skip to Main Content

19 марта – 3-я Неделя Великого Поста – Крестопоклонная

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение твое славим

Тропарь пророчества на 6-ом часе, глас 6

Третья Неделя — воскресенье — Великого поста названа Крестопоклонной, поскольку накануне на середину православных храмов износится престольный Честной и Животворящий Крест Господень для поклонения и укрепления верующих на поприще поста, взирая на Крестные страдания Христа.

В воскресном евангельском чтении мы слышим слова Спасителя по теме дня: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Отвергнуть себя, по словам протоиерея Дмитрия Смирнова, — значит отказаться от того с чем срослась наша душа, что стало нашим характером – те грехи, страсти (в переводе со славянского – страдания), которыми мы больны и которые стали частью нашего характера и нашей жизни. Любая страсть мучает человека, не дает ему жить. И чтобы стать христианином, надо отвергнуться своих страстей и следовать за Христом. Важное в словах Христа – «кто хочет идти за Мною…», поскольку большинство людей не хотят идти за Христом. Причины: это трудно, поскольку идти надо в гору, это – работа над собой, к чему многие не приучены, поскольку привыкли себя оправдывать, и самое главное – идти за Христом, значит, идти на Голгофу, сораспинаться вместе с Ним. На это многие не готовы, жалея себя, свою душу – что означает непродиводействие злу, воюющему как внутри человека, так и вовне. В итоге такие люди теряют свою душу для Царствия Божия.

Христос, — продолжает протоиерей Дмитрий, — был бы рад, чтобы наш переход от греха к Царству Небесному был бы мгновенным и безболезненным. Но это невозможно, поскольку мы срослись с грехом, и нужно отрывать его с мясом, что влечет истечение крови. Грех стал нашей натурой: зависть, раздражительность, блуд, осуждение, жадность и т.д. – душа с этим срослась. Единственный путь освободиться от этого – через покаяние: это очень болезненно, это — тоже Голгофа, потому что грех тебя соблазняет, а ты говоришь ему – «нет» и просишь у Бога помощи, это очень трудная борьба – борьба с самим собой. Она подобна тому, как на Кресте, – мы распяты на Кресте своих страстей, нам это очень болезненно, но нет другого выхода. Нужно все перетерпеть и не дать страстям владеть собой, в изнеможении моля Бога о помощи… И нужно верить – в то, что именно так и надо поступать, а также в то, что это преодолимо.

Протоиерей Николай Булгаков учит, что дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста. Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40). Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка…

Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет.

Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18).

Крест можно нести только с Божией помощью.

Потому батюшка Николай Гурьянов просил: Господи, помилуй, Господи, прости; Помоги мне, Боже, крест мой донести; Крест нужно донести до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).

Протопресвитер Александр Шмеман уточняет в книге «Великий Пост», что мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Эта мысль подтверждается в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья:

«В этот день, в третью Неделю поста, мы празднуем поклонение Честному и Животворящему Кресту по следующей причине. Так как во время сорокадневного поста и мы некоторым образом распинаемся, умерщвляя страсти, и ощущаем горечь, унывая и изнемогая, то и полагается перед нами Честной и Животворящий Крест, как прохлаждающий и укрепляющий нас, напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий: если Бог наш распялся ради нас, то сколько же нам подобает делать ради Него, — облегчающий наши труды представлением и воспоминанием скорбей Владыки, и надеждой на славу Креста. Ибо как Спаситель наш, взойдя на Крест, прославился через поношение и огорчение, так и нам подобает делать, чтобы и прославиться с Ним, если когда потерпим что-нибудь печальное (скорбное). Иначе говоря, как проходящие долгий и трудный путь усталые путники, найдя где-нибудь тенистое дерево, отдыхают, присев под ним, и со свежими силами идут дальше, так и теперь, во время поста, на пути скорбей и подвига, посередине его святые отцы посадили источающее жизнь дерево Креста, дающее нам облегчение и прохладу, и делающее нас, уставших, сильными и способными к дальнейшему труду.»

Богослужения Крестопоклонной недели и седмицы.

На всенощном бдении накануне воскресенья совершается особенное богослужение с изнесением Честного Креста и особенным поклонением ему, которая имеет место всего три раза в год: в текущую неделю и следующую за ней седмицу Крестопоклонную (Крест пребывает на аналое в середине храма до вечера пятницы), 14 августа — на празднование Изнесения Честного Креста (в Византии его износили для помощи в борьбе с заболеваниями, у нас – в воспоминание в этот день Крещения Руси и победы князя Андрея Боголюбского) и в праздник Крестовоздвижения 27 сентября — наиболее торжественное из трех празднований.

Поклонение Древу Крестному в Крестопоклонную неделю в Византии было связано с древней константинопольской практикой начинать с середины Поста усиленное обучение оглашенных, которые готовились уже в ближайшую Пасху принимать Таинство Крещения.

В синаксаре дня Постной Триоди, помимо уподобления Древа Крестного простому древу, в сени которого отдыхают верующие – путники на пути своих духовных подвигов в Пост, верующим предлагаются образы Креста:  говорится о том, что этот праздник подобен тому, как царь, который хочет прийти куда-то, высылает свой скипетр; так и Христос вперед поставляет для поклонения Древо. Говорится о том, что Четыредесятница подобна горькому источнику, который Израиль нашел в пустыне, и в который Моисей вложил древо, и вода стала пригодной для питья. Так и воспоминание Древа Крестного услаждает нам горькое воздержание Четыредесятницы. Вспоминается Древо Жизни, насажденное посреди рая; так и посреди Поста утверждено Древо Крестное.

На утрени в конце всенощного бдения после Великого славословия совершается Чин выноса Честного и Животворящего Креста Господня: старший священник, держа Крест на главе, исходит через северные врата в сопровождении других священнослужителей, свещеносцев, дьяконов и, стоя в Царских вратах, возглашает: «Премудрость, прости». Здесь трижды поется тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя». Крест полагается на середине храма и совершается особенное поклонение Кресту. Сначала поется тропарь 6-го гласа: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Потом все находящиеся в храме должны подойти и поклониться Кресту при пении особенных стихир: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…» и др. И затем поются те стихиры, которые мы слышали на Крестовоздвижение, а также торжественные и значительные стихиры, которые мы услышим на Страстной неделе, , которые еще раз нас ставят перед тайной Креста: «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен». Так является несоединимость величия Божия и того уничижения, которое мы видим.

Богослужения четвертой седмицы Великого поста, названной так же как и воскресенье – Крестопоклонной, содержат особенные дни для поклонения Кресту – понедельник, среда и пятница. В понедельник и в среду на первом часе, который совершается, как и обычно, после утрени, а в пятницу на изобразительных установлено поклонение Кресту, такое же, как и на утрене недели. Вместо стихов часа «Стопы мои направи по словеси Твоему…», а в пятницу – после молитвы Всесвятая Троице поются, так же как и в саму неделю, трижды Кресту Твоему покланяемся, Владыко и те же стихиры, которые пелись на воскресном всенощном бдении. Все молящиеся должны вновь и вновь участвовать в поклонении Кресту, т. е. чин поклонения Кресту повторяется еще три раза на этой седмице.

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://rutube.ru/

https://foma.ru/

https://www.azbyka.ru/

http://pravoslavie.ru/

  1. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
Back To Top
×Close search
Поиск