skip to Main Content

19 августа – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Прежде Креста Твоего, Господи, гора Небеси подобящися, и облак, яко сень, протязашеся, Тебе преобразующуся, от Отца же свидетельствуему: тамо бе Петр со Иаковом и Иоанном, яко хотяху быти с Тобою и во время предания Твоего, да, видевше чудеса Твоя, не устрашатся страданий Твоих, имже поклонитися нам в мире сподоби, великия ради Твоея милости.

Тропарь на Господи воззвах Великой вечерни Праздника Преображения Господня, глас 4

Преображение Господне, празднуемое православными христианами 19 (6-го — по церковнославянскому календарю) августа — двунадесятый (один из 12-ти важнейших) праздник, установленный в воспоминание о событии преображения (т.е. изменения внешнего облика) Христа, которое произошло во уверение Его Божественной природы по пути из Галилеи в Иерусалим на страдания (Мф.17:1-6, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36). Согласно

Священному Преданию, горой преображения был Фавор, находящийся между Галилеей и Иерусалимом.

Праздник Преображения Господня, совершаемый 6 (19) августа, предваряется одним днем предпразднства. Хотя праздник попадает на время строгого Успенского поста, в этот день разрешено вкушение рыбы, растительного масла и вина. В день праздника вечером на великой вечерне поется прокимен великий Бог наш на Небеси и на земли. Попразднство Преображения длится 7 дней.

По обычаю, на Преображение в конце Литургии в южных странах происходит освящение винограда нового урожая, после чего становится возможным вкушение этого плода и изготовление нового вина на весь следующий год, а в северных странах — яблок и других плодов, которые поспевают к этому времени. Также по Церковному уставу полагается «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа», в которой благословляется «плод лозного нового» (винограда). Отсюда происходит второе — народное название Праздника — Яблочный Спас. После Литургии служится водосвятный молебен с чтением особой молитвы «На освящение начаток овощей (плодов)» и освящаются виноград и яблоки, которые верующие приносят в храм для благословения и в знак благодарности Богу.

Празднование Преображения основано на свидетельстве Евангелия в изложении евангелистов Матфея, Марка и Луки. По свидетельству евангелиста Луки, через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), Иисус, «взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:28-31).

Свидетелями славы Преображения стали ближайшие ко Христу апостолы, а также два ветхозаветных  пророка — Моисей и Илия. По свт. Иоанну Златоусту, Господь взял с Собой на гору апостолов Петра, Иоанна и Иакова, потому что Петр превосходил прочих силой своей любви ко Христу, Иоанн – мерой любви к нему Самого Господа, а Иаков – готовностью пойти за Спасителя на жертву, вплоть до собственной смерти. Пророки на горе Преображения беседовали со Христом «об исходе  Его, который надлежало Ему совершить во Иерусалиме» (Лк. 9:31), то есть о грядущих крестных страданиях. Филарет Московский отмечает,  что неслучайно именно их Бог сделал свидетелями Преображения: в своей земной жизни оба  были боговидцами, тому и другому Бог некогда  явил Себя, а сейчас — в Преображении — доводит  их опыт боговидения и знания тайны домостроительства спасения человечества до совершенной высоты:  «Не напрасно те, которые были свидетелями  великих явлений на Синае и Хориве — Моисей  и Илия, являются на Фаворе: они увидят здесь более, нежели там, На Фаворе не только Божество  является человекам, но и человечество является  в Божественной славе».

О том же, как в своей земной жизни Бог явил Себя пророкам Моисею и Илие, мы узнаем из читаемых на праздник паремий – ветхозаветных чтений, содержание которых прообразует празднуемые события.

Первая паремия начинается словами: «Рече  Господь к Моисею: взыди ко Мне на гору и стани  тамо, и дам ти скрижали каменныя…» (Исх.24:12). Текст говорит о даровании десяти заповедей и Закона на горе Синай. К исполнению Закона Бог через Моисея будет призывать народ: «Слушай, Израиль». На горе  Преображения при Моисее Бог свидетельствует  о Христе как о Сыне и призывает апостолов: «Его  слушайте» (Лк. 9:35). Вторая паремия начинается  так: «Во днех онех, глагола Господь к Моисею лицем  к лицу…». На Синае Моисей попросил Бога явить  ему Свою славу, и Бог открылся особым образом – поскольку Бог сказал Моисею – «не возможеши видети лице Мое: не бо узрит человек лице Мое, и жив будет» (Исх.33:20), то Моисей увидел Бога как бы со спины. Его желание  увидеть лицо Божие было исполнено на Фаворе.  Третья паремия говорит об опыте Боговидения  пророка Илии: когда уставший от гонений на веру  Илия был на горе Хорив, Бог открылся Ему, показав, что в Его силах смести нечестивых с лица земли, устроив бури и землетрясення, но не «в дусе  и не в трусе» (3Цар. 19:11) был Господь. Затем Илия почувствовал тонкое дуновение ветра — и именно в «гласе  хлада тонка» (3Цар. 19:12) был Бог.

Хотя о времени Преображения Господня на горе Фавор Евангелие не говорит однозначно (Мф. 17: 1–9), по Преданию Церкви Преображение Господа совершилось за 40 дней до Крестных страданий и смерти Спасителя. То есть по Церковному календарю оно должно было праздноваться за сорок дней до Пасхи, но для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста, Православная Церковь перенесла празднование на 19 августа, назначив его за 40 дней до Праздника Воздвижения Креста Господня, образовав особый церковно-календарный цикл. Преображение и по внутреннему, глубинному смыслу связано с ожиданием страданий, предсказанием о них. Господь показал апостолам Свою Славу, чтобы они, видя Его распятым, уразумели, что это «страдание вольное». Об этом говорится и в текстах праздничного богослужения, например, в кондаке Праздника: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

Завершается праздничная служба Чином освящения плодов, который относится к древним обычаям (упоминается в 3-м Апостольском Правиле). Духовный смысл освящения плодов в праздник Преображения Господня отражается в двух моментах:

— к Празднику Преображения на Востоке поспевали плоды, главные из которых для жизни считались злаки и виноград. И плоды первого урожая символически приносятся в знак благодарности Богу, для получения Его благословения, а также по причине близости винограда к Таинству Причастия (в чине освящения винограда – молитва «во причащении гроздия»);

— таинственно-символическое значение – в Преображении Господь показал человечеству новое обновленное состояние человеческой природы, к которому христиане получили приобщение через Воскресение Господа, Крещение и получат полное утверждение в обновленном состоянии после всеобщего Воскресения. Так как с грехопадением человека и вся живая природа получила искажение и пришла в нарушение своего первозданного созданного Богом состояния, то и она требует и чает вслед за человеком обновления своего естества, которое получит через благословение Божие. В благословении плодов – начатки и надежда такого обновления всей природы вслед за обновлением человека.

О духовном значении Праздника Преображения говорил митр. Антоний Сурожский. По его словам, два раза пришлось человеку вступить в славу Божию и изнутри этой славы почерпнуть новое ведение о Живом Боге. Первый раз рассказывает нам Библия о том, как Моисей поднимался на гору Синайскую с тем, чтобы получить от Бога заповеди вечной жизни (Исх 24:16-18), которые должны были приготовить человечество к встрече и принятию Христа. Люди, оставшиеся у подножия горы, чуждые по своей греховности и неоткрытости своих сердец тайне встречи с Богом, взирая на гору, видели ее окруженную темным облаком, бурей, громами и молниями, и Моисей в страхе и трепете, но с непоколебимой верой поднимался на эту гору для того, чтобы там встретить Живого Бога и от Живого Бога получить животворящие слова. И поднявшись на вершину горы, Моисей вступил в это темное, непроницаемое облако, и изнутри как бы, вошедши в него, был осиян светом, ибо это облако, темное и непроницаемое для внешнего взора, — это свет невечерний, свет нетварный Божественной жизни. И только способные вступить в него верой, поклонением, открытостью души могут из тьмы перейти к свету.

То же случилось и с апостолами в таинственный день Преображения. Христос избрал трех, которые являются в Евангелии как бы образами совершенной, твердой веры, чуткой любви и праведности — Петра, Иоанна и Иакова. И Христос, взяв их с Собой, стал молиться.

Отцы Церкви нам говорят, что Божественная благодать, которая пожаром обдает дух человеческий в молитве и в чистоте жизни, постепенно, когда эта жизнь растет и расцветает под ее действием, проникает все человеческое естество, наполняет собой человеческую душу и, переливаясь через край, исполняет, наполняет собой и тело. И вот Христос в молитве засиял тем же Божественным нетварным светом, каким был когда-то обдан Моисей. Этот свет принадлежал Ему всегда. Христос преобразился не в том смысле, что Сам стал иным, но ученики Его, верой, и любовью, и чистотой жизни, и открытостью душ своих последовавшие за Ним, оказались способны в какой-то мере, подобно Моисею, увидеть нетварный Божественный свет. И этот свет, который зажигается Божественной благодатью не только во Христе Иисусе, Живом, истинном Боге, но и во всяком человеке, приобщающемся благодатной жизни, не остается только в человеке, он расцветает и сияет вокруг.

Есть древнерусская икона работы Феофана Грека. Там мы видим, как этот свет, как бы изливаясь из Христа, касается всего вокруг, не только апостолов, которых он озаряет, но всего, всего, что вокруг есть, — и все, к чему прикасается этот свет, начинает сиять ответным светом, потому что все, что Богом сотворено, способно жить, и трепетать, и сиять Божеством. Бог не создал нас — людей и все прочие твари — для того, чтобы мы были предметами в Его Царстве, Он создал нас для того, чтобы и мы сияли от прикосновения вечной Божественной жизни. Но для того чтобы это случилось с нами, мы, как апостолы, как Моисей и как вся тварь, непричастная ко греху, должны открыться Богу, и тогда в нас тоже в славе откроется Бог, воссияет и нас прославит и спасет.

 

Использованные источники:

  1. Преображение Господне. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. — 64 с. — Серия «Православное богослужение».
  2. Православный календарь «От Пасхи до Пасхи» 2024-2025. Священное Писание Ветхого Завета.
  3. Шиманский Г.И. Литургика: Учебное пособие для Духовных семинарий / Г.И.Шиманский. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2017. С.161-162.
  4. Митрополит Антоний Сурожский. Три проповеди на Преображение. Интернет-портал «Правмир»:https://www.pravmir.ru/mitropolit-antoniy-surozhskiy-tri-propovedi-na-preobrazhenie/?ysclid=lzzyng8gn1493031497

 

Back To Top
×Close search
Поиск