skip to Main Content

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

Приидите, вернии, ко гробу приступим Божия Матере и обымем, сердцы и устнами, очесы и лицем чисто прикасающеся и почерпающе исцелений независтныя дары от источника приснотекущаго.

Тропарь песни 9 Канона Успению Пресвятой Богородицы (2‑го, прп. Иоанна Дамаскина), глас 4

28 августа (15 августа по церковному календарю) православные христиане отмечают двунадесятый праздник церковного года — Успение Пресвятой Богородицы. Праздник установлен в воспоминание смерти (успения) и преставления к вечной жизни Божией Матери.

Успение Пресвятой Богородицы празднуется на следующий день после окончания (27 августа) Успенского поста, существующего, по словам свт. Симеона Солунского, в честь Матери Бога Слова, Которая, хотя и всегда подвизалась за нас и постилась, не имев нужды в посте, как Чистая и Всенепорочная, но, предузнав о Своём преставлении, Она явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженной душой с Сыном и стать нашей Ходатаицей. И тогда в особенности постилась, когда приблизилось для Неё время преставления отсюда, истончавая Себя святой любовью к Сыну. Потому и мы обязаны были поститься в это время и воспевать Её, преклоняя Её к предстательству о нас.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы продолжается целых девять дней, так же как и у Праздника Крещения Господня (Богоявления), с отданием Праздника 5 сентября (23 августа). В последний день августа по церковному календарю вспоминается положение Пояса Пресвятой Богородицы; таким образом, весь последний месяц церковного года посвящен Богоматери.

Как и большинство Богородичных праздников, Праздник основан на церковном Предании. В Священном Писании ни слова не говорится об успении Пресвятой Богородицы. Предание же восходит к свидетельству Дионисия Ареопагита. Более развернутый рассказ об успении Пресвятой Богородицы относится к XIV веку и приписывается Никифору Каллисту. Это небольшой и интересный текст, который подробно описывает все, что мы знаем об этом событии и что излагается и осмысляется в богослужебных текстах.

Среди событий Праздника, многие из которых отражены в его богослужении:

— чудесное собрание апостолов, которые были перенесены в Иерусалим по воздуху (на некоторых иконах Праздника они на облаках несутся к месту успения Пресвятой Богородицы);

— предсмертная беседа, преставление, погребение Пресвятой Богородицы;

— отдельно говорится об апостоле Фоме: он опоздал и в погребении Богородицы не участвовал, придя в Иерусалим лишь на третий день. По его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Пречистой, но там оказались лишь погребальные пелены — тело Богоматери чудесным образом было вознесено на Небо. Вечером того же дня Пресвятая Дева явилась апостолам в окружении Ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь, ибо Я с вами во все дни!».

Эти необычайные события легли в основу особенного почитания Святой Церковью Богоматери как Царицы Неба и земли и Ходатаицы о спасении всего человеческого рода.

В текстах праздничного богослужения очень трогательно описывается прощание апостолов с Пресвятой Богородицей (стихира по 50-м псалме): «Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда апостоли, обстояще одр, с трепетом зряху Тя, и ови убо, взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: О Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся, в Нейже вселися будущия жизни наслаждение. Но, о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему спастися стаду Твоему невредиму». Петр недоумевает, поражаясь несоответствию: Та, которая была вместилищем, домом, храмом, кивотом Живота всех, тоже подвержена закону смерти. Как это возможно?

Интересен светилен этого праздника: «Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой». Гимнограф вложил эти удивительные слова в уста Пресвятой Богородицы, это Она говорит апостолам, чтобы они погребли тело Ее в Гефсиманском саду, и затем обращается с молитвой к Сыну Своему и Богу.

В Православной Церкви существует обычай вместо иконы Успения износить на средину храма Плащаницу с изображением Божией Матери, лежащей на смертном одре. Перед всенощным бдением Плащаница украшается живыми цветами и полагается на Престоле, после чего бывает каждение Престола и Плащаницы. Во время утрени, на полиелее, Плащаница выносится из алтаря царскими вратами и полагается посреди храма.

В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается Чин погребения Богоматери, составленный по образцу Чина погребения Спасителя на утрени Великой Субботы. Он может совершаться за день до праздника, вечером накануне праздника в соединении со всенощным бдением (устав Троице-Сергиевой Лавры) или на третий день праздника (устав Гефсиманского скита). Согласно «Оку Церковному»[1], чин Погребения обязательно совершается в Богородичных храмах (в прочих «аще изволит настоятель») и заключается в том, что на праздничной утрене по 6-й песни поются Непорочны с тремя припевами – «похвалами», по одной на каждую статию. Современный греческий Типикон не знает чина погребения Богородицы, но в некоторых храмах он все же совершается. Служба, которую мы знаем, появляется достаточно поздно и совершается в храме в Гефсиманском саду в Иерусалиме, где реально происходило это событие. В конце XIX века эта служба появляется в России. Поначалу она совершалась только в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, но в 60-е годы XX века получила повсеместное распространение.

В нашем храме Чин погребения Богоматери будет совершаться вечером 28 августа.

В одном из похвальных слов на Праздник Успения Пресвятой Богородицы, прп. Иоанн Дамаскин, автор одного из двух праздничных канонов, как бы обращаясь к Богородице, описывает событие Успения Богородицы как «прекраснейшее отшествие, которое дарует к Богу пришествие! Ибо, хотя это даровано Богом всем его [верным] слугам и всем богоносным [людям], – а мы веруем, что даровано, – но безмерно различие между рабами Божиими и Его Матерью. Посему какое же имя дадим Таинству, совершившемуся над Тобой? Смерть? Но, если и отдаляется по законам естества Твоя священнейшая и блаженная душа от преславного и непорочного Твоего тела, и [само] тело предается законному погребению, то оно все же не остается в области смерти и не разрушается тлением – У Той, у Которой после рождения девство пребыло нерушимым, и тело по преставлении сохранилось невредимым; и [ныне] оно переходит к лучшей и божественной жизни, которая уже не пресекается смертью, но пребывает в бесконечные веки веков».

И далее прп. Иоанн продолжает: «Ты  — неиссякающий источник истинного света, неисчерпаемая сокровищница Того, Кто есть сама жизнь, обильно бьющий ключ благословения, причина и подательница нам всех благ, хотя на некоторое время покрываешься телесной смертью, однако щедро изливаешь на нас непрерывные, чистые и неиссякающие потоки беспредельного света, бессмертной жизни и подлинного блаженства, реки благодати, источники исцелений, вечное благословение. Ты ведь, что «яблоня между лесными деревьями… и плоды… Твои сладки для гортани» (Песн. 2:3) верующих. Поэтому не смертью назову священное Твое успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа (2Кор. 5:8).

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайта:

https://www.azbyka.ru/

  1. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
  2. Православный календарь «От Пасхи до Пасхи» 19.04.2020 – 02.05.2021.
  3. Успение Пресвятой Богородицы. — М. : Православный Свято-Т ихоновский гуманитарный

университет, 2013. — 112 с. — Серия «Православное богослужение».

[1] «Око Церковное» — список Иерусалимского устава, лежащего в основе богослужений Русской Православной Церкви, сделанный прп. Афанасием Высоцким, учеником прп. Сергия Радонежского. В «Оке Церковном», в частности, упоминается служба погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы, не обозначенная в нынешней редакции Типикона.

Back To Top
×Close search
Поиск