skip to Main Content

Слово настоятеля: «Богатеть в Бога – значит приобретать добродетель любви к ближнему…»


Проповедь иерея Иоанна Кудрявцева после Божественной литургии в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, о безумном богаче, 30 ноября 2014 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшняя Евангельская притча удивительным образом открывает нам путь нашего поста и отвечает нам на вопрос, что делать во время поста и к чему стремиться. Некому человеку удался урожай. Он собрал много плодов, много богатства и стал думать, что делать. Разрушу старые сокровищницы, решил он, и построю новые, ещё больше. А, дальше буду радоваться, наслаждаться жизнью, и скажу душе: «Ешь, пей, веселись, потому что много добра у тебя собрано, ни о чем не беспокойся!» Но, он слышит слово Божие: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут от тебя! Кому останется то, что ты приготовил?» Эта притча говорит о богатстве. Но, как это связано с постом? Самым непосредственным образом! Господь говорит, что всякий человек, который сам в себя богатеет, в конце концов, обнищает и лишится всего. В самый неожиданный момент все у него отнимется, и он останется пустой, беспомощный. В нашей жизни так часто бывает. Человек работает, надеется на хорошую зарплату, берет кредиты, всё покупает и думает, что так будет всегда. Но, в единый момент Господь все это отнимает, начинается нищета, скудость или просто меняются условия, и человек уже не может жить так широко. И он понимает, что все его богатство, которое он копил и на которое надеялся, кончилось и ничего не осталось. А, в душе только пустота и уныние, потому что не было настоящей жизни, настоящего богатства.
Тот, кто в Бога богатеет, обладает настоящим богатством. Что значит богатеть в Бога? Во-первых, свое имущество, свои материальные ценности, богатство раздавать близким, делиться этим богатством. Как говорит святитель Иоанн Златоустый, то, что ты получил в жизни – это не твое, раздай в руки нищих и тогда это богатство используешь по назначению. Очень часто, слыша такие слова, мы говорим: «Но, мы не богатые люди, нам нечего раздавать! Если бы мы имели большие капиталы, то, конечно, и храмы бы строили, и нищих кормили, и на приют пожертвовали! Но, у нас денег нет! Что нам отдавать? Это не про нас притча, пускай богачи раздают!» Человек, который говорит такое, не понимает смысла притчи. Богатеть в Бога, во-вторых, значит приобретать добродетели и, прежде всего, добродетель любви к ближнему, терпения его немощей.
Вот, для того и установлен пост, чтобы отложить все лишнее: суетность, пустые разговоры, пустую трату денег – и попоститься. Ограничить себя во всем лишнем. А материальные излишки отдать кому-то, оказать помощь. Но, этого ещё мало. Необходимо богатеть в Бога, то есть приобретать внутреннее духовное богатство – милосердие и любовь к ближнему.
Как часто люди, приходя на исповедь, говорят: «Не могу я любить этого человека, он мне столько зла принес, так меня оскорбил! Я не могу его любить!» Действительно, любовь бывает разная. Бывает любовь к человеку, который близок тебе, единодушен с тобою, ты ощущаешь себя с ним как одно целое. Хочется и поделиться с ним, и поговорить, и порадоваться, и поскорбеть вместе. Вот, такая любовь. Но, чаще мы встречаемся с другим. Часто наши близкие нас не понимают или мы их не понимаем. Часто они живут не теми интересами, которыми живем мы, для них совершенно чужд храм Божий, они не любят ни молитвы, ни поста. Казалось бы, нам не о чем с ними говорить. Казалось бы, мы не можем их любить как родных и близких по вере людей. Но, здесь начинается другая любовь – жертвенная, крестная. Любовь, которая выражается в терпении немощей близких людей. И если мы готовы к этому, то мы духовно богатеем, потому что приобретаем мудрость и самое главное, великое сокровище – смирение. И это сокровище всегда в нашем сердце, если мы его не растеряем. Это сокровище наполняет душу, радует сердце человека. И в каких бы скудных и неприятных внешних условиях человек не находился, он всегда чувствует себя богатым, торжествующим, потому что он с Богом, он ощущает благодать Божию. Вот, к чему призывает нас сегодня Господь – к правильному посту, к тому, чтобы пост воспринять как служение ближнему, стараться постом быть снисходительнее к немощам наших родных. Господь призывает постом заглянуть в свою душу, увидеть там грехи, которые мешают нам, обкрадывают нас, и приобрести добродетели. Вот это – духовное богатство.
К сожалению, очень многие люди, которые долго ходят в храм, не умеют исповедоваться. Наверное, каждый из нас может сказать о себе такое: «Когда я прихожу на исповедь, я прихожу с одними и теми же грехами, можно даже не переписывать, а просто ксерокопировать эти бумажки, потому что в них одно и то же, ничего не меняется…» Вот, что страшно и ужасно. Это значит, что мы совершенно нищие и пустые, если мы не двигаемся вперед, если грехи наши не меняются, если от раза к разу мы говорим одно и то же и опять возвращаемся к нашим грехам. Как говорят святые отцы, если человек не исправляет грех, то этот грех не прощается Богом, и мы так и остаемся, при видимом благочестии, совершенно духовно нищими, пустыми, обманутыми. Вот, о чем нам с вами надо задуматься в начале Рождественского поста, когда мы с вами будем готовиться к очередной исповеди и причастию: «А как мне жить дальше, если я опять буду с теми же грехами вновь и вновь приходить на исповедь?» Наверное, каждый человек это в себе чувствует, но не знает, как вырваться из замкнутого круга греха, как преодолеть его, как, наконец, ощутить истинное покаяние, обрести слезы, плача о своих грехах. В этом нам помогают наши ближние, которые нам досаждают! Если мы правильно воспринимаем эти досаждения как волю Божию, как лекарство от гордости, путь к смирению, если с терпением несем немощи ближних, прощаем их и укоряем только себя за то неладное, что происходит у нас в семьях, тогда сердце наше начинает чувствовать покаяние, мы начинаем понимать, что являемся недостойными, греховными людьми. Мы греховны своим нечувствием, окаменением, нежеланием сделать ничего доброго, уступить, простить, пожалеть. И вот тогда начинается духовная жизнь человека, он духовно богатеет. В его сердце находится великое сокровище, которое он хранит от посторонних взглядов и боится потерять, потому что любой малый грех может лишить человека этого сокровища. А если это сокровище в надежных руках, если оно охраняется смирением, то счастливей этого человека нет никого на земле. Евангельский купец, который обрел драгоценную жемчужину, все продает, ничего ему не нужно, лишь бы купить эту жемчужину, и радуется, что он обладатель огромного богатства. Давайте и мы с вами будем так же богатеть духовно, и тогда нам ничего не помешает быть счастливыми, молиться Богу, благодарить Его и молиться за своих близких.
Ещё раз поздравляю вас с праздником, желаю помощи Божией!

 

Back To Top
×Close search
Поиск