Слово настоятеля: «О милосердном Cамарянине»
Проповедь иерея Иоанна Кудрявцева после Божественной литургии в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. 23 ноября 2014 года.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.
Мы с вами сегодня слышали притчу, которую очень хорошо знаем – притчу о милосердном самарянине.
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников, которые изранили его, сняли всю одежду и едва живым бросили на дороге.
Этот изнемогающий от ран человек лежит и ни от кого не получает помощи. Совершенно равнодушно, даже не останавливаясь, проходит священник, за ним – левит. Это люди закона Божия. Люди, которые знали заповеди Божии, и, конечно, знали заповедь о любви. Но, они проходят мимо. А, потом этим путем идет самарянин, отверженный грешник. Иудеи даже не общались с самарянами, потому что те нарушали закон Моисея. И этот отверженный грешник оказался человеком добрым и милосердным. Он останавливается и оказывает помощь раненому. Более того, он сажает его на своего осленка и везет в гостиницу. А, в гостинице ещё и денег дает гостиннику, чтобы тот позаботился о раненом до возвращения самарянина.
Смысл этой притчи очень глубокий и разносторонний. Святитель Иоанн Златоустый, объясняя эту притчу, говорит о том, что милосердный самарянин – это Сам Господь наш Иисус Христос. Человек, впадший в разбойники – это человеческое естество, весь род человеческий, который потерял первое блаженство в Царстве Небесном. Он идёт из рая – Иерусалима, из места святого, в Иерихон – город ничем не примечательный, город грехов и страстей. То есть, естество человеческое, теряя рай, оказывается среди греха и попадает в руки разбойников – бесов, которые причиняют человеку многие раны. И человек изнемогает от этих ран, погибает, и не могут ему помочь ни ветхозаветные праведники, ни пророки, а только Господь наш Иисус Христос, который воспринимает человеческое естество и становится ближним этому впадшему в разбойники. Бог становится человеком, чтобы приблизить человека к Себе, чтобы человек, по слову святителя Афанасия Александрийского, сделался богом по благодати. А ещё Он устанавливает Церковь Христову – гостиницу, дает гостиннику средства на содержание этого несчастного и говорит: «Позаботься о нем!» Если гостиница – это Церковь Христова, то гостинник – это пастыри Христовы, которые должны заботиться о всяком, кто страдает от греха.
Но есть в этой притче ещё один смысл. Не случайно мы её слышим в преддверие Рождественского поста. Пост установлен как раз для того, чтобы мы поняли и увидели, кто есть наш ближний. Этот вопрос задает законник, лукавый человек, который хотел уловить Господа в слове. Искушая Его, он спрашивает: «Кто мой ближний?» Этим вопросом он показывает свою жестокость, холодность, лицемерие, потому что не видит ближнего. Он видит людей, но воспринимает их как совершенно далеких и чуждых себе, потому что он сам себя поставил на вершину праведности, считая себя безгрешным, а такой человек не может видеть ближнего, для него все далеки.
Мы с вами тоже порой не видим ближних своих! Мы заняты своими делами, пусть даже своими молитвами, благочестием. Бывает так, что человек проводит дни и ночи в храме, каждую неделю причащается, исповедуется, но, не знает, что делается у него в семье. Он не знает, как страдают дети без отца, жена без мужа, не знает, что близкие родственники нуждаются в помощи. У него нет на это времени. Вот, для того и установлен пост! Не столько для того, чтобы соблюдать диету, брать на себя молитвенные подвиги, совершать земные поклоны – это все хорошо, но это не самое главное. Самое главное, чтобы в дни поста мы с вами отвлеклись, наконец, от суетности и спросили себя, а что я делаю для своих ближних, чем я помогаю своей семье, как я участвую в жизни своих близких родственников. И когда у нас с вами освободится время от суетности, от телевизора, от развлечений, то мы с вами должны увидеть ближнего человека. По слову притчи, ближний – это тот, кто нуждается в милосердии. Мы разучились сочувствовать и сострадать! Возникает вопрос: как нам почувствовать милосердие к ближнему, как нам научиться сострадать? Для этого мы должны с вами заглянуть в свое сердце. Вот, опять мы видим, что пост и милосердие – две вещи очень близкие. Милосердным может быть только человек постящийся. Это может показаться странным, ведь, иногда мы озлобляемся от поста, становясь ещё более немилосердными, но, это не правильный пост! Правильный пост, напротив, позволяет человеку увидеть самого себя. С одной стороны, мы можем увидеть свои грехи и немощи, а с другой, увидеть нечто прекрасное и хорошее. Увидеть в себе образ Божий, возможность любить, сделать добро и стремиться к нему! Если видишь добро в себе, то начинаешь видеть его и в другом человеке. И этот человек становится родным и близким, потому что добро, которое есть в каждом человеке, нас всех объединяет. И если мы увидим это добро друг в друге, мы станем друг другу ближними. И тогда нам будет не трудно взаимно терпеть немощи, не трудно прощать.Мы не будем ломать голову над тем, как помочь ближнему, когда мы увидим, в чем он нуждается, и в чем нуждаемся мы сами. Ведь каждый из нас нуждается прежде всего в том, чтобы услышать слово Божие, ощутить чистоту, святость, ощутить радость Духа Святаго и поделиться этим с ближними, с нашими детьми, родственниками. Потому что только это — то единственное, что заполняет пустоту человека, отгоняет уныние и разочарование.
Вот, для чего Господь говорит нам сегодня эту притчу – чтобы мы подготовились к посту, провели его правильно и поняли, что главное в посте – не пищевая диета, а любовь и милосердие к ближнему!
Дай Бог нам с вами не разменять грядущий пост, не отвлекаться на вещи второстепенные, суетные и лишние, а помнить о том, что мы должны в дни поста всегда спрашивать себя: «Кто мой ближний? Как я могу помочь своему ближнему? Что я могу сделать для него?» И тогда мы с вами будем чувствовать радость, мы будем чувствовать, что с нами Господь, по пути Которого мы идем. И что Сам Господь исцеляет наши немощи. И мы, как израненные грехами, получаем от Бога помощь и исцеление.
Аминь.