skip to Main Content

Паломничество в Талеж, Мелихово и Свято-Вознесенскую Давидову пустынь

11 марта 2017 года была организована паломническая поездка прихожан нашего храма совместно с учениками Воскресной школы по маршруту: Святой источник в селе Талеж (Московской обл.) —> имение Антона Павловича Чехова в селе Мелихово —> Свято-Вознесенская Давидова Пустынь…

     Утром на автобусе мы выдвинулись навстречу новым впечатлениям с нашим гидом- Николаем Владимировичем. По пути к первой нашей цели, Святому источнику Давида Серпуховского в селе Талеж, мы прочитали утренние молитвословия и послушали небольшой рассказ Николая Владимировича о целях нашей поездки.

     По приезде на источник мы все умыли лицо и испили его прекрасной воды, а также набрали с собой бутыли со Святого источника. Желающие с молитвой окунулись в купели с очищающей водой.

Перед тем как покинуть это завораживающее место, мы соборно пропели канон преподобному Давиду Серпуховскому и сделали общее фото на память.

      Второй целью нашей поездки было посещение усадьбы Антона Павловича Чехова в селе Мелихово.

На территории усадьбы мы вместе с замечательной и артистичной экскурсоводом прошли по тропинкам усадьбы, посетили дом, где жил и работал Антон Павлович, посмотрели амбулаторию, где принимал врач А. П. Чехов, а также прочие значимые места имения. В конце нашего путешествия по местам Чехова нас ждала короткая театральная постановка по мотивам произведения Антона Павловича.

      И вот мы приближаемся к апогею нашей поездки — Свято-Вознесенской Давидовой пустыни…

Пока мы едем в автобусе, Николай Владимирович рассказывает кратко об этом месте, о Святом, чьё имя носит монастырь и о Святынях, находящихся в нём… Вот под такие слова и мысли мы подъехали к обители…

По Божьему промыслу мы смогли посетить с замечательным экскурсоводом практически все храмы обители (даже те, которые были закрыты — для нас их специально открывали), приложились к огромному количеству святых мощей (на данный момент в обители, на общее поклонение, выложено более двухсот мощевиков с частицами мощей святых), и, как достойное завершение дня, мы были вознаграждены красивейшей вечерней службой, которую вёл игумен Сергий в величественном храме обители.

И вот, после елеопомазания, нам было необходимо возвращаться из Благословенного Святого места в свой город. По дороге в Москву Николай Владимирович зачитал нам отрывки из произведений А. П. Чехова, а по въезде в Москву мы соборно помолились вечерними молитвословиями, и в приподнятом настроении от поездки мы прибыли к храму «Отрада и Утешение».

Впечатления паломников

Талеж — подворье Давидовой пустыни

Один из самых известных целебных источников Подмосковья находиться в селе Талеж Чеховского района. Вода в нём действительно особая, необычно мягкая и очень вкусная, прозрачная, животворящая. Расположен родник на лоне глубокого заросшего оврага. Место красивое, живописное и обустроенное.

По преданию, Талежскому источнику более тысячи лет. Температура воды в купальнях из источника достаточно холодная, можно даже сказала ледяная; и зимой, и летом +4. Несмотря на довольно прохладную воду, желающих окунуться в купель хватает в любое время года, в Святом источнике купаются даже дети и никто ещё не простудился. Раздельные мужская и женская купели хорошо оборудованы, есть ступени и поручни. Сюда люди едут отовсюду, едут за благодатью, за исцелением. Особенно много народу бывает здесь зимой на Крещение, ведь вода из святого источника в Талеже издревле считалась целебной. Особенно благотворно ее воздействие на страдающих заболеваниями глаз и органов пищеварения. Именно здесь по молитвам преподобному Давиду происходили и происходят  множество случаев исцеления  даже от самых тяжёлых заболеваний, серьёзных недугов.

Село Талеж расположено на расстоянии около 25 километров от Вознесенской Давидовой Пустыни и преподобный Давид, несмотря на такое большое расстояние, всегда ходил на источник из монастыря пешком.

Первое упоминание о Талеже относится к 1328 году. Стоит отметить, что это место связано со многими известными людьми. В 18 веке Талеж по велению Екатерины II перешел во владение графа Владимира Орлова, который спустя некоторое время построил здесь храм Рождества Богородицы. Интересно, что Владимир Григорьевич принимал активное участие в строительстве и впоследствии снабжал церковь всем необходимым. С легкой руки Екатерины II местность рядом с Талежом стали называть Нерастанное. Как-то императрица возвращалась из Крыма и остановилась переночевать в Талеже. Уезжая, она сказала: «С этими местами невозможно расстаться». После этой истории окрестности переименовали.

Талеж расположен на одном из притоков реки Лопасни — речке с красивым названием Смородинка. По преданию, родник имеет историческое название Веница. Скорее всего, слово произошло от древнеславянского «венница» — свадьба, венчание. Кроме того, раньше сентябрь назывался иначе — «венц», — то есть время, когда заканчивается уборка урожая и начинаются свадьбы. Родник изливается двумя ручьями, в руслах которых образовался Святой остров. На острове том, против Венницы, молился преподобный Нестор, летописец русский. Сейчас на этом месте — часовня во имя преподобного Давида Серпуховского и звонница, которая выглядывает среди деревьев и смотрится очень живописно. В конце 19 века здесь очень часто гостил писатель Антон Павлович Чехов, построивший в селе Талеж школу для крестьян.

Около парковки работает  сувенирный магазин «Мир бересты», торгующий изделиями, сувенирами и иконами из дерева и бересты. Там же, если вы забыли бутылку для святой воды, можно эти бутылки и приобрести.

У подворья внушительная кирпичная ограда. Красивые кирпичные ворота напоминают силуэт храма с куполом и крестом.   На воротах подворья находится изображение преподобного Давида Серпуховского.

Глядя на кирпичные ворота, подумалось о том, сколько раз проходил именно по этой тропе и сам преподобный, на помощь и заступничество которого надеются теперь многие приезжающие сюда паломники.

Перед спуском к источнику находится большой камень. Внимательно изучив выгравированную на нём надпись, мы узнали о том, что в этом источнике принимали святое крещение некоторые наши благочестивые предки. В низине оврага, над родником, возле которого всегда толпится много народу, возвышается мозаичная икона Божией Матери «Живоносный Источник».

           Неожиданно для себя мы попали на удивительно теплую солнечную весеннюю погоду, а в начале марта все так соскучились по теплу. Попили наипрозрачнейшей водицы, умылись, самые отважные трижды окунулись… Как же здесь хорошо! Кругом первозданная красота! Берёзы, сосны, ёлочки и прозрачный, даже немного дрожащий воздух… Слева — изумительная деревянная беседка с золотым, сверкающим на солнце ангелом на шпиле крыши, внизу — маленькая речушка весело убегает изгибом. Здесь тихо, спокойно и умиротворенно. В тишине оврага слышны только журчание воды и щебет птиц. Хорошо!

Музей-заповедник «Усадьба А.П. Чехова в Мелихово»

Уcaдьбa Чexoвa в Meлиxoвo – oдин из живoпиcнeйшиx yгoлкoв Пoдмocкoвья. Очень красивая ухоженная усадьба, сад, огород, пруд, цветник. Попадая на территорию, ощущаешь, что будто  переносишься в те времена, когда жил Чехов, настолько там все пропитано 19 веком. Предметы быта, мебель, фотографии, картины, обои — всё из того времени. А еще здорово, что в кухне на столе лежала тыква, в спальне писателя на стене висели сушеные травы, творческий беспорядок на писательском столе, чеховское пенсне, вальяжно прогуливающиеся по парку коты, удочка за кроватью и сразу за окном — пpyд Aквapиyм. Тaк eгo нaзвaл сам Чexoв, бывший зaядлым pыбoлoвoм. Oн дaжe пpивoзил из Mocквы мaлькoв кapaceй и oкyнeй в бaнкe, чтoбы выпycтить иx в cвoй «aквapиyм».

А еще говорят, что сиреневая аллея выше всяких похвал, шикарно цветет, запах разносится на всю округу. У Aллeи poc кoгдa-тo cтapый вяз «Maмвpийcкий дyб», пpиcлoнившиcь к кoтopoмy cлeдoвaлo зaгaдывaть cepдeчнoe жeлaниe, по поверью, оно обязательно должно исполниться.  Ha вязe Чexoв пoвecил тpexкoмнaтный cквopeчник, нaзвaв eгo «Питeйный дoм бpaтьeв Cквopцoвыx». Bязa yжe, к coжaлeнию, нeт, а вот чеховский cквopeчник  до сих пор виcит нa клeнe.

Антон Павлович проводил много времени в саду: сажал деревья, ухаживал за цветами. Поэтому  особенно трогательно смотрится крошечный аптекарский огородик.

Обязательно надо посетить музеи  и сад с экскурсией. Просто так погулять по территории – значит, многого не узнать. Учтите, там можно легко  зависнуть на полдня, и более. У нас даже  мелькнула мысль, что мы  с удовольствием бы согласились очутиться в позапрошлом веке и пожить здесь какое-то время.

Антон Павлович Чехов был очень гостеприимным.  B Meлиxoвo y Aнтoнa Пaвлoвичa гocтили Лeвитaн, Heмиpoвич-Дaнчeнкo, Гиляpoвcкий и дpyгиe вecьмa извecтныe пepcoны. Ha cтeнe несколько картин Левитана, а cpeди фoтoгpaфий – пopтpeт Toлcтoгo. Пиcaтeли были знaкoмы дpyг c дpyгoм: Чexoв oднaжды eздил в Яcнyю Пoлянy, a Toлcтoй нecкoлькo paз пpиeзжaл к нeмy в Ялтy, в переписке много спорили друг с другом.

Усадьба Чехова Мелихово оставляет сильное впечатление – здесь проникаешься его настроением и взглядами на мир, его отношением к людям и к жизни, здесь временная прослойка между писателем и вами исчезает. Во всем сохранен чеховский дух:  и в саду, и в доме. Усадьбу стоит непременно посетить только для того, чтобы чеховскую атмосферу почувствовать! Здесь всё  пропитано интеллигентностью, благородством,  жертвенной любовью. Действительно, ощущение такое, будто писатель куда-то ненадолго вышел…

Чехов активно участвовал в строительстве звонницы, школ, больниц.

«Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно», — писал Антон Павлович.

Когда А.П. Чехов стал хозяином мелиховской усадьбы, местные крестьяне обратились к нему «барин», но он ответил: «Не зовите меня барином. Я не барин, а доктор, буду лечить вас».

Летом 1892 года к Москве двигалась эпидемия холеры. Необходимо было принимать спешные меры. Антону Павловичу Чехову, как члену Санитарного совета и врачу, было предложено принять на себя заведование холерным участком. Отказаться знаменитый писатель не мог, и огромное количество дел свалилось на него: постройка холерных бараков, заседания в Санитарном совете, хлопоты, связанные с оснащением амбулатории оборудованием и лекарствами. Приходилось ездить по соседям-помещикам и просить пожертвовать деньги на борьбу с холерой.

На территории усадьбы  и сейчас находится Амбулатория. Это собранный образ амбулатории того времени. Этот медицинский пункт Чехов открыл на свои деньги, он лечил местных крестьян, снабжал их лекарствами, а во время эпидемии холеры служил земским врачом. В современной амбулатории в одной из комнат воссоздана обстановка кабинета сельского врача конца 19 — начала 20 века.

Интересно, что в земстве Чехов от жалованья отказался, лекарства выдавал бесплатно и подношений от крестьян не принимал. Однажды он пишет: «Душа моя изныла от сознания, что я работаю ради денег и что деньги центр моей деятельности. Ноющее чувство это вместе со справедливостью делают в моих глазах писательство мое занятием презренным, я не уважаю того, что пишу, я вял и скучен самому себе, и рад, что у меня есть медицина, которою я, как бы то ни было, занимаюсь все-таки не для денег».

Ну а в конце увлекательного путешествия театр музея подарил изящный спектакль по чеховским рассказам, там же мы отобедали в музейном кафе.

Не знаю, или огромная отдача экскурсовода, или скрупулезно собранные экспонаты того времени, все произвело неизгладимое впечатление. В душе осталось желание вновь достать сборник Чехова, сопоставляя увиденное с талантливым описанием крестьянских изб и предметов быта, людей и природы, нашедших отражение в любимых, вечных, чеховских произведениях.  Отсюда увозим с собой не только радостные воспоминания, но и  умиротворение  с глубокой благодарностью.

 Вознесенская Давидова пустынь

Пустынь — это монастырь или скит, находящийся (или изначально построенный) в отдаленном пустынном месте. Иногда на месте, где жил отшельник (пустынник), возникает также ассоциативная связь с искушениями Христа в пустыне.

 Отнюдь не будет преувеличением сказать, что Вознесенскую Давидову пустынь после возобновления в ней монашеской жизни стали посещать люди со всего мира. Паломники делятся впечатлениями от встречи с жемчужиной Подмосковья — так многие называют Давидову пустынь.

Игумен обители  Сергий (Куксов): «Мое настоятельское место находится как раз напротив раки с мощами нашего небесного заступника, преподобного Давида Серпуховского, и иконы Божией Матери «Знамение». И когда мысленно обращаешься к авве, который основал этот монастырь, о чем-то его просишь, то видишь, как через молитву братии он, имея дерзновение ходатайствовать за нас перед Богом, посылает те или иные милости…»

В мае 1997 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были обретены мощи основателя обители — преподобного Давида, игумена Вознесенского, чудотворца, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви. По свидетельству тех, кто принимал участие в обретении мощей, от них стало исходить дивное благоухание, ощущавшееся в течение нескольких месяцев. Для насельников обители это стало великим утешением. И не только это. Они сразу почувствовали молитвенное предстательство святого основателя пустыни за созданную им обитель.

По преданию, преподобный Давид (во святом крещении Даниил) происходил из знатного княжеского рода, предположительно, из князей Вяземских. Ушел в монастырь в очень юном возрасте, был учеником и пострижеником преподобного Пафнутия Боровского. При постриге в монашество получил имя Давид, в честь преподобного Давида Солунского, был другом и сомолитвенником преподобного Иосифа Волоцкого в то же время подвизавшегося в Боровском монастыре.

Известно, что 31 мая 1515 г. пришел преподобный Давид сюда, на место нынешней обители, с иконой Знамения Божией Матери, сопровождаемый двумя монахами и двумя послушниками. И поставил здесь церковь в честь Вознесения Господня. Прожил он на этом святом месте четырнадцать лет и преставился ко Господу 1529 года 19 сентября (по старому стилю). Более полустолетия подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был, как говорит летопись, «отцом и кормильцем всего окрестного населения».. И вскоре стал являться во снах разным людям, помогать им, совершать чудеса. Сейчас его мощи открыто покоятся в Знаменской церкви и являются главной святыней монастыря. Память преподобного совершается (по новому стилю) 2 и 31 октября. И 23 мая — обретение мощей.

Особенно гордятся обитатели монастыря Вознесенская Давидова пустынь липовой рощей. Ее сажал сам преподобный Давид. Но не только поэтому она дорога православным. Как гласит легенда, Давид сажал все деревья вверх корнями, и все они приживались. Так преподобный стремился всем показать силу Божью.

У нас была экскурсия по всем трем храмам: Знаменскому,  Всемилостивого Спаса, Никольскому. Следует отметить, что Давидова пустынь знаменита своим собранием священных мощей. Здесь их более двухсот. Вообще-то, столько разных частиц мощей и прочих святынь, как в Давидовой пустыни, нет, наверное, нигде на Святой Руси.

В соборе Всемилостивого Спаса:

Главная святыня  монастыря – святые мощи Небесного покровителя нашей обители, преподобного отца нашего Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца (2, 31 октября и 23 мая (обретение мощей)), ныне почивают в Знаменском храме пустыни.

Частица Ризы Спасителя

Частица Ризы Пресвятой Богородицы

Ковчег с частицей святых мощей благоверного князя Александра Невского

Ковчег с частицей святых мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы

В Никольском храме:

Ковчег с частицей святых мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских

Ковчег с частицами святых мощей Апостолов и Евангелистов Матфея , Марка  и Луки

Ковчег с частицами святых мощей святителя Димитрия митрополита и преподобного Авраамия архимандрита Ростовских

Ковчег с частицей святых мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Ковчег в виде десницы с частицей святых мощей великомученика Евстафия Плакиды

Икона с частицей святых мощей блаженной Матроны Московской

Икона с частицей святых мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца

В Вознесенском храме:

Ковчег с частицей мощей преподобноисповедника Максима Грека . – находится в алтаре.

В Знаменском храме:

Копия Гвоздя Распятия Господня с частицей подлинного Гвоздя (находится в алтаре).

Ковчег с частицей святых мощей преподобного Ферапонта Можайского (Белозерского), Лужецкого чудотворца

Ковчег с частицей святых мощей святителя Германа Аляскинского

Ковчег с частицей  мощей преподобного Никиты Столпника, Переяславского чудотворца

Ковчег с главой Вифлеемского младенца

Ковчег с частицами святых мощей преп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, преп. схимонаха Кирилла, преп. схимонахини Марии, преп. Афанасия Высоцкого (Младшего) и преп. Иосифа, игумена Волоцкого, Волоколамского чудотворца

Ковчег с частицей святых мощей преподобного Моисея Угрина, Печерского

Ковчег большой с мощами 150 святых угодников Божиих:

Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Праведного Лазаря Четверодневного

Апостола Андрея Первозванного

Апостола, первомученика и архидиакона Стефана

Равноапостольного царя Константина

Великомученика и целителя Пантелеимона

Мученика Трифона

Мученика Иоанна Воина

Великомученика Феодора Тирона

Великомученика Феодора Стратилата

Мучеников и бессребреников Космы и Дамиана

Мучеников Гурия, Самона, Авива

Великомученика Евстафия Плакиды

Великомученицы Варвары

Великомученицы  Татианы

Великомученицы Параскевы Пятницы

Преподобномученицы великой княгини Елисаветы и преподобномученицы Варвары

Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской

Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

Святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси

Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца

Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси

Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского

Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца

Святителя Митрофана, епископа Воронежского

Святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

Святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Святителя Феофана, Затворника Вышенского

Святителя Игнатия Брянчанинова,

Благоверного князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев

Благоверной княгини Анны Кашинской

Благоверного царевича Димитрия Угличского (Московского)

Преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца

Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских

Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца

Преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Преподобного Амвросия Оптинского

Преподобного Анатолия Оптинского (младшего)

Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца

Преподобного Нила Столобенского, Новгородского чудотворца

Преподобного Илии Муромца, Печерского чудотворца

Преподобной Марии Египетской

Преподобного Евфросинии, игумении Полоцкой

Праведного Иоанна Русского, Исповедника

Праведного Симеона Верхотурского

Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца

ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ ДАВИДЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

Использовались материалы с сайтов

davidova-pustyn.ru

chekhovmuseum.com

Рассказ подготовил Николай Владимирович Ерошенко, руководитель паломнической группы

Back To Top
×Close search
Поиск