| РАЗМЕР ШРИФТА: A A A | ИЗОБРАЖЕНИЯ: ВЫКЛ. ВКЛ. | ЦВЕТ САЙТА: Ш Ш Ш |

Вернуться назад

Духовный смысл праздника Сретения Господня

Просмотров: 196 Комментарий: 0

Духовный смысл праздника Сретения Господня


Событие, давшее начало двунадесятому празднику, в духовном отношении многомерно. Русское слово встреча не передает главного значения церковно-славянского понятия сретение. Встречаются обычно равные. «А здесь, – как заметил митрополит Вениамин (Федченков), – более подходяще славянское слово “сретение”, ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, людей, встречающих Бога» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С. 170–171).

     Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15) и как первенец Девы (Мф. 1: 25) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом того служения, которое на земле заканчивается великим событием: воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя Отцу во искупление человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2: 30–32). Эта благодарственная песнь по мыслям и выражениям восходит к некоторым местам книги пророка Исаии: И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава (Ис. 11: 10). Иессей был отцом царя Давида. Поэтому корень Иессеев – ожидаемый людьми Мессия-Христос, Сын Давидов(см.: Мф. 1: 1), Который, как показала двухтысячелетняя история, станет знаменем пререкаемым. Это знамение разделит людей на верующих и неверующих, возлюбивших свет и избравших тьму. «Что это за знамение пререкаемое? – Знамение креста, которое исповедуется Церковью как спасительное для вселенной» (Святитель Иоанн Златоуст). Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием. Путь спасения для каждого должен начаться со встречи Иисусом Христом как его личным Спасителем. Пока такая встреча не произошла, человек остается сидящим во тьме… и тени смертной (см.: Мф. 4: 16).

     На сороковой день по Рождестве Богомладенца произошла еще одна встреча – церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной. Все евангельское повествование проникнуто мотивом точного исполнения закона Моисея: сорокадневный срок очищения, предписанный книгой Левит (см.: 12: 2–4), посвящение первородного сына Богу (см.: Числ. 3: 13), символический выкуп его (Исх. 13: 13). Однако легко увидеть, что духовный центр описываемого события полностью перенесен в новозаветную историю. Ныне (Лк. 2: 29) означает, что ожидаемое многими поколениями время прихода Мессии пришло. Святой праведный Симеон говорит об исходе из этого мира (глагол отпущаеши в греческом и славянском текстах стоит в настоящем времени). Вдохновенная речь старца Симеона полна хвалы и благодарения Богу за то, что исполнились сроки обетования. По святоотеческому преданию, святой пророк Захария, отец святого Иоанна Предтечи, Пречистую Деву, пришедшую по закону для исполнения обряда, поставил не на месте жен, приходящих для очищения, а на месте девиц (женам, имеющим мужей, становиться там не позволялось). И когда книжники и фарисеи стали выражать негодование, Захария возвестил, что сия Матерь и по рождестве остается Девой и чистой: «по сему и я сию Матерь не устранил с места, назначенного для девиц, потому что Она превыше всех дев».

     Третья встреча имеет сугубо личный характер. Для старца Симеона настал день, который он ожидал необычно долго. Ему было обещано увидеть Спасителя мира, рожденного Приснодевой Марией. Праведный Симеон, отличавшийся незаурядной ученостью, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание, трудился вместе с 72 переводчиками на острове Фарос в Александрии, переводившими в 80-х годах III века до Р.Х. с еврейского на греческий книги Ветхого Завета. Переводя книгу пророка Исаии, дошел он до слов се Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7: 14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа». Уверовав в ангельские слова, старец Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа, проводя праведную и непорочную жизнь. По преданию, старец Симеон сподобился блаженной кончины на 360-ом году своей жизни. Его святые мощи были перенесены при императоре Иустине Младшем (565–578) в Константинополь и положены при Халкопратийском храме в пределе святого апостола Иакова.

      Молитва святого Симеона Богоприимца (ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко) поется (в праздничные дни) или читается (во время вседневного богослужения) на каждой вечерне, чтобы уходящий день напоминал каждому верующему о вечере его жизни, который закончится исходом из этой временной жизни. Надо прожить жизнь в мире с Богом и исполнении евангельских заповедей, чтобы, как святой старец Симеон, с радостью встретить нескончаемый светлый день в Царствии Небесном.
Иеромонах Иов (Гумеров)


Кондак на Сретение Господне

Хор ангелов да изумляется чуду,
мы же, земные, гласами воскликнем песнь,
видя неизреченное схождение Бога:
ибо пред Кем трепещут небесные силы,
Того ныне старческие восприемлют руки,
– Единого Человеколюбца.
О, плоть ради нас от Девы Воспринявший,
Носимый, как Младенец, на руках старца!
Вознеси рог верных царей наших,
сих утверждая силою Твоею, Слове,
благочестивое царство их возвеселяя,
Единый Человеколюбец.
О, утробу девическую Освятивший Рождением Своим,
и руки Симеона Благословивший! Как подобало,
и ныне Ты спас нас, Христе Боже.
Но умири среди браней державу нашу
и укрепи царей, которых Ты возлюбил,
Единый Человеколюбец.
К Богородице поспешим, желая Сына Ее видеть,
Прильнувшего к Симеону –
Того самого, на Кого с небес
взирая, бесплотные в изумлении говорят:
«Дивное созерцаем ныне и необычайное,
непонятное и неизреченное:
ибо Создавший Адама на руках носится, как Младенец,
Невместимый – вмещается в объятия старца,
Пребывающий в безграничных недрах Отца Своего
восхотел быть ограничен плотью, но не умален Божеством,
Единый Человеколюбец!»
С такою речью они незримо поклонялись Господу,
а человеков ублажали:
ибо на плечах херувимов Возносимый
людям становится Согражданином,
ибо земным оказался доступен
Тот, Кто недоступен для ангелов.
Ибо Тот, Кто содержит и соблюдает всё как Создатель,
Кто образует младенцев в материнских утробах,
стал, не изменившись, Младенцем от Девы
и пребыл Неразлучным от Отца и Духа,
равно с Ними не имея начала бытия,
Единый Человеколюбец.
Так воспевали ангелы Человеколюбца,
а Мариам приближалась,
неся Его в объятиях, и размышляла,
как же Она стала Матерью – и Девой осталась.
И, познавши, что выше естества было Рождение,
устрашилась и вострепетала,
и о том рассуждая, такие слова изрекала:
«Какое отыщу, Сын Мой, Тебе прозвание?
Ибо если Я, как вижу Тебя, человеком Тебя назову,
– Ты выше естества человека,
девство Мое Сохранивший неприкосновенным,
Единый Человеколюбец.
Совершенным человеком назвать Тебя?
Но я знаю, что божественно Твое зачатие.
Ибо вовсе никто из людей
Без сожития и без семени не был зачат,
подобно Тебе, Безгрешный.
Если же Богом Тебя нареку,
– удивляюсь, что Ты по всему Мне подобен;
ибо Ты никакого не имеешь различия
ни от чего в человеческой природе,
хоть без греха Ты зачат и родился.
Молоком ли питать Мне Тебя, или славословить?
Ибо от века созданья Твои Тебя проповедуют Богом,
хоть и стал Ты Человеком,
Единый Человеколюбец!»
Так вступил Господь, на руках Носимый,
в храм со всесожжением, как написано,
и из рук Матери принял Его Симеон блаженный.
Радость и страх овладели праведником,
ибо душевными очами
архангелов и ангелов чины увидел,
предстоящих со страхом и Христа славословящих,
и, умоляя, в уме своем воззвал: «Ты меня сохрани,
и да не опалишь меня, Огнь Божества,
Единый Человеколюбец!
Утружденный старостью, ныне укрепляюсь,
Ибо увидел я Твое спасение, Господи!
Ты – Образ Всесовершенный
Непостижимой Отчей Ипостаси,
Светило Света Неприступного,
Божества Неизменная Печать,
Славы Сияние, Просвещающее истиной души,
Сущий прежде веков и все Сотворивший.
Ибо Ты – Свет, далеко Светящий,
Свет Отца Твоего – Ясный, Безмерный и Недомыслимый,
Хоть и сделался Ты человеком,
Единый Человеколюбец.
О, Благой и Человеколюбивый!
Ты приношение Авеля некогда принял,
и других праведников Твоих.
Кому жертвы и всесожжения
Ты приносишь ныне, Всесвятый?
Ибо знаю, нет иного, большего над Тобою,
Недоразумеваемый Господи!
Ведь Отец Твой ничем не выше Тебя по сущности,
ибо Ты единосущен Ему
и равно с Ним начала бытию не имеешь,
но, чтобы явить, что воистину Ты таков, Кем соделался,
как Хранитель Своего закона,
Ты повинуешься заповеди о жертвах,
Единый Человеколюбец.
Велик Ты и прославлен, – Ты, Кого родил несказанно Вышний,
о, Всесвятой Сын Мариин!
Ибо говорю о Тебе, как о Видимом и Невидимом,
Вместимом и Невместимом.
По естеству Сыном Божиим Предвечным
разумею Тебя и верую.
Но исповедую Тебя и выше естества Сыном от Девы.
Поэтому смело держу Тебя в руках, как светильник,
ибо всякий, кто держит светильник, просветится, но не опалится.
Так и меня осияй, Светильник Неугасимый,
Единый Человеколюбец!»
Услышавши это, встала рядом в изумлении Дева Непорочная,
старец же к Ней возгласил:
«Все пророки о Сыне Твоем проповедали,
Которого без семени Ты родила.
О Тебе же, сверх того, пророк возгласил
и чудо Твое предвозвестил:
ибо дверь заключенная – Ты, Богородица.
Ибо чрез Тебя и вошел, и вышел Владыка,
и не отворилась, и не дрогнула дверь Твоей чистоты,
и только однажды чрез нее прошел
и неприкосновенной навсегда сохранил
Единый Человеколюбец.
Ныне узнаю Тебя и все предвозвещаю
Тебе, Всесвятая и Непорочная.
Ибо на падение и на восстание лежит Сын Твой –
Жизнь и Воскресение, и всех Избавление.
Не ради того, чтобы одни упали,
а другие восстали, явился Господь:
не радуется Всемилосердый падению людей,
не того ради Он стал среди них,
чтобы пали стоящие,
– напротив, пришел, желая падших воскресить,
избавляя от смерти Свое создание,
единый Человеколюбец.
Каков образ этого падения и восстания,
– открылось для праведных
при воссиянии благодати:
те, кто из стоящих чрез грех падают,
и кажутся мертвыми,
– правдой и верою воскресают
и спасаются благодатию;
и тогда разрушаются и падают страсти телесные,
душа же просвещается
божественными добродетелями.
И где совершенно падает блуд, восстает целомудрие.
Итак, угасив худшее, лучшее воздвиг
Единый Человеколюбец.
Подвигнутый Христом, я Тебе открою,
что некогда окажется знамением пререкаемым:
станет сим знамением – Крест, который воздвигнут
для Христа законопреступные.
А другие Распятого провозгласят Богом,
а еще другие – человеком,
и нечестия, и благочестия
сражаясь догматами:
и одни возомнят (у Него) небесное тело,
другие же – призрачное.
А еще некие скажут, что Он принял
от Тебя только плоть без души,
а иные – что купно с душою
была плоть, в которую Он облекся,
Единый Человеколюбец.
И настолько Таинство это пререкаемо,
что и в Твоей душе будет разделение:
ибо, поистине, когда Ты увидишь
ко кресту Пригвождаемым Сына Твоего, Непорочная,
то, поминая слова, которые слышала от ангела,
и божественное зачатие,
и чудес неизреченное величие,
– в миг тот усомнишься:
как меч, разделит душу Твою острие страдания.
Но после сего исцеление скорое
сердцу Твоему ниспошлет,
а ученикам Своим – мир непобедимый,
Единый Человеколюбец».
Когда изрек это к Пречистой праведный старец,
тогда воззвал к Младенцу:
«Ныне меня отпускаешь с миром, раба Твоего,
ибо увидел я Тебя, Господи!
К жизни меня отпусти нескончаемой,
Жизнь несравненная!
Ибо Ты это мне возвестил
прежде в мир Твоего пришествия.
Так яви же мне слова Твоего исполнение, Слове:
к Аврааму и патриархам отошли меня, Всесвятый,
и скорее от смертной плоти отреши,
Единый Человеколюбец!
Поистине, поистине, многоплачевно и многотрудно,
и скоротечно света сего житие,
и всё неотвратимого ожидает конца.
От того-то всех вкупе праведных Твоих
Ты выводишь отсюда.
Лишь Еноха с Илиею не вкусить смерти
некогда сподобив, Господи,
переселить их отсюда Ты соизволил, Милостивый,
чтобы им обитать в светлых местах,
где не проливаются слезы.
Ныне же от всего преходящего
отреши меня, о, Создатель, и душу мою приими,
и сопричисли меня ко святым Твоим,
Единый Человеколюбец.
Всех Жизнь и Воскресение,
Ты пришел к нам по Твоей благости:
отпусти же меня от сей жизни, о, Бог мой,
и к жизни бессмертной меня отошли, как Сам Ты бессмертен.
Чувственной смерти предай мое тело,
как и плоти всех друзей Твоих,
умную же и вечную жизнь даруй мне, Милосердый.
Как в плоти Тебя я увидел
и носить на руках сподобился,
– да увижу славу Твою,
вкупе с Отцом Твоим и Святым Духом.
Ибо с Ними Ты пребываешь
и сюда пришел,
Единый Человеколюбец».
Царь сил принял молитву праведника
и незримо провещал:
«Ныне отпускаю тебя от временной жизни, о, друже Мой,
в селения вечные,
к Моисею и прочим пророкам посылаю тебя.
Ты же им объяви: поистине так,
как изрек в их пророчествах,
вот, Я – пришел,
и родился от Девы, как провозвестили они.
Явился в мире живущим,
и по всему смешался с человеческим родом,
как они проповедали.
И скоро вслед за тобою приду,
чтобы всех искупить,
Единый Человеколюбец».
Стыдимся Тебя, о, Всесвятый и Долготерпеливый,
наша Жизнь и Воззвание, Источник благости.
Обратись с небес, и на всех нас призри,
непрестанно на Тебя надеющихся!
От всяческих бед и мучений избавь
жизнь нашу, Господи,
и к вере истинной всем путь укажи,
ходатайством Пресвятой Богородицы Девы.
Спаси Твою паству,
и обитающих в мире,
и всех сохрани,
нас ради Ставший Человеком,
неизменен пребыв,
Единый Человеколюбец!


Преподобный Роман Сладкопевец


Вернуться назад
Обсуждение закрыто

Инфорино - интерактивный справочник организаций

Сегодня :

 

Икона дня


Объявления о событиях в храме и приходе

Подарки пациентам Боткинской больницы 


Приглашаем волонтеров в группу милосердия! 

Тел: +7(963)770-82-77 (координатор Галина Васильева)

---------------------------

Русская Классическая Школа

приглашает  детей 4 - 6 лет на подготовительные курсы.

Тел: +7 (985) 906-17-48

(педагог Светлана Юрьевна)


 

Телефоны храма:

Дежурный священник
8 (985) 241-40-52

Телефон церковной лавки
8 (495) 945-37-46

дежурный по храму
(для звонков в ночное время)
8 (495) 946-10-45

Внутреннее убранство нашего храма

 

Внутреннее убранство храма иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле г. Москвы

Ваша жертва на храм

Пожертвование на храм

Перейти на сайт приписного храма

Перейти на сайт приписного храма Святых бессеребреников Космы и Дамиана при Боткинской больнице

Православное радио











Наши друзья
 

 

Православный телеканал «Союз» Православный медиапортал на www.orthodoxy.pro Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Совместный проект Русской Православной Церкви и радио России - Мир. Человек. Слово

 

Вход

Логин:

Пароль:




Сейчас на сайте
Администраторы: 0
Пользователи: 0
Гости: 25
Всего: 25

Наш форум
Подписка на канал новостей в формате RSS

Новости | Расписание Богослужений | Проповеди | Духовное Утешение | Социальное служение |  Воскресная школа |
"Клуб трезвости" | Паломничество | Прошедшие поездки | Выставки | О иконе | О храме | Духовенство храма | Молодёжное движение |
Записки о поминовении | Церковный календарь | Первые шаги в храме | Жертва на храм |
Катехизация | Фотогалерея | Наш храм изнутри | Обратная связь | Контакты | О сайте | Карта сайта |



® 1909 - 1924 ... 1991 -   Официальный сайт храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы

Создание, поддержание и модификация сайта © GAMA 2012 - по сей день