skip to Main Content

Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы Выпуск № 118, 16.12.2018

ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ
(16 декабря)
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Святой любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Савва питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.
Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен Сергием Радонежским духовником братии. Наставления святого Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души. По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия – игумен Никон – оставил управление монастырем и затворился в своей кельи, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет святой Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру своего учителя Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря. Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе святой основал близ Звенигорода новую
обитель. Но, стремясь к уединению, Савва ушел на пустынное место – гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келью для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевской горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию. За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение. Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI века было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью. Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения Дионисий написал первую икону святого Саввы. Празднование преподобному было установлено в 1547 году на Московском Соборе.

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА
И МУЧЕНИЦА ИУЛИАНИЯ
(17 декабря)
Святая великомученица Варвара жила и пострадала при
императоре Максимиане (305–311 годы). Отец ее, язычник
Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе
Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной
привязанности на своей единственной дочери. Видя
необыкновенную красоту Варвары и желая скрыть дочь от
взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую
башню, где и поселил отроковицу. С башни открывался вид
горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на
быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и
величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. В период заточения святая
Варвара, изучая прекрасный окружающий мир, пришла к мысли о существовании
единого Создателя. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что
она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.
Когда Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, целомудренная девушка,
угрожая лишить себя жизни, отказалась от брака. Отец, решив повременить с ее
замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а Варваре позволил выходить из
башни и предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или
обрученными женщинами, она изменит свое отношение к браку. Девушка встретила в
городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о
Троице, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы
и о Его вольном страдании и Воскресении. Через некоторое время Промыслом Божиим в
Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над
Варварой таинство Крещения.
Перед отъездом Диоскор начал постройку роскошной бани. Осматривая ее, Варвара
приказала сделать с южной стороны три окна, пообещав рабочим, что сама ответит за
нарушение распоряжения отца. В купальне, при которой велась постройка бани, она
рукой начертила на мраморных плитах крест (этот рисунок вместе с отпечатком стопы
святой, был четко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после
кончины Варвары истекала целебная вода). Вернувшись домой, Диоскор потребовал от
дочери объяснений, почему здание бани построено не так, как он задумал. Варвара
ответила, что три окна, через которые льется свет, символизируют Святую Троицу.
Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца,
и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла
святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре
удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и
безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал
Ежене дел ьна я при хо д ск ая с т ен г а з е т а
Комиссии по миссионерству и катехизации
при Епархиальном совете г. Москвы
Вып у с к № 1 1 8 , 1 6 . 1 2 . 2 0 1 8
3
ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил
дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом.
Наконец он предал ее правителю города Мартиану.
Мартиан, увидев девушку необычайной красоты, стал
уговаривать ее принести жертву языческим богам, но святая
отказалась поклоняться идолам. Тогда по приказу
разгневанного правителя святую Варвару жестоко пытали: ее
бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей.
Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему
Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее
раны. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, Мартиан
попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги, но Варвара мужественно
отвечала, что ее исцелил Христос. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким
пыткам.
Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница
Илиополя, благочестивая христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием
к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала
пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых
мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными
водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь
послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц.
Мартиан приговорил твердых исповедниц веры Христовой Варвару и Иулианию к
усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам
вызвался быть палачом своей дочери. После молитвы Варвара, преклонив голову,
приняла смерть от отцовской руки. Иулианию казнил один из воинов. Возмездие Божие
не замедлило постичь обоих мучителей. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а
Мартиан от пущенной в него стрелы; по другой версии, оба были убиты молнией.
Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки святых Варвары и Иулиании и
похоронил их в селении Геласий, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии
(Малая Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных
проказой. В VI веке мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь.
В XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118 гг.), княжна
Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев.
В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.
За молитвенной помощью великомученице Варваре обращаются в опасности внезапной
скоропостижной смерти или при угрозе от огня, чтобы не умереть без исповеди и Святого
Причастия, просят оградить от тяжких болезней.
Ежене дел ьна я при хо д ск ая с т ен г а з е т а
Комиссии по миссионерству и катехизации
при Епархиальном совете г. Москвы
Вып у с к № 1 1 8 , 1 6 . 1 2 . 2 0 1 8
4
СВЯТИТЕЛЬ ГУРИЙ КАЗАНСКИЙ
(18 декабря)
Святитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин) – первый
архиепископ Казанский и Свияжский, происходил из обедневшего
дворянского рода.
В молодые годы Григорий Руготин поступил на службу к князю Ивану
Пенкову, со временем стал управляющим имением. Заподозрив
Григория в прелюбодеянии со своей женой, Пенков хотел его казнить,
но за слугу заступился сын князя. Григорий был брошен в темницу, где
провел около двух лет, питался овсом, который ему сбрасывали в
снопах. Один из охранников передавал узнику бумагу и чернила, Григорий писал азбуки для
обучения детей, охранник их продавал, а деньги по указанию узника раздавал нищим. По
молитвам Григория однажды двери темницы чудесным образом оказались открыты, и он
отправился в Иосифов волоколамский монастырь.
В монастыре он продолжал свои аскетические подвиги, к которым приучился еще в темнице.
Вскоре он принял монашеский постриг с именем Гурий.
В 1543 году святитель Гурий был избран игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря и
управлял братией в течение девяти лет. За это время в обители были построены каменные
оборонительные стены с башнями, вырыт самый большой монастырский пруд (Гурьевский).
Монастырь продолжал расширять земельные владения за счет пожалований и покупок.
Совершенствовалось делопроизводство, была заведена «Книга ключей», продолжалась
работа по переписке книг, в 1545 году по указанию настоятеля была составлена опись
монастырской библиотеки. Святитель был хорошо знаком с царем Иоанном IV
Васильевичем, был его собеседником.
После покорения Казани и учреждения там архиерейской кафедры, Гурий по жребию был
избран на нее архиепископом. 3 февраля 1555 года в Москве Гурий собором русских
архиереев был рукоположен в сан архиепископа Казанского и Свияжского.
26 мая 1555 года архиепископ Гурий вместе с архимандритами и будущими святителями
Варсонофием и Германом торжественно отбыл из Москвы.
Возглавив новую епархию, святитель активно занимался миссионерской деятельностью,
причем приводил татар и других местных жителей к крещению «любовью и ласкою», а не
«насильством». В результате тысячи мусульман и язычников приняли православную веру.
За восемь лет его управления Казанской епархией было основано четыре монастыря,
построен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей,
Казанский архиерейский дом стал крупнейшим собственником в Казанском крае, получив
земли не только плодородные, но и имевшие хозяйственное значение, которые в дальнейшем
обеспечили доходы от богатых рыбных ловель и сдачи в аренду берегов.
Последние три года жизни архиепископ тяжело болел, на большие праздники его приносили
в собор на литургию, которую он слушал сидя или лежа. Незадолго до кончины 2 декабря
1563 года Гурий принял великую схиму, пострижение совершал его друг и ученик святитель
Варсонофий, епископ Тверской. Скончался святитель Гурий 5 декабря 1563 года и был
погребен в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля.
Ежене дел ьна я при хо д ск ая с т ен г а з е т а
Комиссии по миссионерству и катехизации
при Епархиальном совете г. Москвы
Вып у с к № 1 1 8 , 1 6 . 1 2 . 2 0 1 8
5
ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СТОЛБЕНСКИЙ
(20 декабря)
Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом
селении Новгородской епархии. В 1505 году он принял постриг в обители
преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова. После 10 лет
подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону
города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в
непрерывной брани с кознями диавола, которые выражались в явлениях
призраков – гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали
приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и
молить Бога указать ему место для подвига безмолвия.
Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро
Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» От
приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро и, придя туда, был
поражен его красотой. В середине озера – покрытый густым лесом остров; на нем
преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил
хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия
сопровождал еще и другим, особенным подвигом – никогда не ложился спать, а позволял
себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену кельи.
Богоугодная жизнь преподобного много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась
через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина
преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз в хижину
ворвались грабители. Преподобный сказал им: «Все мое сокровище в углу кельи». Там
стояла икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах
раскаяния стали они молить святого о прощении.
Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным. Он безмолвно отказывался
от приношений, если совесть у приходивших к нему была нечиста или они находились в
нечистоте телесной.
В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени
преставления прибыл на остров игумен одного из близлежавших монастырей и приобщил
его Святых Тайн. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву,
окадил святые иконы и келью и предал Господу свою душу 7 декабря 1554 года.
Прославление его святых мощей (ныне почивающих в Знаменском храме г. Осташкова)
совершилось в 1667 году с установлением празднования 27 мая и в день преставления.
Много лет спустя на остров озера Селигер, где подвизался святой подвижник, пришел
иеромонах Герман и вслед за ним холмогорец, странник Борис. Вместе они поселились на
острове и построили храм в честь Богоявления с приделом во имя святого блаженного
Василия, Московского чудотворца. Со временем на месте подвигов преподобного Нила
возникла обитель, названная его именем. Иноками Оршина монастыря была написана икона
преподобного Нила, на месте погребения святого стали совершаться чудесные исцеления
больных. Впоследствии живший в обители святитель Нектарий, архиепископ Сибирский и
Тобольский, решил построить каменный храм вместо прежнего, деревянного. Во время
закладки фундамента земля осыпалась и открылись нетленные мощи преподобного Нила.
Обретение мощей произошло 27 мая 1667 года, одновременно было установлено
празднование преподобному в честь этого события.
Ежене дел ьна я при хо д ск ая с т ен г а з е т а
Комиссии по миссионерству и катехизации
при Епархиальном совете г. Москвы
Вып у с к № 1 1 8 , 1 6 . 1 2 . 2 0 1 8
6
АПОСТОЛ
Сын мой Тимофей, верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус
пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован,
чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем,
которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному,
невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
(Первое послание к Тимофею св. ап. Павла 1:15–17)
ЕВАНГЕЛИЕ
В то время человек некий подошел к Иисусу, искушая Его и говоря: Учитель
благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что
ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди:
не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца
твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав
это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай
нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же,
услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он
опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо
удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие
Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал:
невозможное человекам возможно Богу.
(Евангелие от Луки 18:18–27)
Ежене дел ьна я при хо д ск ая с т ен г а з е т а
Комиссии по миссионерству и катехизации
при Епархиальном совете г. Москвы
Вып у с к № 1 1 8 , 1 6 . 1 2 . 2 0 1 8
7
Митрополит Антоний Сурожский. Богатый законник
Прочитанный сегодня отрывок из Евангелия приобретает особенную ясность и выпуклость,
если вспомнить, что разговор между законником или юношей, спрашивающим о вечной жизни,
и Христом последовал сразу же за тем, как Христос сказал, кто именно войдет в Царство
Небесное, кто унаследует вечную жизнь.
Только что подходили ко Христу дети, толпясь вокруг Него, и ученики их отгоняли, и Христос,
обращаясь к ученикам, сказал: Не мешайте им подходить ко Мне, потому что таковых есть
Царство Небесное, и если не станете как дети, не войдете в него… И тут же кто-то возвысил
голос и спросил: Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?.. Казалось бы, все сказано
Христом, и вот в этом-то первый грех этого человека. Только что он слышал ответ, но уже ищет
повода, случая или способа обойти ту заповедь, которая сейчас была дана Христом.
Не так ли и мы поступаем постоянно? Мы слышим, но тут же спрашиваем, в надежде, что нам
будет сказано что-нибудь другое, более подходящее к нашему желанию. А слова Христовы,
сказанные ученикам, действительно являются как бы опровержением разговора с
вопрошающим Его: вопрошающий хочет узнать, как войти в вечную жизнь. Христос еще раз,
лишний раз отсылает его к Ветхому Завету: Выполни заповеди. “Все я исполнил, – говорит
законник, – во всем перед Богом прав, во всем прав перед людьми”. Ни в чем его не упрекает
совесть. О чем же он тогда спрашивает? Он спрашивает, потому что совесть-то его все же знает,
что он оправдывается только законом, но что за законом стоит гораздо более глубокая правда,
чем простое исполнение его. Надо войти в его дух, а дух закона – любовь, которая расцветает в
Евангелии.
И еще Христос ему говорит: Если ты все это исполнил, тебе одного недостает: отдай все свое
богатство и иди за Мной… Этот законник богат материально, но еще более он богат сознанием
своей добродетели. Он исполнил все, что нужно перед Богом, выполнил все, что его
оправдывает перед людьми и делает достойным уважения и чести: он этим богат. И вот если он
от этого богатства не отойдет, не войдет он в Царство Небесное.
И тут встает образ детей, о которых перед тем говорилось; какая разница между детьми и
вопрошающим человеком? Разница в том, что ребенок не ссылается на свое богатство, не
кичится своей добродетелью, не знает, что он имеет право и заслуживает Царство Божие.
Ребенок беспомощен, ребенок бессилен, он ни на что не рассчитывает по своему крайнему
бессилию и беззащитности своей, кроме как на милость, на любовь, на жалость и на ласку.
Да, таковых есть Царство Божие, потому что Царство Божие – это царство взаимной любви. Те,
которые ни на что не могут рассчитывать, кроме любви, перед теми действительно открывается
Божие Царство. Но тем, которые думают войти в него по каким-то правам, оно закрыто, потому
что это не царство прав, не царство закона, а Царство даром: Царство милости, даруемой по
любви. Богатому не войти в Царство Божие; тому, кто думает, что он с собой несет свое
оправдание и свои права, нет пути в него. Но тот, кто придет, зная, что он ничего не заслужил,
что он ни на что не имеет права, и ожидает быть встреченным по любви, верит в любовь,
рассчитывает на нее как на единственное свое спасение, тот уже опытом своим в Царстве
Божием.
Вот этому нам надо научиться: забыть про права, забыть про богатство, обнищать духом до
конца, чтобы быть до конца беспомощным, до конца беззащитным, до конца зависимым от
любви, которую мы и даем и получаем. И тогда Царство Божие действительно вселится в наши
души и распространится вокруг нас.

Back To Top
×Close search
Поиск