5 февраля — Неделя о мытаре и фарисее
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный, весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.»
Тропарь утрени Недели о мытаре и фарисее, поемый в воскресные службы до 5-й Недели Великого поста
Воскресение о мытаре и фарисее открывает собой подготовительный период к Великому Посту, состоящий из трех седмиц и 4 воскресных дней: оно приходится за три календарные недели до начала поста и за 10 недель до Пасхи.
Кроме того с Недели о мытаре и фарисее происходят изменения в литургике богослужений – открывается так называемый Триодный цикл богослужений: в богослужения добавляются чтение и пение по церковным книгам – Триодям: Триоди Постной – до Пасхи и Триоди Цветной – от Пасхи до Недели всех святых. Первая служба по Постной Триоди назначается в воскресный день, называемый «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи мытаря и фарисея». Название этого дня происходит от евангельской притчи, читаемой на Литургии (Лк.18:10-14).
В богослужении этого дня соединяются темы Воскресения Христова и притчи о мытаре и фарисее, в субботу накануне совершается всенощное бдение – Великая вечерня, соединенная с Утреней: служба содержит гимнографические тексты, посвященные теме этого дня, – канон, стихиры, кондак, седален. Начиная со стихир вечерни на «Господи, воззвах», в богослужение включаются песнопения Постной Триоди. Самый первый текст Постной Триоди — повторяющаяся стихира с уже ставшим классическим текстом:
«Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится[1]; смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя».
На утрене встречается особенное песнопение — цикл тропарей, которые звучат не только в подготовительный период, но и во время Великого поста до его 5-й Недели: приведенный в заголовке тропарь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», после которого следует И ныне и Богородичен:
«На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты».
Далее вместо обычной стихиры по 50-м псалме «Воскрес Иисус от гроба» поется:
«Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».
Указанные великопостные тропари поются после пения «Воскресение Христово видевше», чтения 50-го псалма, заменяя тексты обычных воскресных припевов «Молитвами апостолов…»: «Молитвами Богородицы…» и стихиры «Воскрес Иисус от гроба…». После них на глас 6-й поется тот стих, который всегда есть на этом месте: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…».
Богослужебные тексты Литургии и гимнографии этого дня напоминают верующим, с одной стороны, о необходимости смирения раскаявшегося мытаря – как истинном начале и основании покаяния, с другой стороны, о фарисейской гордыне – как о главном источнике грехов.
Седмица после Недели мытаря и фарисея сплошная — в среду и пятницу отменяется пост в посрамление гордившегося своими постами фарисея.
По словам митр. Антония Сурожского, в евангельском чтении этого дня Христос нам говорит, что мытарь – этот грешник, не имевший никакого пути вперед, в передние ряды праведников Господних, прислужник оккупантов-римлян, поработивших народ израильский и всячески его притеснявших – ушел более оправданным, чем другой – фарисей, который, хотя и воздавал Богу сверх того, что требовалось по закону, жертвовал значительную часть своего дохода нуждающимся, с готовностью нес тяготу своего подвига; но разбивался его подвиг о правду Божию, поскольку он, как и другие фарисеи, из своего подвига черпал сознание какой-то мнимой праведности, а любви не достигал.
Фарисей не был просто осужден: до часа смертного можно надеяться на прощение, и он был праведен, он был труженик, он вкладывал усилие души и тела в праведность свою. Она была бесплодна, из нее не высекалась даже и искра сострадания и любви – и, однако, это была праведность… А неправедность получила прощение.
Поэтому, по словам митрополита, следует задуматься о том, во-первых, являемся ли мы хотя бы фарисеями, есть ли в нас вообще какая-то правда, правда перед людьми, с доброделанием, правда перед Богом – то есть отдаем ли мы Ему должное, то, на что Он просто имеет право? А потом поставим перед собой вопрос: лишенные даже и праведности фарисея, не являемся ли мы такими же, как и он, безлюбовными, бессердечными, мертвыми душой? Как мы смотрим на ближнего – в храме, вне храма, в жизни, в семье, на работе, на улице, в газете, везде: единичного ближнего и коллективного ближнего? Как мы на них смотрим, как мы о них судим, не имея опоры даже в истинной, хотя и мертвой, праведности фарисея?
Использованные источники:
- Материалы интернет-сайтов:
- Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
- Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография: учебное пособие и хрестоматия / Е.Н.Никулина. — 3-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
- Богослужения подготовительных седмиц к Великому Посту. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
[1] Ибо превозносящийся будет уничижен