Беседы с батюшкой
В московской студии телеканала «Союз» на вопросы о святителе Спиридоне Тримифунтском отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев. Эфир от 25 декабря 2018 года.
– Сегодня Церковь празднует память святителя Спиридона Тримифунтского, и этому посвящена наша передача. Почему святитель Спиридон так почитается Церковью? В чем, может быть, главное его наследие? Чему мы можем поучиться у святителя Спиридона?
– Святитель Спиридон уникальный. Он отличается от многих других святых Церкви не только совершенно необыкновенными, удивительными, поражающими людей чудесами, которые он совершал: и мертвых воскрешал, и превращал змей в золото (и обратно), и просил дождя у Бога – и Господь посылал во время засухи обильный дождь. Не только в этом его величие, его слава. Главной особенностью святителя Спиридона является то, что он всю свою жизнь трудился. Когда был простым мирянином, пас скот, был простым сельским тружеником. Когда был возведен по избранию народа Божия на святительскую кафедру, также не оставил своего скромного крестьянского труда, был, как мы сейчас говорим, на все руки мастер, все делал сам, своими руками.
У меня всегда возникал вопрос: почему? Неужели святитель не мог себя полностью посвятить проповеди слова Божия, богослужению, молитве? Зачем ему нужно было продолжать пасти скот бессловесный, зачем нужно было оставаться сельским тружеником? Несомненно, в этом есть определенный духовный смысл, некий образ его христианского подвига. Явно, что он делал это не случайно. Он мог бы совершенно безбедно существовать и без этого, но для него труд был одним из очень важных послушаний в его жизни.
Я думаю, главный урок святителя Спиридона для христианина – это необходимость смиренного физического труда, каким бы неожиданным и странным это ни показалось. Мы же говорим о духовной жизни, о молитве, посте, богомыслии, о чистоте сердца, при чем здесь физический труд, который, в общем-то, доступен каждому: и верующему, и неверующему? В том-то и заключается тайна духовной жизни, один из ее законов: когда человек трудится физически, душа его приобретает некие очень важные качества, приобретает добродетель смирения. И вот эта добродетель является источником, основанием тех благодатных даров, которые Господь дает святому человеку, исполняющему заповеди Божии.
Мы все хорошо знаем жизнь святителя Спиридона, знаем, что он родился в то время, когда Церковь пребывала в гонениях. Год 270-й – это еще разгар гонений; царствовавший тогда император Деций известен своей кровожадностью, тем, что многих христиан преследовал и жестоко мучил. При нем пострадало много известных святых. Этот период также пережил и святитель Спиридон. Затем наступили перемены для Церкви, когда воцарился император Константин Великий. Церковь получила свободу; и не только свободу строить храмы, совершать богослужения, но и свободу развивать богословие.
Был созван Первый Вселенский Собор, и святитель Спиридон был участником этих событий. Мы прекрасно знаем о его участии в Первом Вселенском Соборе, когда он, побуждаемый ревностью об истинном богопочитании, обличил языческих мудрецов. Причем обличил в тех условиях, когда многие епископы боялись это сделать, они считали: чтобы состязаться с мудрецами, необходима особая ученость. А святитель Спиридон такой учености не имел, и собратья говорили ему: не надо вступать в спор с этим философом, потому что он тебя победит, высмеет.
Но когда человек исполняется ревностью о славе Божией, исполняется Духа Святого, он становится и мудрым, и сильным, и бесстрашным. И эта духовная мудрость просто поразила его собеседника, языческого философа. Он говорил: «Пока со мной спорили на ученом языке, я мог отвечать. Я чувствовал свою силу, когда говорили на моем языке. Но когда этот старец стал говорить слова, исполненные какой-то неведомой духовной силы, тогда я понял, что мои доводы ничего не значат, и я замолчал. Я признаю себя побежденным этим старцем».
Святитель Спиридон прожил долгую жизнь, он отошел ко Господу в 348 году. Это время, когда Церковь внешне имела свободу, но у нее была другая беда: ее раздирали различные ереси, прежде всего арианская. Были разные нестроения и смущения по этому поводу в Церкви. Но святитель Спиридон до конца своей жизни хранил твердость в исповедании православной веры. С одной стороны, он был милосерден к согрешающим и кающимся людям, которые заблудились на своем жизненном пути, а с другой стороны, проявлял строгость в обличении неправоверия, пороков и греха. Потому что это тоже проявление любви к ближнему. Когда святитель Спиридон обличал нечестивых, он имел целью спасти их, вывести на путь спасения.
Мы говорили о том, что святитель Спиридон – это пример смирения. И за это смирение Господь даровал ему возможность быть чудотворцем. Но как это смирение приобретается? Его жизнь показывает, что смирение он приобретал простым, незатейливым трудом, смиренным образом жизни, никогда не величался, никогда не старался иметь вид святителя или человека особого.
Однажды он был приглашен ко двору императора, для того чтобы его исцелить. Император Констанций тяжело болел, и в сонном видении он увидел двух человек, которые должны были его исцелить (ангел ему сказал, что эти люди его исцелят). Он по всей империи искал епископов, пока наконец не решил собрать всех епископов империи. Тогда святитель Спиридон прибыл к царскому двору, и воин, который охранял вход, увидел смиренного и простого человека, одетого как нищий, и не только не хотел его впускать, но еще и оттолкнул и ударил его, сказав: «Что ты тут делаешь, невежда?» Тогда Спиридон в знак смирения, исполненный любви и настоящей христианской кротости, поступает по евангельской заповеди: подставляет вторую щеку. И пораженный воин говорит: «Да, теперь я вижу, что ты действительно святитель, действительно епископ». Спиридон приходит к императору и исцеляет его от болезни. С одной стороны – великий дар чудотворения, с другой – великое смирение.
Как это смирение приобрести? Мы очень часто задаем себе этот вопрос. Что для нас значит смирение, как его стяжать? Мы можем много рассказать об этой добродетели друг другу и прекрасно знаем, что это основа вообще христианской жизни. А вот как приобрести смирение? Это бывает очень-очень трудно. Иногда мы не задумываемся о том, что возможность приобрести смирение есть у каждого из нас. И она не такая уж и сложная. Для этого не надо нести какие-то особые подвиги или оказываться в каких-то особых условиях.
Мне кажется, жизнь святителя Спиридона – как раз пример того, как обычный человек, живя обычной мирской жизнью, может стяжать смирение. Наверное, многие из нас обращали внимание на то, что нас часто зовут к успеху в любой сфере деятельности. В работе, бизнесе, учебе всегда говорят: будь успешен, достигай результата. Такое отношение переносится порой и на христианскую жизнь: мы невольно внутренне стремимся быстро достичь успеха в духовной жизни, нам хочется быстрее научиться молиться, быстрее научиться каяться, увидеть свои грехи, быстрее понять внутреннюю жизнь Церкви, приобрести какие-то дарования от Бога.
Внутренне очень этого хочется, и при этом мы не замечаем, что вот этот дух – желание приобрести быстрее какую-то добродетель – противоречит христианскому смирению. Потому что добродетель – это дар Божий, просто подарок от Бога. Господь дает его тому, кто готов его принять. Наше дело не говорить: «Господи, дай мне быстрее эту добродетель», – а просто со смирением трудиться. Наше дело – не результат, а сам процесс.
Однажды святитель Иоанн Златоуст сказал: «Почему Господь не исполняет наши молитвы? Потому что Он хочет, чтобы мы привыкли молиться». Иногда сам процесс молитвы, когда мы что-то просим у Бога, даже важнее, чем тот результат, которого мы добиваемся. И так же во всем остальном: нам не нужен быстрый результат, даже в духовной жизни, нам нужен смиренный, терпеливый труд, который помогает нам познать свою немощь.
Даже в неудачах, которые мы испытываем на этом пути (мы не можем сразу научиться молиться, сосредоточиться, не можем понимать слово Божие, прощать, терпеть, мы часто унываем, малодушничаем, всего боимся), тоже есть духовный смысл. Это помогает нам осознать, насколько мы ничтожны без Бога. Это самое главное. И на этом пути очень помогает простой физический труд.
Например, в нашей жизни почти все автоматизировано, всё делают за нас какие-то машины: белье стирают, посуду моют, даже есть роботы-пылесосы. Нажал на сотовом телефоне кнопку – и все сделается: чайник закипит, дом подогреется. Все сделается, ничего не надо делать. Здесь видится большая опасность для духовной жизни. Конечно, хорошо, когда комфорт. Но если мы полностью отказываемся от физического труда, то тем самым отказываемся от смирения. Может быть, Вы обращали внимание, что люди физического труда даже внешне отличаются от людей умственного труда каким-то своим более смиренным поведением. Даже походкой и манерой держать себя. Безусловно, физический труд накладывает некий отпечаток на душу человека.
– Это единственный путь стяжания смирения?
– Конечно, нет. Я просто хотел обратить внимание, что это самый простой путь, для нас самый доступный. Потому что мы не живем в ту эпоху, когда жил святитель Спиридон, и не все добродетели можем исполнять так, как исполнял он. Но что-то мы можем делать, в чем-то ему подражать. Мы можем подражать ему в простом физическом труде. Например, не гнушаться убрать свою квартиру, помыть посуду; не гнушаться прийти в больницу и чем-то помочь больному человеку; не гнушаться прийти в храм, взять лопату и убрать снег. Потому что все это – простой физический труд, но очень многое дает человеку. Наверняка каждый из нас чувствовал это. Почему многие из нас любят дачу, загородную жизнь? Там можно как раз вернуться к своему первоначальному состоянию, к простому физическому труду, к состоянию внутренней тишины и молитвы.
Мне кажется, мы недостаточно этим пользуемся в нашей жизни, мы как-то даже не всегда об этом задумываемся. Мы сразу стремимся к каким-то высотам. Читаем святоотеческие книги, читаем Евангелие, слушаем передачи и все время устремляемся очень высоко. Нам кажется, что самое главное – там, в духовной жизни. А духовная жизнь начинается с повседневного физического труда. Вот, наверное, главный урок, который нам преподает святитель Спиридон и его жизнь.
– Всегда ли физический труд может помочь человеку стяжать смирение? Или, может быть, человек может трудиться, но так и не стяжать эту добродетель?
– Очевидно, что не всегда. Очень простой пример – стройка. У меня есть знакомые, которые работают на стройках; они всегда жалуются: «Батюшка, я не могу вообще быть христианином на стройке, постоянно или сквернословлю, или раздражаюсь, или кричу. Я постоянно в суете, беготне». Естественно, такой физический труд не дает смирения.
– Каким должен быть физический труд, чтобы он давал смирение?
– Видимо, должно быть сочетание физического труда с настроем человека, с молитвой. Вот когда соединяются труд и молитва, тогда труд приносит пользу. Ведь об этом и древние преподобные подвижники говорили: у монаха есть два делания – молитва и непрестанный физический труд. Одно без другого, наверное, не может быть. Невозможно молиться, если ты не трудишься физически, и правильно физически трудиться невозможно, если ты не молишься. Одно должно дополнять другое. Вот тогда, наверное, физический труд приносит духовную пользу. И самая главная духовная польза – когда человек начинает ощущать внутреннюю тишину, мир, желание со всеми сохранить этот мир, ни с кем не ссориться. Это познание, в общем-то, своей немощи, смирение. Думаю, для нас это самый простой и удобный способ, чтобы хоть как-то подражать святителю Спиридону, хоть как-то идти тем путем, каким шел он.
– Вопрос телезрительницы: «В Писании сказано: кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую. Как понимать эти слова?»
– Этот вопрос отражает один факт из жизни святителя Спиридона, о котором мы уже сказали: он подставил вторую щеку воину, который его ударил. Как это понимать? Так и понимать, что когда терпишь от кого-то обиду, может быть, поношения, не озлобляйся на человека, не сопротивляйся ему, не воспринимай его как врага, а прояви к нему снисхождение, любовь. Ведь мы прекрасно знаем, что самый лучший способ прекратить ссору – это попросить друг у друга прощения.
Бывают такие сложные ситуации, когда настолько лукавый нас запутывает, мы настолько ожесточаемся друг против друга, что, кажется, из ситуации нет никакого выхода. А ведь достаточно просто попросить прощения, просто показать, что ты на человека не обижаешься и ничего плохого ему не желаешь, чтобы все недоумения разрешились. Такой поступок в ответ на оскорбление (явить человеку милость, любовь и показать, что ты не обижаешься, а, наоборот, готов его потерпеть, понести его немощи) – вот что означает эта заповедь Божия.
Конечно, она трудноисполнима. Для того чтобы так поступать, необходимо иметь очень чистое сердце, необходимо действительно любить. Не секрет, что мы иногда прочитаем Евангелие и хотим все сразу исполнить, хотя еще не готовы. А если делаем это формально, то результат бывает еще хуже. Много раз в жизни случаются ссоры, когда один упрекает другого, а другой говорит: «Ну ладно, пускай мне будет еще хуже, давай добей меня совсем своими словами». И видно, что человек говорит это не со смирением, не с любовью, а с досадой, обидой, злобой. Тогда получается какое-то кощунственное исполнение этой заповеди.
Если ты не готов со смирением принять что-то, то лучше помолиться и сказать: «Господи, прости меня, что я еще не стяжал любви к этому человеку, помоги ему и мне. Потому что я еще не в состоянии с любовью его принять». Конечно, в основе всего лежит любовь. И апостол Павел говорит, что мы должны носить немощи друг друга. Как носить немощи? Конечно, прощать друг друга, уступать друг другу. Но, говоря о прощении, необходимо вспомнить и о том, что нельзя попустительствовать греху. И святитель Спиридон опять дает нам пример, когда он строго обличал грех, наказывал даже.
Известен такой случай. Однажды после долгой дороги вместе с дьяконом они пришли в один храм помолиться. Святитель дал возглас, дал благословение дьякону совершать молитву и услышал, что дьякон читает молитвы медленно, протяжно, как бы любуясь своим голосом, тщеславясь тем, как он красиво совершает молитву. Тогда святитель Спиридон сказал ему: замолчи. И после этих слов дьякон онемел, потерял дар речи. Все сбежались смотреть на это великое чудо, как дьякон с таким красивым голосом вдруг стал немым и стал просить, знаками показывать святителю, чтобы тот его простил. Святитель его простил, но в качестве епитимьи, как бы лекарства от гордыни сделал так, что этот дьякон остался косноязычным: у него уже не было такого красивого голоса до конца жизни.
То есть святитель очень строго обличал грехи людей, особенно неправоверие, гордыню, тщеславие. Не потому, что ему хотелось показать свою власть и силу. Мы часто делаем что-то именно по этой причине, хотим показать, какие мы, и начинаем обличать других. Потому что нам хочется самоутвердиться. А святитель обличал для того, чтобы спасти человека, чтобы вразумить его, чтобы человек не погиб. И если такая цель нами движет – цель помочь человеку преодолеть грех, тогда уместно обличение, строгое вразумление. А если это просто месть, желание господствовать, указывать и повелевать, тогда лучше ничего не говорить, потому что будет только хуже.
– Наверное, самый яркий пример этого, когда святитель обличал греческих мудрецов на Первом Вселенском Соборе, выступал в защиту православной веры и доказывал единство Святой Троицы. Интересно, почему так важно было доказать единство Святой Троицы? Почему нам важно знать этот догмат? Почему важно его придерживаться? Почему святитель Спиридон так ревностно на этом настаивал?
– В Евангелии есть слова, что истинные поклонники Бога поклоняются Ему в духе и истине. Это значит, что Бог принимает от людей поклонение только в том случае, если люди сохраняют духовную чистоту и истинную веру. И в псалме есть такие слова: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася». С одной стороны – милость, любовь, а с другой – истина. Одно без другого не может быть, это некое единство, как единство Святой Троицы. Там, где любовь, – там истина; там, где истина, – там любовь. И если нарушается истина – значит, страдает любовь.
Поэтому так строго и ревностно святитель встал на защиту догматов православия. Искажение догматов ведет к нарушению всей жизни человека, его нравственных устоев, к разрушению любви, к разрушению всего его существа. Поэтому для нас так важны догматы в православной вере. Почему Церковь так оберегает вероучение? Потому что это является залогом правильного поклонения Богу, залогом того, что мы можем пребывать в настоящей любви к Богу.
Существует много примеров в истории, когда искажаются догматы – и искажается нравственная жизнь… Поэтому невозможно сохранить себя в чистоте, в любви к Богу, если человек не сохраняет истинную веру. Это очень важно. Поэтому святитель Спиридон так отстаивал истинность веры, чистоту догматов.
– Когда читаешь житие святителя Спиридона, то многие вещи кажутся сегодня невыполнимыми. Например, то, что святитель Спиридон был простым пастухом, а стал епископом, кажется чем-то фантастическим. И он так часто и так много, с такой любовью принимал странников, что это трудно представить в наше время, когда мы живем в многоквартирных домах. Вопрос такой: как нам все-таки постараться приблизиться к тем добродетелям, которые стяжал святитель Спиридон?
– Действительно, условия жизни у нас сейчас другие, мы не можем у себя на даче пасти скот или пахать поле. Мы не можем, например, принять странников и накормить всех голодных, которых очень много сейчас. Но мы можем хотя бы стремиться к милосердию, к тому, чтобы знать, кто живет рядом с нами, кто наши соседи, какие у них в жизни проблемы, может, они в чем-то нуждаются. Ведь от нас не требуется многого, от нас не требуется, чтобы мы в своей жизни старались повторить то, что делали святые. От нас требуется только желание жить тем же духом, тем же стремлением к любви и сострадание к людям. А возможностей для этого всегда много: это наши близкие, наши соседи, это люди, которые по тем или иным причинам попали в беду.
Если мы проходим мимо нищего в метро, понятно, что у нас возникает много мыслей о том, как он живет и вообще стоит ли ему помогать. Но Господь не дает нам заповедь: испытай, достоин ли он твоей помощи, и тогда помогай. Просто просящему дай. И не требуется от нас отдать ему всю свою зарплату. Но если мы хотя бы маленькую копеечку нищему дадим, не спрашивая, на что он просит, не осуждая его, а просто с состраданием, милосердием к человеку, тогда это будет, в принципе, то же самое, что делали святые.
Или если мы простим человека, который нас обидел, и не ответим ему на обиду, или если мы поддержим человека в трудную минуту. Сейчас многие люди находятся в унынии, у многих трудности, многие люди опасаются будущего, всегда чего-то боятся. И нам, как христианам, важно быть светом. Господь говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человеки…» Этим светом, этим утешением мы можем быть для тех, кто рядом с нами. Для этого не надо обладать особой мудростью, не надо очень много знать, просто достаточно побыть рядом с человеком, поддержать его, посочувствовать ему, спросить, как у него дела, просто выслушать.
Часто бывает так: когда мы навещаем больных в Боткинской больнице, не столько мы что-то говорим людям – люди сами открывают свою душу. Они раскроются, выскажутся, поплачут – и для них это великое утешение. Мы ничего не делали, мы просто сидели вместе с ними, сострадали, переживали их скорби, и это уже было для них великим утешением и великой помощью. Поэтому возможность творить дела милосердия всегда есть, в любые времена, в любых условиях. Важно, чтобы было желание, стремление к этому.
– У святителя Спиридона было очень сильное слово, он обладал колоссальной силой слова. То есть даже подкованные мудрецы, философы, ораторы не могли ему противостоять. В чем заключается секрет этой силы?
– Я могу привести такое сравнение. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, который почти что наш современник, тоже обладал великой силой слова, на его богослужениях народ плакал. Была общая исповедь, и никто не стеснялся вслух кричать, говорить о своих грехах, настолько была великой сила его слова, когда он призывал к покаянию. А вот когда читаешь его дневники, то часто приходит такая мысль: а что здесь особенного? Говорит очень простые, понятные вещи, и какой-то особой сложности и мудрости здесь не чувствуешь, не чувствуешь какой-то особой силы. Думаешь: наверное, я бы тоже так мог написать, если бы подготовился. А секрет в том, что он говорил Духом Святым. И в тот момент, когда он говорил Духом Святым, самые простые, будничные, всем известные слова приобретали огромную силу.
И святитель Спиридон не был мудрецом, философом, он тоже не изъяснялся сложным языком, говорил очень простые слова, но они тоже были исполнены силы Духа Святого. Дух Святой и придавал этим словам значимость, важность и возможность, чтобы эти слова слушающие воспринимали сердцем.
Мы по-разному воспринимаем слова и речь, которые к нам обращены. Часто мы воспринимаем слова просто как очередную порцию информации, которую принимает наш рассудок, они быстро улетучиваются. А бывают слова, которые вдруг касаются нашего сердца. И, может быть, нас и обличают, и поражают, и приводят в трепет, страх и стыд, и нам хочется исправиться. Вот эти слова наполнены Духом Святым, и вот такими словами говорил святитель Спиридон.
– Вопрос телезрительницы: «Иногда бывают в жизни очень сложные ситуации; хочешь что-то изменить или поправить, но не можешь ничего сделать, можешь даже впасть в отчаяние. Есть ли какие-то средства для укрепления надежды на Господа?»
– Я могу сказать, что часто сам это переживаю. Праздник святителя Спиридона всегда приходится на конец декабря. Это такое мрачное время – в смысле, что погода темная, очень длинная ночь, короткий день, солнышко не выглядывает; ощущение того, что куда-то уходят силы, радость, надежда. В таком состоянии порой приходят и маловерие, и малодушие, и страх. И думаешь: а как дальше жить, что делать? Но в таком состоянии подавленности человек, если поймет, что главным утешением является молитва, начинает молиться по-особенному.
Он не надеется на себя, потому что видит, что все его усилия не дают нужного результата; он не надеется на своих друзей, которые, как ни стараются, помочь не могут; он не надеется ни на кого, потому что нет помощи. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения», говорится в Псалтири. В таком состоянии как бы полной безнадежности человек и начинает по-настоящему молиться, потому что тогда надеется только на молитву, только на то, что Господь ему поможет, Господь его услышит. В этом состоянии, в таком трудном испытании, конечно, надо усилить молитву и иметь всю надежду только на Бога. Когда так помолишься, сразу ощущаешь утешение и радость.
В день святителя Спиридона, казалось бы, в такое мрачное время года, всегда ощущаешь радость, когда помолишься. Особенно если причастишься Святых Христовых Таин. Всегда ощущаешь, что есть надежда, что Господь способен помочь в любой ситуации; как бы ни было трудно, как бы ни было сложно, Господь нас не забывает. И я думаю, что эти моменты жизни самые драгоценные. Вот это испытание и маловерием, и страхом, и такой безнадежностью, когда оно преодолевается с молитвой, очень много дает человеку.
– Мощи святителя Спиридона находятся на Корфу. Я знаю, что Вы бывали там. Не могли бы Вы об этом рассказать?
– Это удивительная страна. Корфу – удивительное место. Кстати, всем известно, что наш святой праведный воин Феодор Ушаков, который был флотоводцем, не проиграл ни одного морского сражения, он освободил остров Корфу от завоевателей и дал возможность православным грекам свободно там жить и свободно исповедовать православную веру. И вот там находится храм святителя Спиридона, его святые мощи. Когда первый раз туда попадаешь, конечно, ощущаешь, что попадаешь за границу, в город, который сильно отличается от того, к чему мы привыкли: другая архитектура и уклад жизни совсем другой, греки даже молятся и поют по-другому – и богослужение другое на первый взгляд.
Но когда попадаешь в храм святителя Спиридона (а он находится на одной из оживленных улочек), когда идешь среди толпы туристов, среди лавок, среди шума и вдруг заходишь в небольшую узенькую дверь – оказываешься совсем в другом мире, оказываешься в храме, где почивают мощи святителя Спиридона. И тут происходит удивительное осознание того, что ты пришел домой; такое ощущение, что ты попал, может, в Троице-Сергиеву лавру, что ты где-то в родном, давно знакомом месте, хотя пришел сюда первый раз. Вот это я испытал, когда был у мощей святителя Спиридона. И не хотелось уходить, хотелось снова и снова туда возвращаться. Вот такое действие благодати Божией у мощей, такое там мирное состояние души.
Я думаю, каждый из тех, кто бывал у мощей святителя Спиридона, испытывал примерно то же самое – ощущение, что попал домой, в родное, очень близкое, дорогое место, куда хочется возвращаться снова и снова. Слава Богу, что мощи святителя Спиридона почивают не только там, на Корфу, но их и привозят. К нам привозили совсем недавно (в этом уходящем году), и много людей смогли поклониться святителю Спиридону. Многие люди ощущают эту благодать, потому что она не ограничивается никаким местом. И где бы ни находились мощи, они везде источают эту благодать. Главное условие, чтобы это ощущать, – это смирение человека, его покаяние, желание исправить свои немощи, недостатки и жить по-христиански.
Конечно, удивительно, как греки почитают святителя Спиридона: везде слышно его имя, простые греки очень усердно молятся ему, очень почитают его. Это ангел-хранитель Корфу. Я думаю, что и русскому человеку он очень близок. Не зря у нас праздник святителя Спиридона один из торжественных праздников.
Удивительно, что в Типиконе, в богослужебных указаниях, день святителя Спиридона не отмечен праздничным знаком, по Уставу это обычная будничная шестеричная служба. Но в этот день храмы всегда полны народу, и у нас сегодня тоже было много народа для нашего храма, было много причастников, несмотря на рабочий день, несмотря на то, что у всех дела, все заняты среди недели. Люди все оставили и пришли в храм. И в течение дня люди приходили, чтобы просто свечку поставить и помолиться святителю Спиридону.
Это знак того, что русские люди тоже очень почитают святителя Спиридона; и в древности почитали, и сейчас очень почитают. Потому что он нам очень близок. Всякий, кто ему молился, чувствует сердцем, насколько легко ему молиться: не надо придумывать какие-то сложные молитвы и слова, чтобы к нему обратиться, не надо обладать какой-то богословской ученостью, не надо отличаться какими-то особыми добродетелями. Любой человек, который со смирением приходит к нему, чувствует, что святитель его слышит.
– И, наверное, получает помощь от святителя.
– Безусловно.
– Известны ли Вам какие-то интересные, яркие случаи, когда святитель Спиридон помогал, может быть, Вашим близким, друзьям?
– Таких случаев очень много. Недавно у одной моей знакомой были большие проблемы с жильем, причем проблемы неразрешимые. Как она ни пыталась кредиты брать, ничего не получалось. Но после того как она съездила к святителю Спиридону, как-то все стало решаться: появились варианты, возможности. И как-то все так устроилось, что сейчас она смогла переехать в новую квартиру и очень почитает святителя Спиридона.
Когда говоришь о каком-то человеке, что ему святитель Спиридон помог, это, может быть, не очень убеждает. Но когда сам был в такой ситуации, когда видел, что реальных шансов на положительные результаты не было, а все-таки что-то получилось, вот тогда понимаешь, что это не случайное стечение обстоятельств, не какие-то наши человеческие усилия, это явная помощь Божия по молитвам святителя Спиридона. Просто надо быть внимательным и обращать внимание на такие как бы мелочи жизни, когда сталкиваешься с тем, что помощь как бы сама к тебе приходит, ты даже особых усилий не предпринимаешь, просто раз – и все сложилось. Кто-то говорит: повезло. Но мы знаем, что это святитель Спиридон нам помогает.
– Вопрос телезрителя: «Как ценить то, что имеешь? Я думаю, что сейчас это главный вопрос. Как здесь терпеть, как смиряться? Вообще как к этому относиться?»
– Как говорится в Священном Писании, всякий дар есть свыше. Все, что мы имеем благого, – это дар от Бога. Поэтому этот дар бесконечно для нас дорог. Он может быть не таким ярким, не таким заметным, но все равно очень важен для нас. Важно просто увидеть то, что у тебя есть, не распыляться, не смотреть по сторонам, не завидовать другим, а видеть то, что тебе дал Бог, и стараться беречь эти дары и их приумножать.
Это тоже признак смирения, когда ты не гонишься за многим, когда не говоришь: а вот у меня нет того, что есть у моего брата или соседа, а вот у меня нет такой хорошей работы, нет таких хороших способностей, нет такой хорошей семьи. Но посмотри: у тебя есть что-то такое очень важное, дорогое, чего нет у другого. Со смирением этот дар прими, каким бы он ни был для тебя, может быть, малозначительным. Тогда увидишь, что этот дар бесконечно дорог тебе, бесконечно важен для тебя. Он побуждает тебя к совершенствованию, к благодарности Богу. В ответ на этот дар человек стремится стать лучше, чище, отдать Богу свое сердце.
Когда мы очень рассеянны, озабочены всякими делами, мы не ценим то, что у нас есть. А вот когда живем в тишине, скромности, может быть, как говорят, звезд с неба не хватаем, а дорожим тем, что имеем, тогда мы действительно смотрим в глубь своего сердца и видим, насколько благ Господь. И человеку, верному в малом, потом Господь дает многое за его верность. Поэтому, думаю, способность благодарить Бога за то, что у тебя есть, радоваться тому, что у тебя есть, – это тоже признак смирения, признак чистой души, к чему мы и должны стремиться. И опять святитель Спиридон нам может в этом помочь: научиться дорожить тем, что есть, и благодарить Бога за это.
– Может быть, еще несколько слов в качестве итога нашей сегодняшней темы?
– Я желаю всем телезрителям научиться радоваться, благодарить Бога, благодарить святых за то, что они нас не оставляют, за то, что они нам протягивают руку помощи и поддерживают во всех жизненных ситуациях. Не стоит гнаться за многим, а со смирением беречь то, что у нас есть, со смирением трудиться, учиться любить, учиться прощать, учиться молиться Богу, надеяться только на Бога. И тогда мы с вами, безусловно, будем хотя бы в малой степени причастны той благодати, которой обладал в избытке святитель Спиридон. Он будет нашим помощником, покровителем, нашим другом, нашим ходатаем у Престола Божия.
Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро