skip to Main Content

Седмица 5-я Великого Поста: Мариино стояние

Христе мой, образ покаяния подай / Поющим в этот день Тебе канон Великий.

Стихи Синаксаря в Четверток 5-й седмицы Великого поста

 

Мари́ино стоя́ние – особая утреня службы четверга 5‑й седмицы Великого поста, совершаемая в среду вечером (в этом году 29 марта), на которой читается житие прп. Марии Египетской. Второе название этой службы по Типикону — Четверток Великого канона, поскольку на утрене также еще раз прочитывается полностью Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, который ранее читался в храмах с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста.

Практика чтения Покаянного канона прп. Андрея на 5-й седмице Великого поста появилась примерно в IX веке, после землетрясения в Константинополе, случившегося 17 марта 790 года. Во время этого землетрясения монахини монастыря Святого Патапия (святой VII в., память 8 декабря) в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Этот прецедент повлиял на то, что впоследствии Великий канон стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения.

Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение (образец покаяния) был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние.

Сначала память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии по причине неудобства такой ситуации было принято решение закрепить службу Великого канона за определенным днем Триоди. Этим днем был выбран четверг 5‑й седмицы и произошло это во 2‑й половине IX века (впрочем, стабилизация дня Великого канона произошла позже, в IX – XI вв. канон еще читали в разные дни поста). Почему? Одной из причин, вероятно, стало то обстоятельство, что на вечерне четверга в качестве паремии читается фрагмент о гибели Содома; в связи с этим на этот день была определена память о другом бедствии, ниспосланном Богом – землетрясении.

Начиная с XI века в службу четверга 5‑й седмицы стали добавлять житие и тропари в честь преподобной Марии. Добавление жития прп. Марии связано идейно с каноном прп. Андрея Критского: преподобная Мария в своей жизни явила тот идеал подлинного и глубокого покаяния, который предначертан святым Андреем в его каноне. Вслед за житием стали присоединять и тропари канона, посвященные прп. Марии.

Чтение жития преподобной Марии Египетской – единственное уставное чтение из всей совокупности положенных в Уставе различных житий и толковых чтений, которое сохранилось в нашей приходской практике. Учитывая продолжительность службы, то обстоятельство, что Великий канон слушается стоя; служба названа «стоянием»; а по причине чтения жития преподобной Марии – «Марииным стоянием». Это название не употребляется в богослужебных книгах, оно – исключительно обиходное, разговорное. Впрочем, в XXI веке оно стало столь популярным, что проникло даже в литургическую литературу.

Великий покаянный канон сочинил преподобный Андрей, архиепископ Критский (660-740), именуемый также Иерусалимским. Преподобный Андрей оставил Божией Церкви много и других полезных для спасения сочинений: слов, а также канонов и на более торжественные праздники, в том числе и ныне употребляемые: на воскрешение Лазаря, Неделю жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы и др.

В безмерно умилительном покаянном каноне прп. Андрей сложил приятные песни [сладкопение], отыскав и собрав различные повести из Ветхого и Нового Завета — т. е. от Адама даже до самого Вознесения Христа и проповеди апостолов. Этим он учит всякую душу стараться по силе подражать всему доброму, описанному в повести, но избегать всего злого, и всегда прибегать к Богу через покаяние, слезы, исповедь и другие действительно угодные Ему дела.

Подлинно, канон прп. Андрея настолько пространен и умилителен, что способен смягчить и самую ожесточенную душу и побудить к благому трезвению, внимательной и доброй жизни, если только он поется с сокрушенным сердцем и надлежащим вниманием.

Великий канон поется и читается в 5-ю седмицу Великого поста еще и по следующей причине: поскольку пост уже приближается к концу, то чтобы люди, проявившие себя ленивыми к духовным подвигам, не впали в небрежное забвение и не перестали вовсе быть целомудренными. Великий же Андрей, как некий наставник, повествованиями Великого канона показывая добродетели великих мужей и их удаление от зла, воодушевляет подвизающихся к большему мужеству, дабы они смело устремлялись вперед к духовным подвигам.

Житие прп. Марии Египетской записал святой Софроний, патриарх Иерусалимский (560-638) незадолго до того, как преподобный Андрей напишет свой канон. Это житие также приводит в сильное умиление и дает великое утешение прегрешившим и согрешающим, если только они решились оставить зло.

Святитель Софроний чудесной своей историей о прп. Марии возвращает нас к целомудрию, возвышает к Богу и поучает не падать духом и не отчаиваться, если некогда и были в плену каких-либо грехов. Ибо повествование о Марии Египетской показывает, насколько велико Божие человеколюбие и милость к желающим всей душой оставить прежние прегрешения – на примере одной жизни «явившей сперва бездну греха и затем высоту добродетели».

Некоторые сведения из жизни прп. Марии Египетской:

  • Марию называют Египетской, т.к. она родилась в небольшой египетской деревушке, но свой подвижнический подвиг несла в Палестине, в пустыне за Иорданом.
  • В 12 лет она покинула родительский дом и одержимая плотской страстью, отправилась в Александрию, стала блудницей и предавалась разврату безудержно и ненасытно более 17 лет.
  • Однажды увидев множество ливийских паломников, отправлявшихся в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, она примкнула к ним, не испытывая никаких благочестивых намерений, но рассчитывая, что в клиентах не будет недостатка и планируя «весело» провести время в Иерусалиме.
  • В день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, но она не смогла этого сделать — какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма даже после 4-х попыток.
  • После этого внезапно осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремится, поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню, Мария, стоя в притворе храма, рыдала о своих грехах, когда увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась с мольбой к Богородице о заступлении перед Христом, обещая «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». После этого преображенная Мария смогла войти в храм и поклониться Кресту Господню. В глубоком раскаянии с лицом, залитым слезами, желая получить ответ на вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить прощение?», она неожиданно услышала голос: «Иди за Иордан, там обретаешь блаженный покой».
  • За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище.
  • Когда монах Зосима — очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то встретив Марию, не подозревавшую о достигнутой ею святости, попросил ее помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило.
  • Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех.
  • Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.
  • Еще через год, когда Зосима вновь пришел в пустыню, у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу, он нашел ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Так Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу — лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.

Богослужебные особенности службы Великого канона («Мариина стояния»). В этот день богослужение совершается только по Триоди. Служба Великого канона не совмещается ни с каким-либо праздником, ни даже с предпразднством или отданием Благовещения: при совпадении с ними служба Великого канона либо предпразднство Праздника переносятся.

Вечернее богослужение состоит только из утрени и присоединяемого к ней 1‑го часа. Читается только одна кафисма (8‑я), после которой читается 1‑я половина жития преподобной Марии Египетской.

Сразу после 50‑го псалма поется канон (молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не произносится). Хор поет ирмосы по дважды. Тропари (столько, сколько есть в Триоди) читает духовенство в центре храма (для этого священники в начале пения ирмоса исходят из алтаря боковыми дверьми), а хор перед каждым тропарем поет припев. Библейские песни не поются; ко всем покаянным тропарям хор поет припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В конце каждой песни есть два тропаря, посвященные преподобной Марии, и один тропарь в честь автора канона. Перед ними поются припевы «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» и «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». После 3-й песни канона читается вторая половина жития прп. Марии Египетской.

На 4‑й, 8‑й и 9‑й песнях канона добавляются трипеснцы — т. е. неполные каноны, которые дали название Триоди. Они читаются перед песнью Великого канона. Ирмосы трипеснцев опускаются, сразу читаются тропари со стихом «Святии апостоли, молите Бога о нас» (все тропари трипеснцев посвящены апостолам). Перед Богородичными читаем стих «Пресвятая Богородице, спаси нас», перед Троичным 2‑го трипеснца — «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (согласно замечанию Типикона, у трипеснцев «Слава, и ныне, не глаголем»). По 6‑й песни канона: кондак Покаянного канона «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?…», который обычно поется и в храме народ преклоняет колени.

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://www.azbyka.ru/

http://pravoslavie.ru/

https://foma.ru 

  1. Синаксарь в Четверток пятой седмицы Великого поста. «Стояние Марии Египетской».
  2. Богослужения Триоди Постной. Изд. 3-е испр. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
Back To Top
×Close search
Поиск