skip to Main Content

Беседы с батюшкой. Эфир от 25 июня 2018 года. Как стать добрым?

В московской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев.

– Казалось бы, такой простой вопрос – что такое добро? Почему он требует особого внимания?
– Мне кажется, каждому на первый взгляд очевидно, что такое добро. Если мы задаем вопрос о том, что такое добро, то явно, что в нем содержится очень глубокий смысл. Потому что добро бывает разное и по-разному понимается людьми. Есть даже такая присказка – у каждого своя правда и свое добро. Чтобы разобраться в том, что же является настоящим, истинным добром, не переменчивым, не обманчивым, которое сегодня одно, а завтра другое, мы с вами сегодня и собрались.

К сожалению, это понимание не всегда приходит к человеку вовремя и является результатом многих жизненных ошибок, когда человек строит себе какие-то жизненные идеалы, считая, что это настоящее добро, а потом разочаровывается в них – и происходит много разных бед в его жизни из-за непонимания настоящего добра. Поэтому тема, безусловно, очень важная, серьезная и значимая для нас.

– Что же такое настоящее добро и в чем его главное отличие от ложного?

– Сейчас я скажу о святоотеческом понимании добра, и многим оно, наверное, покажется очень узким; наверное, многие скажут, что это о том же самом и, может быть, даже выключат телевизор. На самом деле об этом стоит задуматься каждому. Парадоксально, но факт, что настоящее добро может быть только в Боге. Как говорил Тихон Задонский, высшее добро есть Христос, и все, что ведет человека ко Христу (заповеди и установления Божьи), и есть настоящий путь к добру – к Богу. Все остальное добро является ложным.

Можно спросить: а почему? Неужели все так плохо в нашем мире, что все остальное, кроме Бога, является ложным? Безусловно, так. Естество человека было создано прекрасным и добрым, и замысел был в том, чтобы создать человека совершенным и чтобы он стремился к дальнейшему совершенствованию, но получилось так, что после греха первых людей все в человеке исказилось, и понимание добра тоже исказилось. Поэтому теперь человеку нужны заповеди Божьи, чтобы к этому добру вернуться. Ему нужен подвиг – исполнение заповедей. А без этого невозможно достичь добра.

Говоря о том, что такое настоящее добро и как его достигать, человеку, наверное, необходимо увидеть себя самого. Каковы условия для этого? Первым условием, конечно, является осознание того, что во мне самом царствует зло. Как ни странно, но отправная точка, для того чтобы делать добро, – необходимость увидеть в себе зло. Надо понять, что без Бога я не могу делать добро. Без Бога, даже если я очень хочу добра, я все равно возвращаюсь в состояние греха, зла. Об этом прекрасно сказал апостол Павел: то доброе, что хочу делать, не делаю, а то злое, что не хочу, совершаю. Этот страшный закон, к сожалению, действует в каждом человеке. И пока ты это не увидишь в себе, никогда не начнешь делать настоящее добро.

– Вопрос телезрительницы: «Я часто молюсь за раба Божьего Андрея, у которого нежелание жить, и я часто звоню по номерам протестантских общин, у них провозглашаются песнопения Иисусу, Святому Духу. Сама я читаю православный акафист. Я православная, в протестантскую церковь не хожу, но оставляю по телефону молитвенные просьбы. Добро это или это может как-то вредить? Может быть, они слишком много на себя берут?»

– Безусловно, молитва всегда является добром, но та молитва, которая заповедана Церковью, соответствует заповедям Божьим. Если молитва совершается с гордостью, разгорячением, экстазом, тогда она перестает быть добром, а становится самообольщением, прелестью. Почему люди впадали в прелесть? Потому что они начинали неправильно молиться. Неправильная молитва приводит человека в состояние поврежденности. А если молитва повреждает человека, как такая молитва может принести пользу тому, за кого молятся?

Конечно, лучше молиться в Православной Церкви. Все могут молиться, но в Православной Церкви особая молитва, особенно если она совершается за богослужением. Лучше молиться за богослужением в православном храме, молиться дома, но по тому уставу, как нам заповедала Святая Церковь, потому что это тот спасительный путь молитвы, который оставлен нам святыми отцами.

– Отец Иоанн, не могли бы Вы привести конкретные примеры, чтобы было более понятно и наглядно, что такое ложное и что такое истинное добро?

– Очень хорошо, что Вы задали вопрос о ложном добре. Это очень серьезно и очень важно. Настолько важно, что святитель Игнатий (Брянчанинов), например, говорит: не делай тех дел, внешне добрых, которые не соответствуют заповедям Божьим, потому что это ложное добро приведет тебя в состояние поврежденности. Примеров этому очень много и в частной, и в общественной жизни, когда, например, ради великих идеалов совершаются революции, ради равенства и свободы людей уничтожаются тысячи и миллионы ни в чем не повинных страдальцев. Здесь вскрывается суть этого ложного добра – то, что на самом деле в корне его лежит зло. Потому что в корне не желание служить Богу, а желание служить самому себе – желание власти, славы, желание гордыни.

И в частной жизни есть много примеров ложного добра. Например, в том, как мы воспитываем своих детей. Любой родитель хочет, чтобы его дети получили прекрасное воспитание, образование, стараются отдать их в лучшую школу, может быть, отправить учиться за границу, стараются, чтобы затем дети приобрели хорошую работу и отличный заработок. Но родители часто забывают о том, каким будет духовное состояние в этих условиях. И если в элитной школе он не получит ничего, кроме множества знаний, не получит ни нравственного, ни духовного воспитания, то эти знания обратятся против него самого, потому что он вырастет гордым всезнайкой, который будет унижать всех людей, считать себя самым умным, самым совершенным. В результате такой человек просто не сможет жить среди людей, не сможет делать никакого добра. Получится горе от ума: он много знает, а никакого добра не совершает.

– Может быть, завышенные требования к жизни тоже могут привести человека к краху, падению?

– Конечно, ведь любое действие имеет цель. Если цель – угодить Богу, исполнить какую-то из заповедей Божьих, тогда это преображает человека и делает его еще сильнее и добрее. А если цель ложная, обманчивая – самоутверждение, гордыня, желание славы, успеха, богатства, то это повреждает человека, ломает его как личность, делает несчастным, обделенным и злым. Потому что зло – это отсутствие добра.

– Вопрос телезрительницы из Харьковской области: «Понятно, что нужно стремиться делать добро, и делать его бескорыстно. Скажите, разумно ли ждать добра от других людей?»

– Вопрос действительно очень важный. Когда мы делаем добро, естественно, стремимся к тому, чтобы получить в ответ тоже добро. Но Господь в Евангелии неоднократно предупреждает учеников: вы будете гонимы, вас будут поносить и злословить за Меня, за то, что вы делаете добро. А апостолы делали высочайшее добро – они проповедовали Христа. Они призывали людей к настоящему добру и за это получали насмешки, унижения, преследования, были за это убиваемы. Поэтому ждать добра от людей не нужно. Нужно ждать благословения от Бога, потому что в любом из окружающих нас людей так же перемешаны добро со злом, каждый тоже испытывает какую-то внутреннюю брань. И когда он видит добро в свой адрес, может ответить злом, потому что может поревновать, обидеться на это добро: вот ты делаешь мне добро, а я тебе на это отвечу специально злом. Ведь каждый человек испытывает на себе воздействие бесовских сил, которые ополчаются на всякого, делающего добро.

Зло делать очень легко, а делать добро очень трудно, потому что мы находимся в состоянии борьбы со злом, прежде всего со злом невидимым, духовным, которое действует внутри нас. Если уж оно действует на нас, то тем более действует на тех людей, которым мы хотим сделать добро, – это направлено на то, чтобы остановить нас, сказать: зачем ты это делаешь? Бессмысленно делать добро, все равно ты получишь только зло. Но ведь это не так. И Господь укрепляет нас на этом пути: не бойся, иди за Мной, неси свой крест; ты победишь зло, если будешь идти до конца.

Если бы мы делали добро и нам бы отвечали добром, то мы очень быстро бы возгордились – и это добро не принесло бы нам никакой пользы. А то, что наше добро не принимается, нам полезнее. Тем более какое бы добро мы ни делали, все равно мы делаем его несовершенным, делаем его с грехом пополам. Как раз это очень хорошее вразумление нам: смотри не гордись, потому что то добро, которое ты сделал, может быть, совсем еще не добро. Может быть, тебе еще надо учиться и учиться. Поэтому есть большой смысл в том, что на добро, которое мы хотели бы сделать, отвечают злом.

– Вы сказали, что человек встречает препятствия, когда творит добро. Как бороться с этими препятствиями – внутренними и внешними искушениями – на пути делания добра?

– Сегодня был вопрос о молитве. Молитва является величайшим добром для человека, потому что она дает человеку возможность общаться с Богом. Молитва является самым главным средством делания добра, потому что она прежде всего помогает победить зло внутри себя, победить внутренние искушения, приобрести внутренний мир. И тогда уже совершать внешние дела. Это первое, чему должен научиться человек, – научиться молиться. И научиться молиться правильно – не с фарисейской мыслью, какой я праведник, какой хороший, не такой, как все люди: я молюсь. И не с мыслью о том, что я сейчас помолюсь – и Господь все сделает по моей молитве. Это тоже мысль ложная, гордая. Но молиться надо со смирением – с чувством своей немощи и в то же время с чувством, что я не могу жить без поддержки, ничего не могу сделать без помощи Божьей. Тогда душа человека все время стремится обращаться к молитве, потому что постоянно нуждается в поддержке и помощи. Это первое добро, которое может совершать человек.

Для молитвы не нужно никаких особых условий: где бы ты ни находился, везде можешь совершать эту добродетель – молитву. Но совершать ее правильно, как заповедует Церковь, – со смирением, осознанием своей немощи и в то же время с осознанием милосердия Божия. Когда человек молится без этого, его молитва превращается в величайшее зло – она может стать для него источником разных искушений, вплоть до сумасшествия. Много таких примеров, когда люди неправильно молятся и потом заканчивают свои дни в психиатрической больнице, это следствие неправильной молитвы – горделивой и тщеславной.

Мы говорили, что в некоторых сектантских сообществах молятся с восторгами и песнями, с мыслью: мы спасенные, очищенные, необыкновенные, радостные. Но это самообман, прелесть, это очень повреждает духовное существо человека и уводит далеко-далеко от добра.

– Как конкретно помогать молитвой себе в делах? Надо хорошо помолиться перед каждым делом либо постоянно подкреплять себя Иисусовой молитвой? Как молитва должна помогать в каждом деле?

– Очевидно, что молитва должна быть непрестанным деланием человека. Но бывают разные образы молитвы. Есть молитвенное правило, когда, отложив все дела, мы встаем перед иконами и молимся. Особенно важно совершать это правило утром, когда все твои чувства свежие, ты отдохнувший и можешь направить все силы на молитву. Кроме молитвенного правила, есть еще чтение слова Божьего – это тоже молитва. Чтение святых отцов – тоже молитва, размышление о тех путях, которыми ты должен идти к Богу.

Несомненно, хорошо в течение дня, когда имеешь возможность, совершать про себя какую-то краткую молитву; перед всяким делом, в дороге, трудной ситуации – всегда мысленно обращаться к Богу. Это так называемая молитва своими словами. Можно молиться и так.

Все эти образы молитвы должны дополнять друг друга, но при этом необходимо, чтобы у человека всегда была жажда Бога, стремление к Богу. Потому что если этого нет, а есть механическое чтение молитв, то это может повредить, потому что человек воспринимает молитву как некое формальное действие, которое должно ему помочь, как некое заклинание, что должно дать ему успех. Это совсем не то, к чему нас зовет Церковь. Это вредно, потому что человек становится формалистом, перестает чувствовать дух молитвы, а молится формально, – такая молитва только вредит ему.

Безусловно, внутреннее содержание молитвы – это покаяние. Конечно, у нас очень много забот, проблем, нужд, и все свои нужды мы вкладываем в молитву, но главное содержание внутренней молитвы – покаяние. «Господи, помилуй меня грешного! Господи, очисти меня. Господи, исцели меня от поврежденности грехом!» – вот главное содержание молитвы. Тогда молитва является средством достижения добра, средством покаяния, очищения души от греха.

– Вопрос телезрительницы: «Что есть молитва за своих врагов? Все мы молимся за своих врагов, а они испытывают ненависть к нам. Как можно быть доброй, если насильно заставляешь себя молиться за отца, который бросил нас и даже не желает нас видеть? Мы молимся, а лучше не становится, только хуже. Как себя смирять, быть доброй к нему и другим своим врагам?»

– Очень важный вопрос – как молиться за врагов? Во-первых, это прямая заповедь Божья – молиться за обижающих, оскорбляющих нас. Как ощутить в молитве какое-то сострадание к тем людям, за которых молишься? Надо понять, что люди, делающие зло, – рабы зла. Может быть, они делают зло потому, что не в состоянии победить его внутри себя. Конечно, такие люди очень страдают. Мы знаем по себе, что если делаешь зло, страдаешь внутри себя. Это может быть незаметно снаружи, но внутри себя любой человек страдает от зла. И, конечно, понимаешь, что, может быть, из-за этого зла в жизни человека все не так, как бы он сам хотел. Мы можем молиться за него и жалеть его: «Господи, прости ему, не ведает, что творит. Господи, прости его за то, что он обижает, оскорбляет и сам мучает себя. Он мучается сам и поэтому делает еще больше зла».

Конечно, такая молитва нужна прежде всего нам самим. Когда мы молимся за врагов – может быть, через силу и через боль, мы можем внутри себя победить зло, которое рождается в нас. Мы можем попросить у Бога дать нам чувство прощения. И Господь даст нам силы прощать тех, кто нас обижает, – это самое главное, что нам нужно. Поэтому, безусловно, надо молиться за врагов.

Когда мы начинаем молиться, то понимаем, что самый главный наш враг не люди, а главный наш враг – это лукавый, это грех. И когда мы понимаем, что сами становимся своими собственными врагами, если совершаем грех, тогда нас так не беспокоят люди. Мы понимаем, что источник зла внутри нас самих, источник наших несчастий в нас самих, поэтому нам не на кого обижаться. А люди, которые нас чем-то обидели или оскорбили, может быть, даже помогли нам – вскрыли наши язвы, наши внутренние страсти, показали нам нашу гордыню. Может быть, они даже наши благодетели, мы их должны благодарить.

– Молитва является орудием против внутренних искушений, а как бороться с внешними искушениями – обстоятельствами, мешающими человеку творить добро?

– Блюдите, како опасно ходите, говорит Господь. Действительно, вокруг много искушений. Христианину необходимо быть очень внимательным, чтобы самому не поддаться искушениям и не стать для кого-то поводом к греху.

Собственно говоря, есть определенный строй христианской жизни, который для того и установлен, чтобы человек мог избегать искушений. Во-первых, это молитвенное правило. Во-вторых, воздержание – не лезть, куда тебя не зовут, не в свои дела, не любопытничать, не празднословить, не говорить лишнего, не объедаться. Сохраняй воздержание, сохраняй осторожность в словах. Будь внимателен к каждому человеку. Понимай, что у каждого человека есть свой внутренний мир, который ты можешь повредить. Старайся его не нарушать. Старайся исполнять заповеди Божьи. Старайся исполнять свое слово.

Ежедневное исполнение заповедей Божьих, осторожность, внимательность как раз и позволяют избегать искушений. Помните, в послании апостола Иакова есть слова о том, что Бог не искушает никого, а каждый искушается своей похотью. То есть источник искушений – сам человек, когда он попадает в некую ситуацию, где проявляется страсть, находящаяся внутри его самого. Человек должен прежде всего следить за самим собой и чувствовать: если в этой ситуации у меня появляется определенная страсть, я не должен уже допускать себя до этого. Для кого-то это чрезмерное употребление вина, для кого-то – смотрение телевизора, а для кого-то лишние разговоры. И каждый должен смотреть за собой. Если ситуация приводит к нарастанию какой-то страсти, значит, надо остановиться и сказать: «Нет, это не для меня». Хотя, может быть, греха здесь еще не было, но уже есть повод для какой-то страсти. Такое постоянное внутреннее самонаблюдение, соединенное с молитвой, и помогает человеку избегать искушений.

Но самое главное, что нас защищает, – это благодать Божия, которая дается в церковных таинствах: таинстве Покаяния, таинстве Святого Причастия, которые необходимы каждому из нас. Когда спрашиваешь людей, когда они последний раз причащались, большинство говорит, что в лучшем случае в прошлом году на Пасху или, может быть, несколько лет назад. Наша беда в том, что мы не понимаем, в чем источник нашей силы, защиты, нашей помощи в искушениях. Это причащение Святых Христовых Таин, которое помогает нам сохраниться среди искушений, сохранить внутренний мир, чистоту, сохранить веру в Бога. Эти средства и помогают нам преодолевать искушения.

– Вопрос телезрителя: «В беседе преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым старец сказал: не все добрые дела, но добрые дела Христа ради приносят нам плоды Святого Духа. Что значит – делать не просто добрые дела, а добрые дела Христа ради?»

– Очень точный вопрос, как раз по теме нашей передачи. Мы как раз и говорим о том, что настоящее добро возможно только ради Христа, настоящее добро есть исполнение заповедей Божьих. Когда какое-то внешнее доброе дело делается просто так, ради добра, оно перестает быть добрым. Действительно, преподобный Серафим Саровский говорил о том, что только добро, которое делается Христа ради, и угодно Богу. Потому что если добро делается не ради Христа, тогда оно делается ради самого себя, ради своей собственной гордыни, ради самоутверждения. Тогда это повреждает человека, тогда такое добро становится злом. Как часто и бывает в жизни, когда мы хотим сделать добро, а получаем зло, потому что делаем его не ради Христа, а ради самих себя.

– Может ли человек самостоятельно определить, ложное или истинное добро он творит? Где ориентиры?

– Слава Богу, заповеди Божьи изложены очень просто. Эти простые заповеди и являются ориентирами – не делай так, а делай так. Есть ветхозаветные заповеди, которые никто не отменял, они остаются для нас в силе. Есть заповеди новозаветные, заповеди блаженств: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны чистые сердцем, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны кроткие. Вот путь, который нам указывает Господь, по которому мы можем идти, чтобы совершать настоящее добро. Потому что любое настоящее добро приводит человека к Богу. Если мы чувствуем, что идем к Богу, тогда идем правильно. Если мы отходим от Бога, уходим в самоутверждение, какую-то гордыню, тогда нам надо очень встревожиться за свое состояние и вернуться назад.

Конечно, бывает, человек уверен, что делает добро ради Бога. Помните, как сказано в Евангелии: в последние времена люди будут убивать Бога и считать, что они делают это ради Бога. Здесь возникает вопрос: как отличить, делаешь ли ты это действительно ради Бога или ради самого себя? Но у нас есть слово Божие, с которым мы должны сравнивать свою жизнь. Мы молимся Богу, очищаем себя покаянием, и тогда сердце, которое очищается покаянием, в состоянии почувствовать, где добро, где зло. Человек, который освящается церковными таинствами, в состоянии отличить, где добро и где зло. Потому нам и необходима церковная жизнь, церковная молитва, чтобы Церковь и была для нас руководящим кораблем спасения и мы понимали, где находимся и в каком направлении двигаемся.

– Как реализуется добро в непростых условиях? Скажем, в условиях больничного служения, чем Вы, отец Иоанн, как раз и занимаетесь…

– Я как раз и хотел сказать, что когда человек в Боге и старается делать добро ради Христа, тогда даже зло может преображаться в добро. Больница – это место страданий, место боли и смерти; какое же тут добро? Вроде бы никакого добра здесь и нет. Но когда сюда приходит Божественная любовь, приходят церковные таинства, милосердие, когда сюда, на место страданий, приходит служение, тогда зло превращается в добро. Болезнь превращается в духовное выздоровление человека, когда человек в ней вдруг встречает Бога, начинает каяться, начинает молиться Ему. Когда врачи и окружающие больного человека люди понимают, что они не просто работают ради зарплаты, а служат, совершают подвиг, то опять же появляется добро.

Когда мы с вами можем оставить все свои заботы и дела и навестить больных в больнице, опять происходит чудо появления добра. Вроде бы человек страдал, лежал один в палате, и вдруг к нему пришли – душа его раскрылась, радуясь: «Меня не оставили, не забыли. Как хорошо! Значит, есть в мире любовь, есть в мире Бог, есть правда Божия». И таким образом происходит чудо преображения зла в добро, страдание превращается в благодать Божию, и даже сама смерть преодолевается. Это удивительно – когда человек живет во Христе, у него есть возможность побеждать зло добром, превращать зло в добро.

Мы часто говорим о зле как о некоей сущности; на самом деле, по учению святых отцов, зла не существует. Если мы будем наполнять свою жизнь добром, то зла просто не останется. Хотя внешне будет казаться, что здесь не так и здесь как-то не очень хорошо, не все так совершенно. Но в этом есть Промысл Божий. Промысл Божий в том, чтобы мы не гордились, чтобы смирялись. А главная добродетель после молитвы – это смирение. Будем все делать со смирением – и тогда будем достигать добра.

– Вопрос телезрительницы из Тюмени: «В молитвах я говорю Господу, что отношусь к конкретному человеку по-доброму, но в то же время чувствую в себе некоторое раздражение. Нет ли в этом противоречия? И в каком направлении мне дальше двигаться? Потому что часто это бывает даже по отношению к людям, с которыми я близко общалась на приходе».

– Спасибо за вопрос, это как раз продолжение той темы, на которую мы сейчас говорили: о том, как победить зло добром. Когда есть люди, которые нам неприятны, – это особый момент в нашей жизни, когда мы должны понять, что перед нами стоит задача – победить внутри себя зло, которое мы испытываем по отношению к этому человеку. Да, могут быть люди бестактные, назойливые или какие-то еще, но мы должны научиться их прощать, научиться терпеть их такими, какие они есть. В этом заповедь Божья – друг друга тяготы носите (то есть носите трудности друг друга) и так исполните закон Христов.

Это повеление Божие – научиться принимать людей такими, какие они есть, прощать их, научиться терпеть их недостатки. А как этому научиться? Просить у Бога, и просить не с обидой: «Господи, ну как же мне надоел этот человек…» Просить с покаянием: «Господи, прости, что я не могу его полюбить; прости, что не могу принять его в свое сердце. Прости, что не могу его потерпеть». Надо просить у Бога об этом, и тогда, по мере нашего труда, по мере нашего смирения, Господь нам поможет как-то успокоиться и почувствовать к человеку что-то доброжелательное, хорошее – сострадание, любовь, снисхождение. Об этом, конечно, надо просить у Бога, молиться.

Любовь, конечно, бывает разной. Есть родные и люди, которые нам близки, с ними хочется общаться и быть все время. А есть любовь, когда человек нам совершенно непонятен, чужой для нас, но мы его все равно терпим таким, какой он есть, – это тоже любовь, просто иной род любви. Но хотя бы научиться терпеть, прощать человека и не злиться на него очень важно.

– Можно сказать, что трудные и некомфортные условия больше способствуют творению добра, чем комфортные?

– Конечно, как и в любом деле. Когда человек находится в экстремальной ситуации, все его силы мобилизуются: он понимает, что отступать ему нельзя, надо идти вперед и добиваться цели. Так же и здесь – когда у тебя больше не остается выхода, ты молишься изо всех сил: «Господи, помоги, я погибаю! Я не могу справиться, у меня уже нет надежды ни на что!» В такой ситуации человек начинает по-настоящему молиться. А когда человек чувствует, что у него еще есть некий запас прочности, что он сам как-то справляется, то молитва ему не нужна – и он не молится и ничего не просит у Бога.

– Каков первый шаг на пути творения добра?

– Давайте вернемся к началу нашего разговора – с чего начинается добро? Добро начинается с Бога. Добро – это Сам Господь. Добро – это исполнение заповедей Божьих. Поэтому творение добра начинается прежде всего с веры в Бога. Как к человеку приходит вера в Бога, приходит и покаяние. Это два основополагающих момента начала духовной жизни человека – вера и покаяние. Когда человек чувствует, что Господь есть, что Он не просто какая-то безликая сила, но любовь, которая обращена к нему самому, тогда в свете этой Божественной любви он понимает, что не достоин ее, потому что презирает ее и отвергает ее счастье. И когда в сердце приходит это ощущение недостоинства, тогда к человеку приходит покаяние, желание вернуться к этой любви, пребывать в ней и приумножать ее в самом себе. Тогда начинается путь делания добра – путь исполнения заповедей Божьих. В человеке появляется жажда исполнять заповеди, всегда быть с Богом, трудиться для Него.

И как только появляется эта любовь к Богу, появляется любовь к ближним, сострадание к людям, осознание того, что они тоже находятся в трудном состоянии борьбы со злом, в которой человек часто проигрывает. Осознавая, насколько трудно бороться со злом, более снисходительно относишься к чужим грехам, порокам и недостаткам. И с этого начинается путь делания добра, необходимым условием которого является смирение. Что бы человек ни сделал, сколько бы лет он ни подвизался, ни трудился, он должен понимать, что находится только в самом начале пути, только-только начинает свое доброделание.

– Имеет ли значение, большие или малые добрые дела совершает человек?

– Наверное, не имеет значения. Потому что дело не в том, каков внешний эффект этого добра, а в состоянии сердца человека. Не зря говорится, что Господь приветствует даже наши намерения. Если у нас только появилось намерение сделать добро, Господь уже принимает это. Если добро появилось в сердце, значит, цель уже достигнута. Конечно, любое дело надо доводить до конца, но главная цель – это научиться любить, научиться желать добра, пребывать в нем. Уже не так важно, каковы будут внешние атрибуты этого добра, они у всех разные. Кто-то имеет такие возможности, что может строить детские сады, больницы и школы. Казалось бы, это большое добро. На самом деле, если ты сделал маленькое добро (например, не нахамил ответно в автобусе, когда тебя обругали, сдержался или простил), то, может быть, это добро даже выше, нежели то, когда человек построил детский сад или школу. Потому что такой человек победил зло внутри себя. А сделать какое-то внешнее добро, в общем-то, проще, нежели победить зло внутри. Поэтому не имеют значения внешние масштабы добра, имеет значение состояние сердца человека.

– Как делание добрых дел сказывается на посмертной участи человека?

– Об этом говорит преподобный Ефрем Сирин, великий подвижник, аскет, боговидец, богослов, молитвенник. Он говорит о том, что мы ничего не возьмем с собой в тот мир, кроме добрых дел. Потому что Господь будет судить нас по добрым делам. Именно добрые дела являются воротами в Царство Небесное. Вспомните евангельское чтение о Страшном суде Христовом, которое мы слышим накануне Великого поста. Там Господь судит все человечество по единственному признаку – по признаку милосердия и добра. Если вы совершили добро (навестили больного, посетили заключенного, накормили голодного), то войдите в радость Отца Моего Небесного – так Господь говорит праведникам. А другим говорит: вы не посетили больного, не накормили голодного, не утешили страждущего – отойдите от Меня в геенну огненную, потому что не было у вас добрых дел.

Вот эти добрые дела являются для нас нетленным богатством, которое мы приобретаем для жизни вечной. Только это и является нашим настоящим сокровищем. Что бы мы ни собирали в жизни, каким бы имуществом ни обладали, все это остается здесь, на земле, а добрые дела идут с нами в вечность. Поэтому добрые дела необыкновенно важны для нас с вами, для того, чтобы наследовать жизнь вечную. И это не только понятие будущего. Когда человек делает добро, он уже здесь, на земле, ощущает вечную жизнь, Царство Небесное. Если хочешь ощутить Царство Небесное сейчас, сделай настоящее добро со смирением – и будешь чувствовать себя как в раю, как в Царстве Небесном. Это признак того, что добрые дела открывают для нас вечность.

– Как я понимаю, те добрые дела, о которых говорится в евангельских словах о Страшном суде, должны твориться в особом расположении духа. То есть мало помочь человеку – посетить, накормить его, но нужно еще иметь особое внутреннее состояние.

– Конечно, любое добро должно быть внутри человека, проявляться в его любви к этому добру, а не во внешних формах выражения этого добра. Безусловно, если добро сделано без сердца, равнодушно, формально, оно может быть даже оскорбительным, ненужным. Мы видим много таких примеров, например, в социальных учреждениях – формально людям хорошо: их кормят, у них чистое белье. Но делается это равнодушно, люди не чувствуют тепла, они чувствуют себя брошенными и одинокими. Они знают, что у них есть дети, которые их не навестят. Им ничего не надо от детей, только чтобы они пришли, улыбнулись, и все. Эти люди нуждаются только во внутренней теплоте, а ее нет. А если нет внутренней теплоты, то нет ничего, все теряет смысл, теряет свою цену.

– В заключение скажите несколько пожеланий нашим телезрителям.

– Я хочу пожелать всем телезрителям провести оставшееся время поста в делании добра. Потому что пост – это время особого доброделания, это время, когда мы путем молитвы и воздержания созидаем внутри себя добро и потом можем воплотить его в добрых делах для своих близких. Поэтому не теряйте времени поста. Это благодатное время для того, чтобы научиться делать добро и стяжать добродетели.

Всем хочу пожелать сил, помощи Божьей, чтобы Господь укреплял и радовал нас на этом пути, чтобы мы чувствовали утешение и радость от того, что стараемся совершать добро – исполнять волю Божию.

Ведущий Денис Береснев

Записала Ксения Сосновская

Back To Top
×Close search
Поиск