или Утешение», будет для вас постоянным утешением, особой помощью и покровом, а также мостом, связывающим Русскую Православную Церковь со Святой Горой Афон. Мы знаем, что Русская Церковь пострадала и получила многие раны… И мы рады, что закончилось это испытание. Теперь она, свободная и живая, должна давать верное и точное свидетельство Святого Духа. Но поскольку раны ещё кровоточат, нужно приложить большие усилия для их врачевания. Для этого все мы должны вернуться к нашим корням, к нашему Православному Преданию, поскольку Предание — это живое свидетельство Православия».

Прибывшая с Афона икона является точной копией той древней святыни, которая находится в Ватопедском монастыре. Она до сантиметра совпадает с оригиналом — 140´120 сантиметров. Образ написан на доске, вырезанной из дерева, которое выросло на территории монастыря. Он украшен серебряным окладом, выполненным греческими ювелирами. К написанию образа иноки-иконописцы долго приуготовляли себя постом и молитвою. В краски, которые использовались для написания иконы, была добавлена частица мощей преподобного Максима Грека, святого, глубоко почитаемого как на Афоне, так и в России. Образ Божией Матери «Отрада или Утешение» намолен на Афоне. Обычно перед вновь написанной иконой молятся сорок дней подряд, этот же образ по просьбе владыки Иринарха находился в Ватопедской обители около года.

Икону ожидали еще в 2003 году, переговоры о написании её велись с конца 90-х годов, но тогда Царица Небесная сочла это событие преждевременным. Господь даёт народу столько святынь, сколько он может вместить. По-видимому, настало время, чтобы Игуменья Афонской Горы прибыла в первопрестольный град и осталась с москвичами.

Ещё одно знаменательное событие произошло 3 февраля 2007 года. Это день празднования в честь Ктиторской и именуемой «Отрада или Утешение» Ватопедских икон Божией Матери. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Отрада или Утешение» на Ходынском поле Москвы. Его Святейшеству сослужил епископ Бронницкий Амвросий.

По окончании богослужения от лица клириков и прихожан храма Святейшего Патриарха Алексия II приветствовал настоятель игумен Феофилакт (Безукладников). Он преподнес Его Святейшеству список иконы Божией Матери «Отрада или Утешение».

Святейший Патриарх Алексий II поздравил участников богослужения с 1200-летием прославления иконы Божией Матери «Отрада или Утешение», а также со 100-летием закладки храма в честь этого чудотворного образа на Ходынском поле Москвы.

Предстоятель Русской Православной Церкви закончил свою речь такими словами:

«В жизни каждого человека есть скорби, болезни и треволнения, но мы всегда обращаемся к Царице Небесной за Её благодатной помощью, и Она подает нам отраду и утешение в скорбях и испытаниях, которыми посещает нас Господь.

У каждого есть свой жизненный крест, и нельзя им тяготиться, ибо каждому он подается по силам. Не бывает креста выше человеческих сил. Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). В этом жизненном крестоношении нам даны отрада и утешение в лице Преблагословенной Девы Марии.

Вдумаемся в наименования святых икон Царицы Небесной: «Взыскание погибших», «Утоли моя печали», «Всех скорбящих радость» и, наконец, «Отрада или Утешение» — святыня этого храма. В молитве иконе Божией Матери «Отрада или Утешение» есть прошение укрепить нас в Святой Православной вере. По вере нашей, по упованию нашему, по горячему молению Пресвятая Богородица неустанно дарует нам Свою помощь, Свои отраду и утешение…

Молитвенно желаю, чтобы благодатная помощь, отрада и утешение Пречистой Богоматери всегда сопутствовала всем вам на вашем жизненном пути.

Остается порадоваться за служителей и прихожан храма-памятника, в котором всегда нуждающийся найдет и отраду, и утешение под покровом Иконы Божией Матери».

Усвоение статуса казачьего храму иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы

Распоряжение о храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле

 

Распоряжение № 02/2391 от 16 ноября 2017 года // о храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле 

 

Храму в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы (г. Москва, ул. Поликарпова, д. 16) усваивается статус казачьего.

При храме размещается Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.

Председателю Синодального комитета по взаимодействию с казачеством быть почетным настоятелем означенного храма.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Back To Top
×Close search
Поиск