27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к Небесным; оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения; даруяй миру велию милость
Стихира на стиховне Великой вечерни Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, глас 5
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — единственный из чреды двунадесятых праздников церковного года, который посвящен не новозаветному событию, но переломному моменту церковной истории – окончанию эпохи гонений и началу эпохи христианской империи.
Он установлен в память нескольких священных событий в истории Церкви Христовой. Первоначально – в связи с чудесным явлением Креста святому равноапостольному императору Константину Великому в 306 г. (после чего Крест Христов становится защитным оружием и символом победы христианского государства) и с последующим обретением животворящего древа Креста Господня в 326 г. в Иерусалиме по инициативе святой равноапостольной царицы Елены, матери Константина.
Впоследствии в VІІ веке с древним праздником Воздвижения Церковь дополнительно соединила воспоминание другого священного события, вновь прославившего Животворящий Крест Господень, — славного возвращения Животворящего Креста из Персии после нахождения святыни в течение 14 лет в руках язычников.
Чудесное явление Животворящего Креста Господня равноапостольному императору Константину связано с периодом его правления, когда римский император Максентий, жестокий правитель не только для христиан, но и для язычников, объявил войну Константину как сильному защитнику христиан, провозгласившему в 313 году вместе с императором Лицинием знаменитый Миланский эдикт, который предоставлял свободу исповедания христианства. По словам византийского историка Евсевия Кесарийского, Константин чувствовал, что силы его войска были слабее, чем у его врага. Поэтому, как и его отец Констанций, во всю свою жизнь почитавший единого Всевышнего Бога и потому имевший знамения Его покровительства, Константин начал призывать Бога, просить и умолять, чтобы Он явился, открыл ему Себя и в предстоящем деле простер ему Свою десницу.
В ответ на усиленные молитвы и призывание Бога Константин получил настолько удивительное знамение, посланное от Бога, что и поверить было бы нелегко, если бы об этом говорил кто другой, а не сам царь, который, по свидетельству Евсевия, рассказал: «312 году, в 28-й день октября, идя против Максентия, который заключился в Риме, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил царь, — я собственными глазами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: сим побеждай”. Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо»[1]. В следующую же ночь во сне Константину явился Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел по подобию его устроить воинское знамя и употреблять его для защиты от нападения врагов.
Сделав такое спасительное знамя, Константин стал использовать его как оборонительное оружие, для одоления противной и враждебной силы. Он повелел и во всех войсках носить подобные знамена. Призвав же к себе таинников Божественного слова, царь спросил их, кто тот Бог и какой смысл знамения, которое он видел. Они отвечали, что Бог, явившийся ему, — Единородный Сын единого и единственного Бога, а явившееся знамение — знамение бессмертия и торжественный знак той победы над смертью, которую Он одержал в дни Своей земной жизни. Силой Божией, заключенной в победной хоругви со спасительным знаменем, Константин разбил войско Максентия, укрепившегося в Риме, а впоследствии – и других врагов: по свидетельству Евсевия Кесарийского, «где знамя креста показывалось, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их неприятеля».
Таким образом, крест, позорное для язычников орудие казни, со времени явления Константину и помощи ему в победах над врагами стал в Римской империи знамением торжества христианства над язычеством.
Второе великое событие, воспоминаемое в Праздник Крестовоздвижения, — обретение Креста Господня святой равноапостольной царицей Еленой, матерью Константина. Царь захотел построить молитвенный дом в Иерусалиме, возле так называемого Краниева места (Голгофы), чтобы священнейшее место страданий и Воскресения сделать предметом всеобщего благоговения. Для исполнения благого желание Елена в 326 году прибыла в Иерусалим с письмом царя, имея усердие поклониться святым местам и желание найти Крест, на котором Спаситель принес Себя в жертву за грехи мира. Когда с Божией помощью и чудесами место страдания и смерти Христа на Голгофе было найдено и расчищено, были найдены три креста с отдельно от них лежащей дощечкой, на которой были начертаны буквы на еврейском, греческом и римском языках: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», что подтверждало надпись, сделанную по повелению правителя Иудеи Пилата, позволившего иудеям распять Христа (см.: Ин. 19, 19). Среди трех обретенных крестов Божественное древо Креста Господня оставалось еще неизвестным и требовалось высшее свидетельство, которое не во власти человеческой. И такое свидетельство было явлено в чудодейственной силе Животворящего Креста Христова, исцелившего, по преданию Церкви, сначала женщину от тяжкой болезни, а затем и воскрешением умершего от возложения на него одного из найденных крестов.
Начало праздника Воздвижения было положено событием обретения Креста. Оно совершилось при живом участии и при личном присутствии царицы Елены, Иерусалимского патриарха Макария и многочисленного собрания христиан. Народу, собравшегося на Голгофе, было так много, что патриарху Макарию пришлось совершить легшее в основу праздника действо — «всемирное воздвижение» (т.е. возвышение при великом стечении народа) Честного и Животворящего древа Креста на все стороны света, предпринятое для того, чтобы все собравшиеся могли увидеть святыню.
В древности на Праздник стекались в Иерусалим многочисленные поклонники. В V веке в числе их была преподобная Мария Египетская, которая, поклонясь Кресту Господню, скрылась от соблазнов мира в пустыню и начала спасительные подвиги собственного крестоношения. В VI веке святитель Григорий Великий упоминает о празднике Воздвижения, бывающем в 14-й день сентября (т.е. 27 – по гражданскому календарю).
В VІІ веке святитель Андрей Критский в Слове на Воздвижение Креста говорил: «Крест воздвигается — и все верные стекаются. Крест воздвигается — и град торжествует, и народы совершают празднество. Воздвигается Крест не потому только, что Христос вознесен был на нем, но и потому, что Крест, быв обретен, обличил безумие иудеев. Потому-то мы ныне и торжествуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня — что это утаенное сокровище, быв извлечено из земли, воссияло, как злато».
Наконец, В VІІ веке с древним праздником Воздвижения Церковь соединила воспоминание другого священного события, вновь прославившего Животворящий Крест Господень, — славное возвращение Животворящего Креста из Персии, пробывшего там с 614 (после завоевания и расхищения персами Иерусалима) по 628 гг. По Божьему промыслу, даже пребывание Креста у язычников произошло к славе Божией. Молва, распространившаяся в Персии с принесением Креста Господня, что сюда пришел Бог христианский, объяла сердца язычников таким страхом, что они оставили неприкосновенным не только само Древо и кивот, в котором оно хранилось, но и сокровища, украшавшие кивот. Многие из язычников, слыша о силе Креста, обращались ко Христу.
В день Праздника соблюдается строгий пост, как день воспоминания крайнего уничижения и Смерти Господа.
По словам Церкви, «Крест есть древо жизни и спасения, древо бессмертия, древо разума, знамение непостижимой Троицы, скипетр Христов и держава Церкви. Христос простер на Кресте пречистые руки Свои, призывая и приближая к Себе бывших далеко от Бога. Окровавил на Кресте персты Свои, желая избавить дело Своих Божественных рук. Древом прельстивший праотца Адама побеждается Крестом и падает. Кровью Христовой отмывается яд змия. Клятва праведного осуждения разрушилась неправедным судом, осудившим Праведника. Древом надлежало исцелить древо».
Использованные источники:
- Материалы интернет-сайта:
- Дебольский Г.С. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни Господа и Пресвятой Богородицы. – М.: Сибирская Благозвонница, 2022.
- Воздвижение Честного и Животворящего Креста. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. — Серия «Православное богослужение».
[1] Евсевий Кесарийский. О жизни блаженного василевса Константина. Кн. 1, гл. 28.