Христианское отношение к болезни
23 марта 2018 года в холле 9-ого этажа 22 корпуса ГКБ им. С.П. Боткина состоялась беседа о. Димитрия (Шумова) с больными, находящимися на излечении в 23 отделении Боткинской больницы, которое специализируется на излечении гинекологических заболеваний. На беседу с батюшкой пришли женщины, находящиеся на излечении в отделении. Тема беседы — «Христианское отношение к болезни» — оказалась и актуальной, и интересной, и частично связанной с психотерапевтической практикой, которая сопровождает или должна сопровождать излечение гинекологических заболеваний.
Психотерапия, однако, опирается на особенности индивидуальной психики и поведения женщины и оценивает их влияние на возникновение тех или иных женских заболеваний: ее интересует факт возникновения болезни и коррекция психологических состояний женщины во время ее излечения, а порой она воспринимается как необходимое дополнение к назначенному врачом лечению. Вместе с тем, на состояние души психотерапия имеет скорее краткосрочное воздействие, поскольку не учитывает смысловые взаимосвязи болезни и здоровья человека, которые определены постоянством или нарушениями его духовной жизни.
Христианское отношение к болезни как раз и связано с восприятием и усвоением этой глубокой и очень важной для жизнедеятельности человека взаимосвязи болезни и здоровья, о чем и рассказывал в своей беседе о. Димитрий. Правда, очень часто многими из нас болезнь воспринимается как наказание, как своеобразная «месть» за грехи. Это очень упрощенное восприятие, и не всегда оно плодотворно в качестве исцеляющего начала. Об этом писали святые отцы.
Так, словно улыбаясь нам сквозь века, вопрошает нас свт. Иоанн Златоуст: «Неужели, скажешь, все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности… Случаются болезни и для нашего испытания в добре»[1]. Как видим, христианское отношение к болезни допускает не только объяснение ее причин, но и признание ее целесообразности для духовного здоровья. Христианство, упразднившее торжество смерти, признает в болезни пользу и смысл, и нередко таким смыслом бывает вразумление человека.
Именно поэтому вопросы, которые были заданы батюшке, касались таких состояний души как обиды или раздражительность, а они, несомненно, часто являются поводом к переживаниям, расстройствам и, в конечном итоге, к стрессу, который невозвратно воздействует на состояние организма.
Христианство же всегда помнит, что обида – явление двоякое и возвратное: один обижает, а другой обижается. Казалось бы, каждый из них находится как будто по разные стороны жизненных баррикад. И тем не менее, они едины в том, что злые переживания, связанные с обидой, ранят обоих. Как писал архимандрит Иоанн Шаховской: «Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят самих себя, так как лишают себя солнца любви»[2].
Христианское отношение к здоровью и болезни как бы предупреждает обиды, учитывая, что их преодоление связано с погашением продолжительности тех состояний, которые сопровождают саму обиду: сожаления, уязвленного самолюбия, ущемленной гордости, а порой и осуждения обидчика.
Преодоление обид потому так трудно, говорил о. Димитрий, что часто сопровождается помыслами о своем самолюбии, тщеславии и гордости, — помыслами, которые мешают воспринимать истинное полезное для выздоровления и излечения от болезней плоти и духа.
[1] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 38.1. [2] Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Апокалипсис Мелкого Греха. – СПб: СПб Благотворительное общество во имя Святого Апостола Павла, 1997.