skip to Main Content

19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Бог Слово явися плотию роду человеческому, стояше креститися во Иордане, и глаголаше к Нему Предтеча: како простру руку и прикоснуся верху Держащаго всяческая? Аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя, Бога Превечнаго, по земли ходиши, певаемый от Серафим, и раб Владыку крещати не научихся. Непостижиме Господи, слава Тебе.

Стихира Праздника Крещения Господня по 50-м псалме, глас 6

Крещение Господне или Богоявление – следующий двунадесятый праздник после Рождества Христова с начала гражданского новолетия, в который воспоминаются события Крещения (т.е. погружения) Господа Иисуса Христа святым пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан (Мф.3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-23; Ин. 1:33-34). С Крещения Иисуса Христа, в момент которого через сошествие Духа Святого в виде голубя и через голос Бога-Отца свидетельствуется перед людьми Его богосыновство и помазанничество, начинается общественное служение Мессии. Явление Святой Троицы на водах Иордана предочистило эти воды для спогребения и совоскресения Христу в таинстве Крещения — человеколюбивом способе усвоения человечеством искупления, совершенного Христом, — а также освятило все мироздание через проникновение в него этих освященных вод. Поэтому всякий раз в таинстве Крещения на воду призывается благословение Иорданово, а в праздник Крещения Господня ежегодно торжественным чином освящается вода, используемая для освящения человека и окружающего его мира.

День 19 (6) января называется праздником Крещения Господня и Богоявления, потому что во время Крещения Христа Спасителя было явление Пресвятой Троицы и особенно торжественное явление Божества Спасителя, всенародно вступившего в Свое общественное служение для искупления мира. Бог Отец явился, из отверстых небес гласом свидетельствуя о крестившемся Христе: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (2 Пет. 1, 17). Дух Святой явился из отверстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий, или, как говорит Церковь, «извествоваше словесе утверждение».

В Православной Церкви в Уставе и у святых отцов день Крещения Господня или Богоявления называется также «просвещением», «праздником светов», «святыми светами», потому что Бог есть свет и Он явился сидящим в стране и тени смертной (Мф. 4, 16) спасти по благодати, открывшейся же ныне явлением Спасителя (2 Тим. 1, 9–10). А также и потому, что в навечерие Крещения в древности принимали таинство святого крещения оглашенные, причем горели многие светильники, знаменующие свет познания Истинного Бога.

До Своего тридцатилетнего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что иудеи раньше этого возраста не принимали звания народного учителя или священника. Когда настало для Него время спасительной проповеди, в пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря Иоанн Предтеча по глаголу Божию предвозвещает по всей окрестной стране Иорданской (Лк. 3, 1, 3), что приблизилось Царство Небесное и грядет чаемый Мессия.

Он проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в Царство Мессии, и исповедующих свои грехи крестит в Иордане. Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам святителя Иоанна Златоуста, только приготовлением к святому таинству, а не самым еще таинством. Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого Своего естества и установить таинство крещения, которое будет служить дверью в новый, вечный завет с Богом, Иисус Христос перед Своим вступлением в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься.

Предтеча никогда до этого не видел Спасителя, но Бог открыл ему, что это Мессия. Тогда Иоанн в благоговейном изумлении воскликнул: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Господь отвечал: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 14–15). Тогда Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его. По выражению церковных песнопений, Господь, взявший на Себя грехи мира, покрывается водами Иордана.

Как только Иисус Христос, крестившись, вышел из воды, над Ним отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, ниспускаясь на Него, и услышал глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Таким образом, Иисус Христос в день Своего Крещения сошествием на Него Святого Духа помазан по Своему человечеству более соучастников Своих (Пс. 44, 8). Именно с этого времени Спасителю как человеку принадлежит имя Христос, то есть Помазанник

Явление Бога Отца и Святого Духа свидетельствовало о явлении людям Сына Божия в лице Крещаемаго, как говорит Предтеча о Спасителе: Я… для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю (Ин. 1, 31). А святитель Иоанн Златоуст пишет, что целью сошествия Святого Духа было указать Христа.

Со дня Богоявления началось окончательное утверждение Нового Завета, совершившееся, по предсказанию пророка Даниила, в половине седмины (Дан. 9, 27), то есть в три с половиной года, проповедью, смертью и Воскресением Спасителя.

 

Особенности богослужений Праздника.

Так же, как и в Празднике Рождества Христова особым днем предпразднства (всего их – 4) является последний день перед праздником, 5(18) января. Богослужение этого дня состоит из торжественных Царских часов и Изобразительных. Ради поста в первой половине дня Литургия не совершается и пища не принимается. Устав празднования Богоявления аналогичен Рождественскому уставу.

Накануне праздника вечером (в приходской практике — из снисхождения к немощи мирян — в первой половине дня, после Изобразительных) начинается празднование Крещения Господня. Первая часть праздничного богослужения (навечерие Богоявления, или крещенский сочельник) состоит из Великой вечерни с многочисленными ветхозаветными чтениями и древними антифонами богоявленских паримий в соединении с первой праздничной Литургией — свт. Василия Великого. По заамвонной молитве совершается чин Великого освящения воды. По отпусте Литургии посреди храма ставится горящая свеча, поются тропарь и кондак Богоявления. Первое разговление включает в себя вареную пищу («сочиво») с растительным маслом и вино.

Вторая часть праздничного богослужения состоит из Всенощного бдения — соединения Великого повечерия, Литии и Утрени, Часов обычных и второй праздничной Литургии — свт. Иоанна Златоуста. По обычаю, ввиду большого стечения народа, после заамвонной молитвы снова совершается чин Великого освящения воды. На втором разговлении разрешаются все виды пищи.

Попразднство Богоявления длится 8 дней. Особым днем попразднства является первый день после праздника, 8 (20) января, посвященный святому Иоанну Предтече как особенно послужившему событию Крещения Господня. На великой вечерне поется прокимен великий Бог наш на Небеси и на земли.

Одна из стихир на Богоявление (Слава на литии) продолжает тему рождественской службы о дарах Богу: «Господи, исполнити хотя, яже уставил еси от века, от всея твари служители тайны Твоея приял еси: от Ангел – Гавриила, от человек – Деву, от небес – звезду и от вод – Иордан, в немже беззаконие мирское потребил еси, Спасе наш, слава Тебе». Стихира по 50-м псалме открывает сомнения, недоумения того, кто ближе прочих стоял к таинственному событию: «…и глаголаше к Нему Предтеча: како простру руку и прикоснуся верху Держащаго всяческая? Аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя, Бога Превечнаго, по земли ходиши, певаемый от Серафим, и раб Владыку крещати не научихся. Непостижиме Господи, слава Тебе».

 

Значение Праздника.

Празднуя Крещение Господне и явление Бога, покланяемого во Святой Троице, Православная Церковь утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую тайну Трех Лиц Единого Божества, исповеданную Первым и Вторым Вселенскими Соборами. Этим празднованием она учит нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную, а также обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, таких как патрипассиане, или патропассиане, учившие, что три Лица суть только различные действия единого Божества, или единого Бога Отца, и что родившийся на земле от Пресвятой Девы Марии и страдавший был Бог Отец, нареченный Христом. Обличает она также лжеучителей, возникших в IV веке, — ариан, македониан и других, которые отвергали троичность Лиц единого Божества.

Празднованием Крещения Господня Церковь обличает и тех лжеучителей, которые человеческое естество Сына Божия называли призраком. По словам Церкви, «Иисус Христос яко человек пришел на Иордан существом, а не мечтанием»[1]. «Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю»[2], «в наше немощное и нищее одеявся смешение»[3].

Событие Крещения Господня и Богоявления нравственно учит нас тому, что очищение и спасение от грехов возможно для человека только с помощью благодати Божией и внушает нам чувство беспредельной благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Он, будучи безгрешен и потому не имея нужды в Крещении, принял его, вступая на путь проповеди Евангелия, чтобы Духом и силой Своей освятить воду крещения для нашего очищения и обновления (см.: Тит. 3, 5).

Но воспользовались ли мы этим благодатным дарованием? Сохранили ли чистой ту драгоценную одежду, о которой Церковь нам напоминает в праздник Крещения словами: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (см.: Гал. 3, 27)? «Взирающе на Христа, смирившагося волею даже и до рабия образа, смиримся ныне под крепкую Его руку, духом вземшеся, яко да крещаема Его чистыми делами почтим. Греховную мглу все отложивше, чистыми явимся Владыце, вся очищающему струями божественными»[4].

 

Использованные источники:

  1. Дебольский Г.С. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни Господа и Пресвятой Богородицы. – М.: Сибирская Благозвонница, 2022.
  2. Крещение Господне. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. — Серия «Православное богослужение».
  3. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.

[1] См. песнь 9 канона, поемого на вечерне, также стихиры на «хвалитех» (17(4) января).

[2] Слова из тропаря 3-го часа навечерия Богоявления.

[3] Слова из молитвы, тайно произносимой священником во время великого освящения воды.

[4] См. песнь 9 канона, поемого 15 (2) января на вечерне.

Back To Top
×Close search
Поиск