skip to Main Content

Исторический раздел

Предлагаем вашему вниманию очерк по истории служения сестёр милосердия

СЛУЖЕНИЕ сестёр милосердия: от истоков до наших дней

Профессия лекаря родилась вместе с появлением человечества. Но специалистов по уходу за больными и немощными в древнем мире не существовало. Эту роль исполняли обычно пожилые женщины. В Древней Греции и Риме больных бедняков и раненых воинов богатые граждане брали к себе в дома, где о них также заботились женщины…

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 


«Служение врача как образец христианской жизни»


Сегодня мы размещаем на нашем сайте первую статью в разделе «Служение врача как образец христианской жизни».

В задачи этого раздела входит стремление оживить и укрепить в сознании читателей нашего сайта, — как врачей, так и пациентов, — представление о том, что их взаимоотношения всегда остаются этически особыми и связаны с самым корнем христианского мировоззрения.

slusenie


Служение врача: христианский опыт и ответственность


Служение врача в российской культурной и нравственной традиции имеет христианские корни.

На это указывает Библия и весь опыт практической медицины, исторически сложившийся в российской культуре. 

vasilii_velikii

Ветхозаветная Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова прямо свидетельствует о ценности знаний врача для общества: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами будет он в почете. Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир., 38, 1-4).

Новый Завет поставил образ врача и искусства врачевания на новую высоту Божьего замысла о достойном образе жизни и служении людям. Врач, приходящий на помощь к больным людям – вот образ христианского спасения, которым не пренебрегал Спаситель. Христос, отвечая фарисеям, удивлявшимся Его слову, врачевавшему расслабленных, и объясняя Свое милосердие к кающимся грешникам, говорил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9, 12-13). 

Святоотеческая традиция, опираясь на Благую Весть Евангельского учения, чтит и почитает Христа как Врача, исцеляющего пораженное болезнью греха человеческое естество, и это является одним из наиболее точных и глубоких выражений сущности Его мессианского подвига. Но это значит и то, что знания врача, его положение в обществе и самый характер его каждодневного труда по всей своей сути связаны с заповедями Божиими, а его профессиональное призвание внутренне определено любовью к Богу и ближнему.

amvrosii_opt

Обратной связью с врачом и его профессией является доверие пациентов к возможностям врача в исцелении больного, умение вдумчиво воспринимать врачебные советы и правильно ими пользоваться. Об этом говорили и Святые Отцы Церкви, которые ни в коем случае не отвергали врачебной помощи, как некоторые сектанты, но призывали к серьезному отношению больного к своей болезни.

Святитель Василий Великий особо отмечал дело понимания больным своих особых забот о выздоровлении: «Как не нужно вообще избегать врачебного искусства, так нецелесообразно возлагать на него всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, так, вводя к себе врача, не отступаемся от упования на Бога».[1]

Если сама болезнь, как говорил св. Амвросий Оптинский «схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую», то доверие больного к врачу является элементом терапии, причем элементом живым и трепетным. Оно преодолевает страх больного перед болезнью и помогает врачу найти верный путь излечения. Как говорил почитаемый в Русской Православной Церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «доверие или недоверие врачу… определяет исход болезни».[2]

Однако, в современных условиях это доверие дается очень нелегко, и часто его отсутствие является камнем преткновения в отношениях врача и пациента. Тем более, что современная медицинская философия часто диктует иные критерии отношений врача и пациента, она подразумевает не служение и доброделание врача, но более опирается на успешность применения фармацевтических тактик или современных технологий на организм пациента при очевидной симптоматике того или иного заболевания.

luka_svt

Не отвергая возможностей современной медицины, Православная Церковь призывает всегда помнить о призвании врача к милосердному служению, а свое социальное служение определяет как посильное вспомоществование делу восстановления телесного и духовного здоровья человека, находящегося на излечении. 

Христианское социальное служение в храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», сестричество при храме святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских на территории городской клинической больницы им. С.П. Боткина, призвано укреплять взаимодействие врачей и медицинского персонала больницы им. С.П. Боткина с действующим на ее территории храмом святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских и оказывать помощь в решении самых разных проблем, возникающих в процессе излечения больных.    

Наш сайт в своих публикациях будет стремиться оживить и напомнить всем своим читателям о неразрывном, исторически сложившемся и неотъемлемом от христианской жизни милосердном служении врача.

Ирина Николаева

slusenie


[1] Святитель Василий Великий. Избранные творения. М., 2006. Т. 1, Ч. 9, С. 36.

[2] Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 1997. С. 87.

Back To Top
×Close search
Поиск