Беседа с батюшкой о здоровье
22 марта 2017 года в семейном центре «Рождество» (м. Проспект Мира) состоялась беседа с настоятелем храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле протоиереем Иоанном Кудрявцевым.
Темой встречи стали острые вопросы современности: православие и палитра подходов к здоровью человека (аллопатия и гомеопатия, остеопатия, вакцинация и пр. и другие вопросы о воспитании, воцерковлении, духовном возрастании)
В середине поста, на Крестопоклонной седмице, прихожане нашего храма побывали в семейном центре «Рождество». Гостем центра в этот вечер стал настоятель нашего храма протоиерей Иоанн Кудрявцев, выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат биологических наук. На встрече присутствовали медицинские работники, члены приходской группы милосердия нашего храма, социальные работники и педагоги, родители.
Предлагаем вашему вниманию рассказ о встрече и небольшие выдержки из беседы.
После совместной молитвы батюшка обратился к присутствующим со вступительным словом. В нем он особо отметил важность поиска внутреннего смысла любого события в жизни, поиска воли Божией, значение покаяния и молитвы.
«Жизнь человека всегда проходит в каких-то скорбях, страданиях и болезнях, и эта тайна, если человек к ней прикасается, раскрывает очень многое для человека.
Мы сегодня вспоминали слова из одного псалма: «День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум». Что значит «день дни отрыгает глагол»? То есть, каждый день что-то возвещает нам. Из самой сути прошедшего дня для нас открывается какой-то внутренний смысл. И мы должны во всех событиях своей жизни слышать голос Божий, который нас ведет и подсказывает, а что нам надо делать.
Я как раз с этого и хотел начать нашу беседу, призвать вас именно к этому – искать, обретать для себя внутренний смысл того, что с нами происходит, стараться, прежде всего, постичь волю Божию, а не быстренько набираться какой-то информации.
Любой человек, особенно родители, должен учиться понимать волю Божию о самом себе и о своих детях, и тогда он сможет найти свой, именно свой, путь решения проблем, которые возникают в жизни. А как постигать волю Божию? Конечно, необходима, прежде всего, молитва. Если у тебя нет молитвы, ты остаешься слабым и беспомощным», — сказал отец Иоанн.
Затем батюшка перешел к основной теме встречи: христианскому отношению к лечению болезни.
Когда появились больницы
Настоящие больницы появились только в христианстве. Были, конечно, врачи и в древности, но это было частное лечение, то есть, врач приходил к конкретному больному и дома его лечил. Первые настоящие больницы появились только в эпоху христианства. Известно, что святитель Василий Великий построил одну из крупнейших древних больниц, функция которой заключалась не только в оказании медицинской помощи, но и, прежде всего, в том, что больные молились, прибегали к святыне, к Таинствам, обращались к святым за помощью и через это получали помощь и исцеление.
Что такое болезнь. Как вести себя, если болеет ребенок
Болезнь всегда воспринималась как посещение Божие: и болезнь собственная, и болезнь близких, болезнь детей. Как некий призыв Бога, чтобы что-то изменить в своей жизни, призыв к покаянию.
Можно потерпеть свою болезнь и принять её, как спасительный крест, а когда происходит что-то с близким человеком, ты должен ему помочь, особенно детям. Ты должен воспринять болезнь ребенка как призыв к жертвенному служению.
Но, опять же, болезнь ребенка имеет духовный смысл для родителей. Как правило, если дети болеют очень часто и болеют хронически, постоянно, то это знак того, что что-то не так в семье, что-то не так в жизни родителей. Возможно, это наказание за грех.
Но на грех, каким бы страшным он ни был, есть, как говорится, управа. Грех побежден смертью Христовой, Воскресением Христовым. И даже наши грехи родительские. Эти грехи потом проявляются в скорбях, в нашей семье, в наших детях, в болезнях наших детей, но это не значит, что мы теперь навсегда наказаны и никогда не исправим это. В том то и дело, что, как Господь смертию смерть попрал, победил смертью смерть, так же и наши грехи могут быть побеждены нашим покаянием, нашим умиранием для своего тщеславия, для своего самолюбия и комфорта.
Промысл Божий многообразен, и порой болезнь это не расплата за грехи, а наоборот, как это ни парадоксально, награда для человека, который может это вместить. То есть, Господь видит, что человек может вместить подвиг.
Если в семье рождается больной ребенок, то надо учить его молиться. Если дети ощущают молитву, то они всегда найдут свое призвание в жизни. Добро можно творить по-разному. Можно что-то сделать руками, можно деньгами помочь, можно накормить кого-то. А можно и помолиться за кого-то. И второе, может быть, более высокое служение.
Христианское отношение к вопросу прививок
Существует важная проблема: люди, особенно родители, смешивают духовное и чисто житейское, материальное, в вопросах лечения. Наука, если она христианская наука, основана на законах Божиих. И законы иммунологии – это законы Божии. Это удивительный механизм, что против любого чужеродного агента, антигена, может выработаться антитело, которое его нейтрализует. И на этом законе вообще весь организм человека существует и поддерживается. Иммунитет – это величайшее открытие, которое позволяет и позволило многих людей спасти от смерти. И в этом отношении нет ничего страшного в прививках. Другое дело, что если эта прививка недоброкачественная. Есть вопросы чисто медицинские. Если этот вопрос медицинский, то, наверное, надо разбираться со специалистом или с врачом и советоваться, может быть, со многими людьми. И перед любым решением необходимо помолиться.
Мы молимся: Господи, избави мя от всякого дьявольского поспешения. Это дьявольское поспешение постоянно нас преследует внутренне. Вынуждает быстрее решить вопрос. Нам кажется, что чем быстрее мы решаем вопросы, тем лучше. На самом деле, оказывается хуже, потому что мы решаем не по воле Божией, а по своей, человеческой.
Если ты чувствуешь смущение, какой-то страх и неуверенность, надо просто остановиться и сказать: простите, я не могу сейчас ничего решить, я помолюсь, я успокоюсь, причащусь, исповедуюсь, как-то обрету внутренний мир сначала, и уже в этом состоянии мира я быстрее пойму, надо мне это делать или не надо.
О вере, молитве и святыне
Есть такие слова: «по вере вашей будет вам». Вера — это не только доверие врачу, но и доверие Богу: «Господь через это подаст исцеление мне или моему ребенку».
Не зря в молитве перед операцией есть такие слова: «Господи, вразуми раба Твоего лекаря, да нужную хирургию сотворит благополучно, яко телесным недугом раба Твоего совершенно исцелитися». Мы просим, чтобы Господь направил руку врача для правильного лечения.
Так же можно молиться не только за хирурга, не только перед операцией, но и перед любым лечением.
Если же врач неправильно лечит, то это призыв Бога к нашему покаянию, к нашему смирению. Может быть, мы слишком много осуждаем, берем на себя много, судим и считаем, что мы все знаем и понимаем.
Есть один очень важный момент, который мы часто забываем. Это святыня.Прибегать к святыне – очень важно. Здесь опять проверяется наша вера, насколько мы доверяем Богу, что Господь может через святыню помочь нам и нашим детям. Это очень важный опыт, когда в болезни мы обращаемся к святыне и получаем помощь. Мы потом на всю жизнь это запоминаем и понимаем, что это не просто красивые слова, рассказ из житий святых, сказка, а действительно мы это испытали и знаем, что это помогает.
Насколько допустимо крещение с целью выздороветь от болезни? Первоначально Господь может призвать человека под любым предлогом. Заболел ребенок, ну что делать? Бежать в храм. Этот родитель несчастный начинает обращаться к Богу, хотя он ещё не чувствует ни благодати, ни утешения, и постепенно он начинает чувствовать, что что-то меняется в нем самом, что душа его успокаивается после молитвы, что он получает надежду, что он получает утешение. И так Господь ведет человека к воцерковлению, к познанию самого себя, к познанию Бога.
О воле Божией и благодарности
С точки зрения духовного роста полезно ли сразу пытаться избавиться от болезни?
Если удалось помочь быстро, то это же повод поблагодарить Бога, и в благодарность Богу исправлять себя. Это призыв Божий к тому, чтобы измениться. Успех лечения — это великое дело, когда человек может поблагодарить Бога. Кто-то приходит через это к покаянию и к молитве. Если врач хорошо и успешно лечит, он всегда может призвать родителей: «Благодарите Бога, это же не я, не моими руками, а через меня Господь все сделал».
Мы должны понимать, что если что-то происходит с нами и с нашими детьми, то мы должны уметь разделить, где воля Божия, а где мы должны проявить свою волю и сделать, и помочь, и предпринять какие-то усилия, чтобы свою волю человеческую осуществить, подчинив её воле Божией.
Сложные вопросы современной медицинской науки
Современная биология и медицина задают много важных вопросов, которые конечно надо осмыслять с точки зрения духовной: использование стволовых клеток, трансплантация, ЭКО, препараты плаценты и прочее. Есть такие слова: «по плодам их узнаете их». Если есть в методе лечения что-то греховное, оно обязательно вылезает. Если человек использует абортивный материал, плаценту, как лекарство, уринотерапию или что-то подобное, то это грех.
Совершенно точно человек не может вкушать плоти другого человека. По поводу стволовых клеток вопрос очень сложный, он требуют осмысления и поиска ответа, который, конечно, есть. Трансплантация органов – это жертва для спасения человека. Причем, когда происходит физическая пересадка органов, то это не влияет на душу человека. Душа не зависит от физических компонентов тела. Человек остается идентичным самому себе.
Чего мы хотим? Если хотим спасения, то примем путь, который к этому ведет.
Если мы сомневаемся, хорошо это или плохо, мы можем молиться: «Господи, я не знаю, грех это или нет, помоги мне!» И Господь покажет и поможет.
Самая главная проблема современного человека – это страшная гордыня. Человеку постоянно внушают, что мы можем все узнать, можем во всем разобраться, в конце концов, мы все вылечим. Но это же очевидно не так. Любой умный исследователь понимает, что чем больше мы стараемся что-то понять, тем больше возникает новых вопросов. И это бесконечно. Это должно человека смирять и приводить к осознанию того, насколько он слаб и немощен
Наша цель – спасение. Цена жизни познается тогда, когда человек задумывается о вечности. «Помни свой последний час и вовек не согрешишь». Память смертная — одна из главных особенностей человека. У нас есть возможность покаяния, возможность осознания, что земная жизнь — это только подготовка к вечности. Цель наша – стяжание Царства Небесного. Надо это понимать, и тогда эти вопросы теряют актуальность.