Исторический раздел
Предлагаем вашему вниманию очерк по истории служения сестёр милосердия
СЛУЖЕНИЕ сестёр милосердия: от истоков до наших дней
Профессия лекаря родилась вместе с появлением человечества. Но специалистов по уходу за больными и немощными в древнем мире не существовало. Эту роль исполняли обычно пожилые женщины. В Древней Греции и Риме больных бедняков и раненых воинов богатые граждане брали к себе в дома, где о них также заботились женщины…
«Служение врача как образец христианской жизни»
Сегодня мы размещаем на нашем сайте первую статью в разделе «Служение врача как образец христианской жизни».
В задачи этого раздела входит стремление оживить и укрепить в сознании читателей нашего сайта, — как врачей, так и пациентов, — представление о том, что их взаимоотношения всегда остаются этически особыми и связаны с самым корнем христианского мировоззрения.
Служение врача: христианский опыт и ответственность
Служение врача в российской культурной и нравственной традиции имеет христианские корни.
На это указывает Библия и весь опыт практической медицины, исторически сложившийся в российской культуре.
Ветхозаветная Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова прямо свидетельствует о ценности знаний врача для общества: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами будет он в почете. Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир., 38, 1-4).
Новый Завет поставил образ врача и искусства врачевания на новую высоту Божьего замысла о достойном образе жизни и служении людям. Врач, приходящий на помощь к больным людям – вот образ христианского спасения, которым не пренебрегал Спаситель. Христос, отвечая фарисеям, удивлявшимся Его слову, врачевавшему расслабленных, и объясняя Свое милосердие к кающимся грешникам, говорил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9, 12-13).
Святоотеческая традиция, опираясь на Благую Весть Евангельского учения, чтит и почитает Христа как Врача, исцеляющего пораженное болезнью греха человеческое естество, и это является одним из наиболее точных и глубоких выражений сущности Его мессианского подвига. Но это значит и то, что знания врача, его положение в обществе и самый характер его каждодневного труда по всей своей сути связаны с заповедями Божиими, а его профессиональное призвание внутренне определено любовью к Богу и ближнему.
Обратной связью с врачом и его профессией является доверие пациентов к возможностям врача в исцелении больного, умение вдумчиво воспринимать врачебные советы и правильно ими пользоваться. Об этом говорили и Святые Отцы Церкви, которые ни в коем случае не отвергали врачебной помощи, как некоторые сектанты, но призывали к серьезному отношению больного к своей болезни.
Святитель Василий Великий особо отмечал дело понимания больным своих особых забот о выздоровлении: «Как не нужно вообще избегать врачебного искусства, так нецелесообразно возлагать на него всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, так, вводя к себе врача, не отступаемся от упования на Бога».[1]
Если сама болезнь, как говорил св. Амвросий Оптинский «схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую», то доверие больного к врачу является элементом терапии, причем элементом живым и трепетным. Оно преодолевает страх больного перед болезнью и помогает врачу найти верный путь излечения. Как говорил почитаемый в Русской Православной Церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «доверие или недоверие врачу… определяет исход болезни».[2]
Однако, в современных условиях это доверие дается очень нелегко, и часто его отсутствие является камнем преткновения в отношениях врача и пациента. Тем более, что современная медицинская философия часто диктует иные критерии отношений врача и пациента, она подразумевает не служение и доброделание врача, но более опирается на успешность применения фармацевтических тактик или современных технологий на организм пациента при очевидной симптоматике того или иного заболевания.
Не отвергая возможностей современной медицины, Православная Церковь призывает всегда помнить о призвании врача к милосердному служению, а свое социальное служение определяет как посильное вспомоществование делу восстановления телесного и духовного здоровья человека, находящегося на излечении.
Христианское социальное служение в храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», сестричество при храме святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских на территории городской клинической больницы им. С.П. Боткина, призвано укреплять взаимодействие врачей и медицинского персонала больницы им. С.П. Боткина с действующим на ее территории храмом святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских и оказывать помощь в решении самых разных проблем, возникающих в процессе излечения больных.
Наш сайт в своих публикациях будет стремиться оживить и напомнить всем своим читателям о неразрывном, исторически сложившемся и неотъемлемом от христианской жизни милосердном служении врача.
Ирина Николаева