skip to Main Content

23 июня: Неделя 8-я по Пасхе — День Святой Троицы. Пятидесятница

Дух огневидный апостолам подал Христос в дуновении бурном.

Был рыбакам Божий Дух в день сей великий излит.

Всякое ныне дыханье Духа Господня пусть славит,

Силой Его расточилась дерзость лукавых духов.

Стихи Синаксарей в Неделю Святой Пятидесятницы и понедельник Святого Духа

 

В 8-е воскресенье по Пасхе – 23 июня православные христиане отмечают двунадесятый Праздник – День Святой Троицы или Пятидесятница, в который воспоминается Сошествие Святого Духа на Апостолов, произошедшее на 50-й день после Пасхи и на 10-й день после Вознесения Господня и положившее начало бытию Церкви Христовой.

В субботу перед праздником Пятидесятницы совершается память всех от века усопших православных христиан, в том числе — предков каждого, почему она обыкновенно называется Троицкой родительской субботой. В богослужении этого дня соединяются тема святых Мучеников с темой Усопших с преобладанием последней. Всю неделю после воскресенья 8-го по Пасхе продолжается празднование Пятидесятницы, в котором особо выделяется второй день Праздника, Духов день, посвящаемый Виновнику торжества — Святому Духу, сошедшему на Апостолов в Сионской горнице и через них просветившему всю вселенную.

По Синаксарю праздника Пятидесятницы, этот праздник заимствован нами из священных книг евреев. У евреев было три главных праздника – Пасха, Пятидесятница и Поставление кущей. Пасху евреи совершали в воспоминание спасения из Египта и переходе через Красное море, (ибо «Пасха» в переводе и значит «переход»), а в новозаветном значении Праздник Пасхи знаменует наш переход от греховной тьмы и возвращение в рай. Пятидесятница также праздновалась евреями в воспоминание их злостраданий в пустыне – о том, как чрез многие скорби были они введены в землю обетованную, ибо тогда насладились плодами, хлебом и вином. В Новом Завете Пятидесятница являет нам и наши бедствия от неверия, и вхождение в Церковь, получившую свое рождение в День Пятидесятницы, ибо и мы приобщаемся в Церкви Тела и Крови Христовой. Также есть мнение, что Пятидесятница праздновалась у иудеев в честь тех пятидесяти дней, когда Моисей постился, приняв по истечении их Богом написанный закон.  Подобно им – и мы, празднуя пятьдесят дней по Пасхе, принимаем Святого Духа, устанавливающего закон, направляющего на всякую истину и располагающего к богоугодному.

Третий праздник евреев – Поставление кущей, отмечавшийся после сбора плодов, спустя пять месяцев по Пасхе, совершался в память того дня, когда Моисей впервые водрузил скинию, увиденную им в облаке на горе Синай (Исх.33:7-10) и сооруженную затем мастером Веселеилом. Сей праздник совершали они, устанавливая шатры, проживая в полях, благодаря Бога и возвращая себе плоды своих земледельческих трудов. Тот еврейский праздник был прообразованием нашего воскресения из мертвых, когда с разрушением и воссозданием телесных скиний наших, насладимся мы плодами своих трудов, празднуя в вечных обителях.

Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.

День Пятидесятницы – это день сошествия Духа Святого на учеников Христа. И ради величия и чести Святого и Животворящего Духа, ибо Он Один из Святой Живоначальной Троицы, Который равночестен и единосущен Отцу и Сыну и с Ними вместе прославляется, божественные отцы, все превосходно устроившие, назначили празднование Ему и в самую Пятидесятницу, и отдельно – в следующий за ней День Святого Духа.

О сошествии Святого Духа Христос прежде Своих страданий, обещав пришествие Утешителя, сказал: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам (Ин. 16:7). И еще: Когда же придет Он… то наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13). А также: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя… Духа истины (Ин. 14:16), Который от Отца исходит. И после страдания, когда на небо восходил, молвил опять: Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24:49). Итак, сие обещав, посылает Его. И когда при наступлении дня Пятидесятницы они пребывали в горнице, около третьего часа дня внезапно раздался с неба гром, и такой, что пришло в волнение множество народа, собравшегося в Иерусалим со всей Вселенной, и Дух Святой в виде огненных языков явился на каждом не только из двенадцати, но и из семидесяти учеников. И говорили они чужими языками, то есть каждый апостол говорил наречиями всех народов.

Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41).

В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.

Итак, Дух Святой приходит не тотчас вслед за тем как вознесся Иисус, но когда минуло десять дней по Вознесении, чтобы сделать ожидающих Его учеников еще более усердными. Некоторые же утверждают, что в каждый из тех дней один из ангельских чинов приходил поклоняться обоженной плоти Христовой[1]. И вот, по прошествии девяти дней, в день десятый пришел Утешитель, поскольку уже совершилось чрез Сына примирение неба и земли. А то, что на пятидесятый день по Пасхе пришел, то, как уже было отмечено выше, это в воспоминание Ветхого Закона, ибо Израиль получил десять заповедей, когда минуло пятьдесят дней с его перехода чрез Красное море. Можно усмотреть и другие символы, связующие Ветхий Завет с Новым: там гора (где были даны заповеди Моисею), здесь горница, там огонь, здесь языки огненные, вместо же тамошних громов и мрака бурное дуновение здесь.

По Синаксарю понедельника Святого Духа, Дух сходит на апостолов в виде языков для указания, что Он Живому Слову сродни или потому, что апостолам предстояло учить и обращать народы чрез слово; огненные языки – потому что Бог есть огнь поядающий, и еще – ради очищения; разделяющиеся языки – по причине разделения дарований между апостолами (даров пророчествования, знания языков, исцеления, изгнания бесов и пр.). И как некогда единый народ, с одним языком, дерзнувший построить Вавилонский город и башню, высотою до небес, чтобы сделать себе имя (Быт. 11:14), Бог разделил на многие языки и смешал их, так и ныне знающих один язык – апостолов на многие языки разделил, чтобы из людей тех языков собрать всех, до  краев вселенной рассеянных, в единую созидаемую Христову Церковь. В праздник же Пятидесятницы Сошествие Духа случается для того, чтобы из-за множества собравшихся и известие об этом распространилось бы повсеместно, а еще –  потому, чтобы благодать Духа сошла в то самое время, в какое некогда дан был закон, и подобно  тому, как Христос поступил, во время законной еврейской пасхи собственную Пасху совершив – Пасху истинную. Не на устах, а на главах у апостолов Дух почил с тем, чтобы объять главенствующее и превосходнейшее в теле и сам ум, от которого язык получает способность говорить, и кроме того, обозначая рукоположение апостолов в наставники всей поднебесной, так как всякое руковозложение над верхом главы совершается. Шум и огонь присутствовали здесь оттого, что и на Синае были, дабы обнаружилось, что Тот же Дух и тогда, и ныне подавал Закон и все устраивал.

Дух Святой зовется Утешителем, как могущий утешать и освежать нас, ибо мы приняли Его взамен Христа и чрез Него же Им обладаем, и потому еще, что Он ходатайствует о нас неизреченными словами пред Богом, будучи, как и Христос, человеколюбивым нашим Заступником. Ибо и Христос – Утешитель, отчего и Дух Святой называется другим Утешителем (Ин.14:16). Апостол же говорит: Имеем Утешителя Иисуса Христа пред Богом (1 Ин. 2:1). Другой сказано о Духе ввиду Его единосущия Отцу и Сыну. Ибо «одного» и «другого» усматриваем в тождественном и единосущном, а «одно» и «другое» – в том, что по природе различно.

Сей Дух Святой присутствует у Отца и Сына во всем, а потому вкупе с Ними все совершает, в том числе грядущее воскрешение мертвых, и что захочет, то в исполнение приводит: освящает, отделяет на служение, воссоздает, посылает, умудряет, помазует пророков – проще же сказать, творит все, будучи самовластным, всесильным, благим, правым и властительным. Чрез Него вся премудрость, жизнь, движение и все причастное святыне и всяческой жизни. Как исходящий от Отца, имеет Он попросту все то же, что Отец и Сын, кроме нерожденности (ипостасное, т.е. присущее только Богу Отцу, свойство) и рождения (ипостасное свойство Бога Сына). Когда Дух Святой излился на всякую плоть, мир исполнился всевозможных дарований, и все народы приведены были Им к богопознанию, а всякая болезнь и немощь душевная изгнаны.

Трижды подавался от Христа ученикам Дух Святой: прежде страданий Его весьма неявно (Мф. 10:20), по Воскресении – чрез дуновение, более явно (Ин. 20:22), ныне же послал Его сущностным образом, вернее, Тот сошел Сам, всесовершенно просвещая и освящая их, а чрез них усваивая Себе и концы вселенной.

Особенности богослужения Праздника.

В богослужении Пятидесятницы особенно торжественно воспринимается на всенощном бдении пение всеми прихожанами впервые после Пасхи стихиры «Царю Небесный»: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. С этого дня и в течение всего года с этой стихиры начинаются все богослужения и домашние молитвы.

После литургии совершается великая вечерня, в конце которой священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Во время чтения этих молитв все верующие стоят на коленях. Завершается послепасхальный период, во время которого не полагается совершать земные поклоны.

В богослужении Дня Святого Духа повторяются почти все песнопения Праздника Пятидесятницы.

Наитием Святого Духа, по молитвам святых апостолов, Христе Боже наш, помилуй нас.

Фото: Ольга Комарова

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://www.azbyka.ru/

  1. Православный журнал Фома – foma.ru //Листовка к Празднику Пятидесятницы.
  2. День Святой Троицы — Серия «Православное богослужение». М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
  3. Синаксарь в Неделю Святой Пятидесятницы.
  4. Синаксарь в понедельник Святаго Духа.

 

[1] Всего существует 9 Ангельских чинов: Серафимы, Херувимы , Престолы (первой, высшей иерархии),  Господства, Начальства ,Силы (второй иерархии) и Властители, Архангелы и Ангелы (третьей иерархии).

Back To Top
×Close search
Поиск