skip to Main Content

10 мая – Преполовение Пятидесятницы

 

      Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе!

Тропарь Преполовения Пятидесятницы, Глас 8

В среду 4-й седмицы по Пасхе отмечается праздник Преполовения Пятидесятницы, имеющий попразднство, продолжающееся до отдания в среду на следующей седмице. Преполовение Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Преполовение существует и установлено Церковью уже во времена св. Иоанна Златоуста.

Название праздника связано с тем, что он приходится на день, стоящий посреди двух великих праздников – Пасхи и Пятидесятницы.

В богослужении этого дня ожидание праздника Сошествия Святого Духа на Апостолов, окончательно подтвердившего Божественность Иисуса Христа, тематически соединяется с воспоминанием различных Евангельских событий, в первую очередь — беседы Спасителя о Воде живой (Ин. 4 — чтение на Литургии в воскресенье о Самаряныне) и беседы о правом суде (Ин. 7 — чтение на Литургии Преполовения), утверждающих мессианство (помазанничество) Сына Божия.

В текстах праздничной службы все время говорится о воде, что объясняется тем, что новозаветный праздник Пятидесятницы соответствует ветхозаветному празднику Кущей (в который вспоминалось 40-летнее путешествие евреев по Синайской пустые, включая чудесное их напоение водою, добытую Моисеем из скалы), который тоже имел преполовение, т. е. половину пути от Пасхи до праздника Кущей. Так и у нас есть Преполовение Пятидесятницы. Церковное Предание связывает этот ветхозаветный праздник Преполовения с проповедью Христа в храме, о которой говорится в Евангелии от Иоанна: «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил» (Ин. 7: 14).

 Спаситель вошел в Иерусалимский храм и произнес проповедь, в которой говорил о Себе как о Мессии, в день, когда евреи отмечали Преполовение ветхозаветного праздника Кущей-одного из трех великих всенародных еврейских праздников, установленного в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне (народ во время этого праздника поселялся в кущах — шалашах из древесных ветвей). Праздник Кущей продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Последний, восьмой день был его кульминацией и сопровождался следующим обрядом: при многочисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому, у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуия , то есть шесть псалмов (112–117). Этим обрядом вспоминалось чудесное напоение евреев в пустыне водою, добытую Моисеем из скалы.

Богослужение на Преполовение очень мощное, т.к. напоминает всем яркую и обличающую речь Христа в беседе с фарисеями. В беседе с книжниками и фарисеями в этот день Он впервые открылся: «Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня» (Ин. 7: 16). Он говорил им, что не следует судить лишь по внешнему обличию: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7: 24). Нужно проникать в глубь событий, понимать, что за Его словами и делами — Тот, Кого так долго ждали. Христос в своей проповеди учил, что верующий в Него, наполнившись от Него истинною водою жизни, сам сделается благодатным сосудом, из которого в изобилии изойдут потоки различных даров Духа Божия: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 38), обращаясь с воззванием к слушающим: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37). Так взывал к иудеям Христос в праздник Преполовения Пятидесятницы, пытаясь достучаться до их сердец.

В этот день, по традиции, совершается малое освящение воды. На иконе «Преполовение» часто изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому.

По мысли свт. Феофана Затворника, на призыв Господа «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37), мы все должны пойти к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он – единственный Свет, истинно просвещающий всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал.

Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. Сила кому нужна – у Него всякая сила. Слава ли – у Него слава премирная. Свобода ли – Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу! – призывает нас свт. Феофан Затворник.

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://www.azbyka.ru/

https://levashovo-hram.ru/

https://kovcheg-td.ru/

  1. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
  2. Богослужения Триоди Цветной. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
  3. Георгиевский Г.П. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. СПб, 1899.

 

Back To Top
×Close search
Поиск