skip to Main Content

Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 43 (163), 21.09.2019

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

( 2 1 сентября )

Рождество Пресвятой Богородицы – один из двенадцати самых значительный праздников, отмечаемых в Православной Церкви. В этот день мы вспоминаем рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны. Празднуется ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

В основу этого праздника лег рассказ из новозаветного апокрифа «Протоевангелие Иакова», появившегося предположительно около середины II века. Оно повествует о благочестивой еврейской чете Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Удручала их одна скорбь: прожив вместе долгие годы, они были бездетными. Иоаким и Анна непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это.

Среди избранного народа брак и продолжение рода считались делом чести, а наличие детей расценивалось как благословение Божье. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия, и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства. И наоборот – если супруги не имели потомства, то подвергались всяческому поношению, ибо считалось, что такие пары лишены милости Всевышнего за какие -то страшные грехи. И Иоакиму, и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.

Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не вернулся домой, а удалился в пустыню, где поставил себе палатку и проводил время в посте и молитве.

Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду, оплакивала свою бездетность и молилась Богу. И тогда явился в саду ангел Господень с радостной вестью: «Анна! Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мария, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

По прошествии года святой Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою единственную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее: «Бог всевышний, снизойди к ребенку сему и дай высшее и непреходящее благословение».

Как и всякий Богородичный праздник, Рождество Богородицы осмысляется Церковью, прежде всего, в христологической перспективе. Без этого события невозможно было бы Боговоплощение, а без Боговоплощения – спасение человечества. По словам прп. Андрея Критского, Рождество Богородицы является «началом праздников. Служа пределом закону и преобразованиям, он вместе служит дверью к благодати и истине». Вся ветхозаветная история, столь богатая событиями и откровениями Божиими, вела человечество к тому, чтобы появилась на свет Пресвятая Дева, Которой суждено было стать посредницей между Богом и людьми в осуществлении тайны воплощения Сына Божьего – рождения Господа нашего Иисуса Христа. Именно от Девы Марии Господь получил человеческую природу, человеческий разум, человеческую волю, человеческие чувства и был подобен нам во всем, кроме греха. Он пришел в этот мир, чтобы в Самом Себе соединить небо с землей, а нас, людей, – с миром горним, ангельским; чтобы установить на земле великое Таинство любви Бога к человеку – Евхаристию, открыть нам путь ко спасению и воссоединить нас с Собой через причащение Святых Христовых Таин.

Праздник Рождества Богородицы – первый в церковном году – является началом нашего спасения, ибо это первое событие в той цепи спасительных событий, прообразом которых была вся ветхозаветная история человечества.

Первые упоминания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на Востоке в VII веке, к этому времени уже был написан тропарь праздника «Рождество Твое, Богородице Дево», использующийся и сейчас. Кроме того, в современную службу праздника входят песнопения таких знаменитых церковных гимнографов, как святитель Андрей Критский (VII век), преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век), Константинопольский патриарх Герман (VIII век).

Тропарь Рождества Богородицы

глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак Рождества Богородицы

глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

АПОСТОЛ

Братия, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

(чтение на Литургии – Послание к Филиппийцам св. ап. Павла 2:5-11)

ЕВАНГЕЛИЕ

В те дни Мария, встав, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его.

Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. (чтение на всенощном бдении – Евангелие от Луки 1:39–49, 56)

В то время пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. 

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. 

(чтение на Литургии – Евангелие от Луки 10:38–42; 11:27–28)

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь на Апостольское чтение

Во дни богородичных праздников за Божественной Литургией читается отрывок из Послания к Филиппийцам апостола Павла. Это очень известное место – гимн Иисусу Христу, гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям. Бог явился во плоти, как Человек, как один из нас. Вочеловечение Бога было и остается совершенным Откровением Бога людям, откровением в Слове Божием. Откровением в Слове не просто сказанном и даже не в Слове написанном, но в Слове, воплощенном в величайшей Личности, в Богочеловеке Иисусе из Назарета, родившемся от Девы Марии, жившем среди нас, учившем, страдавшем, распятом, воскресшем и вознесенном к Небесному престолу, откуда Он и сошел на землю через Пресвятую Деву. Вот это, повернувшее весь ход мировой истории, событие, и отражает один из самых древних церковных гимнов.

Гимн делится на две части. В первой из них воспевается Иисус Христос как воплощенный Сын Божий, Который, «будучи в образе Божием»,– то есть премирно существующим в Божественной вечности и в Божественном величии, – «не счёл для Себя хищением быть равным Богу». То есть не почитал для Себя чем-то чуждым то равенство Богу, которое надо было бы достигать праведным или неправедным усилием. Иначе говоря, Он был, есть и остается Богом. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9), – «Бог явился во плоти» (1Тим.3:16). Более того, Сын Божий «Себя смирил (умалил, уничижил; по-славянски– истощил), приняв образ раба, быв в подобии человеческом».

Свободным волеизъявлением Он «смирил Себя», отдал Себя другим, отдал всем нам то, что принадлежало Ему , и чего у нас не было и быть не могло. Он принял на себя положение раба, сделался подобным людям.

Возможно, эти слова гимна у некоторых читателей вызовут недоумение. Разве Христос отказался от Своей божественности, погрузившись в полную страданий человеческую жизнь? Нет! Имеется в виду то, что Он, оставаясь Богом, отказался использовать свою Власть, присущую Ему по божеству. Он сознательно и добровольно ограничил Себя, смирившись «до смерти», даже до «смерти крестной». Крестная смерть – это крайнее проявление спасительного самоотречения живущего в небесной славе Господа. Именно смерть на Кресте апостол Павел понимает ка к проявление божественной силы и божественной премудрости (1Кор. 1:24). В этом божественном «истощании» («умалении») – решающее событие нашего спасения.

Как трудно понять и принять это людям, которые полагаются на успех, достигаемый земной властью и силой.

Но Премудрость Божия не похожа на мудрость человеческую. Иисус Христос учил: «Вы знаете, что у всех народов те, кого считают за правителей, ведут себя как господа , и вельможи их показывают свою власть. Но между вами пусть будет не так! Но кто между вами хочет сделаться велик, пусть будет вам слугой; и кто между вами хочет быть первым, пусть будет вам рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих (или: для искупления многих)» (Мк.10:42-45).

Вот и сегодняшнее апостольское чтение открывается словами: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Апостолу Павлу принадлежат также парадоксальные с точки зрения здравого смысла слова: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор.10:10), ибо Иисус Христос сказал ему о Себе:«Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор.10:9). В этих словах – отзвук иной мудрости, не «мудрости» человеческого греха, а мудрости Божией.

Если первая часть гимна говорит о воплощении и спасительной смерти Иисуса Христа, то его вторая часть – весть о спасительном Воскресении и Вознесении Спасителя. «Бог превознес Его». Заметим: не просто «вознес», а «превознес». Иисус из Назарета стал Превознесенным! Такой необычайный статус в Ветхом Завете мог иметь только Бог. Ныне эта честь дана Христу. Она отражается также в дарованном Ему Имени, которое выше всех земных имен. Это может быть только Имя Божие.

Человеку даровано Имя Божие, которому поклоняется всякое колено небесных, то есть ангелов, земных, то есть обитателей земли, и преисподних, то есть душ почивших. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землей, и на море, и всё, что в них, – слышал я, – говорило: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков!»» (Откр.5:13).

Всякий язык будет исповедать, что Имя Божие отныне неотъемлемо принадлежит Иисусу Христу, Сыну Божию и Спасителю. Имя это – Господь (греч. Кириос, лат. Dominus)!

Когда же произойдет поклонение всех сил? Когда раздастся исповедание всех языков (народов)? Окончательно это произойдет в конце времен, когда для всех станет видима слава Иисуса Христа, и они присоединятся к исповеданию Иисуса Господом.

Ныне же Его слава и владычество еще скрыто от мира. Только верующие знают, что со Христом уже произошла смена веков, уже пришло Царство Божие. Только верующие уповают на то, что, сокрытое ныне, безграничное владычество Христа, однажды станет явным для всего мира во славу Бога Отца. Только верующие знают: «Если ты исповедаешь устами твоими Иисуса Господом и уверуешь, что Бог воздвиг Его из мертвых, – ты будешь спасён!» (Рим.10:9).

 

 

 

 

 

Back To Top
×Close search
Поиск