skip to Main Content

26 февраля — Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье)

«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго»

Стихира на Славу на Господи Воззвах Недели сыропустной.

Неделя сыропустная является последним воскресеньем перед Великим постом, начинающимся со следующего за ним понедельника – 27 февраля. В этот день православные заговляются на пост, то есть последний раз до его начала вкушают молочную пищу и яйца. Неделя также носит название Прощеного воскресенья – так как в Церкви служится чин прощения, а православные просят друг у друга прощение — для вступления в Великий пост в мирном и покаянном состоянии духа, не отягощенном никакими отрицательными чувствами по отношению к ближним.

Другой важной темой Недели сыропустной является воспоминание изгнания Адама из рая. Адам и Ева через невоздержание и непослушание совершили первородный грех, перешедший по наследству всему человечеству. В переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота) стихира, приведенная в начале статьи звучит так: «Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: помилуй меня, падшего!”».

В результате грехопадения Адама и Евы было утрачено общение человека с Богом, но Бог по бесконечному милосердию к своему творению — человеку, как Вездесущий – предвидя падение Адама, оставил падшему человеку возможность  восстать от греха и вернуть утраченное Адамом и Евой райское блаженство: через Боговоплощение и Крестную Смерть по человечеству Своего Сына – Иисуса Христа, Он снял клятву, примирив грешное человечество с Богом, победив вечную смерть и сатану, дав таким образом человеку все средства ко спасению. Нам остается только сделать свой свободный выбор ко спасению – получив духовное рождение во Крещении, обратиться к Богу, добровольно принять на себя подвиги воздержания, покаяния и послушания Церкви.  Великий пост является средством к совершению этих подвигов, собиранию сокровищ на Небе (Мф.6:20), о которых говорится в евангельском чтении дня.

Интересно, что в предыдущее воскресенье была тема Страшного Суда, а в нынешнее — изгнание Адама и Евы из рая. Тем самым, Церковь в своих годичных богослужениях соединила первопричину греховности людей – падение Адама и финальные последствия этого – Страшный  Суд над всем человечеством, воспринявшим падшую природу Адама, заключив таким образом в один цикл первопричину и последствия грехопадения человечества.

На Литургии в Прощеное воскресенье читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 6:14-21), в котором говорится о необходимости прощения, правильном совершении поста и небесных сокровищах, которые необходимо собирать вместо тленных земных сокровищ.

По словам протоиерея Димитрия Смирнова, мы рабы всего, только не Божии. Бог оставляется на потом, и поэтому, конечно, в этой жизни мы терпим большой урон. Пост же предпринимается с той целью, чтобы, наоборот, утеснить всю свою жизнь внешнюю: утеснить свое чрево, утеснить свои глаза, утеснить свои уши, утеснить свой язык – все это сократить по возможности для того, чтобы открылись в нашей жизни «реки воды живой» – Духа Святаго…

Цель поста – прибавление в нас любви. И мы это все предпринимаем для того, чтобы приблизиться к Богу хотя бы на полшага. Поэтому нужно с охотой просить друг у друга прощения и стараться следовать заповедям Христа Спасителя, чтобы наследовать нам жизнь вечную.

Богослужение Прощеного воскресенья. Как уже отмечалось выше, богослужебные тексты этого дня погружают верующих в воспоминания о том греховном состоянии человека, в котором находился изгнанный из рая Адам.

Отметим  особенность службы вечерни, совершаемой в Неделю сыропустную вечером, еще до заговенья. По своему строю она подобна тем вечерням, которые будут совершаться в недели в течение Великого поста. Но в отличие от последних она имеет смешанный характер: в первой половине, до вечернего входа, она служится как праздничная, в светлом праздничном облачении, а уже после вечернего входа и «Свете Тихий», пения прокимна и закрытия царских врат (образ закрытия рая для Адама и Евы) на чтении «Сподоби, Господи» священнослужители переоблачаются в великопостные черные одежды. Обычный прокимен воскресенья вечера «Се ныне благословите Господа вси раби Господни…» заменяется на великий прокимен гласа 8-го: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя…» (один из двух великих прокимнов, поющихся попеременно в вечерни недель Великого поста).

В конце вечерни совершается чин прощения: произносится слово о прощении обид, и настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Прихожане также отвечают ему земным поклоном, говоря: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем все с земными поклонами просят прощения друг у друга.

На вечерней службе также совершают поклоны на тропарях вечерни  и на завершающей молитве преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего».

В древних монастырях Святой Земли после чина прощения многие подвижники уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие до возвращения не доживали. Для них при обряде взаимного прощения было принято петь пасхальные песнопения «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася…», которые можно услышать и в наше время. Эти песнопения ободряют немощь человеческую, страшащуюся продолжительных дней строгого поста, как бы приближая светлое торжество Воскресения Христова.

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://www.azbyka.ru/

https://www.pravоslavie.ru

  1. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
  2. Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография: учебное пособие и хрестоматия / Е.Н.Никулина. — 3-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
  3. Богослужения подготовительных седмиц к Великому Посту. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.

 

Back To Top
×Close search
Поиск