26 марта – 4-я Неделя Великого Поста – прп. Иоанна Лествичника
На земли ангела, и на небесех человека Божия, мира благоукрашение, наслаждение благих, добродетелей постнических похвалу, Иоанна почтим: насажден бо в дому Божии, процвете праведно, и яко кедр в пустыни умножи стада Христова словесных овец, в преподобии и правде
Стихира на стиховне вечерни на Славу, глас 2
Темы двух последних недель Великого поста – памяти прп. Иоанна Лествичника и прп. Марии Египетской – более связаны с духовным подвигом Великого Поста, чем радостные и торжественные воспоминания двух первых недель.
Установление памяти прп. Иоанна Лествичника на 4-ю неделю Великого поста относится к XIV веку, а воспоминание прп. Марии Египетской известно с XI века. Прославление этих святых и преподобных в завершающий период Великого поста знаменательно и важно для верующих, поскольку первый — своими писаниями, а вторая — житием особенно ярко являют нам суть постного подвига и научают ему.
Преподобный Иоанн Лествичник с 16 лет жил в синайской обители и впоследствии стал игуменом Синайского монастыря. В историю Церкви святой Иоанн вошел как автор уникальной книги «Лествица в Рай», повествующей о пути духовного восхождения для верующих и полезной не только монахам, но и мирянам.
Существует предание, что преподобный Иоанн был сыном святых Ксенофонта и Марии и успел получить образование до того, как пришел в монастырь. Синайская обитель находится на территории современного Египта — на святой горе, на которой пророк Моисей получил от Бога десять заповедей. Почти 20 лет преподобный послушался у старца Мартирия и около 40 лет провел в подвиге безмолвия и одиночества. Лишь в конце жизни к нему с просьбой поделиться духовным опытом обратился игумен соседнего монастыря. Так была написана «Лествица».
По словам митр. Антония Сурожского, святой Иоанн Лествичник оставил нам духовное руководство – “Лествицу” восхождения от земли на Небо, из глубин греха до вершин любви Божией и соединения с Ним.
И вот на первой ступени этого восхождения святой Иоанн нам говорит: Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали мы чудес, что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о грехах своих…
Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией превратиться в сердца плотяные, из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких стать теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.
Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.
Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.
Вот некоторые из слов святого Иоанна Лествичника, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: “Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль”.
Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, … станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.
Богослужение недели прп. Иоанна Лествичника.
Устроение богослужения подобно предыдущим неделям Великого поста, но отдельно можно отметить стихи, относящиеся к неделе Иоанна Лествичника, предшествующие Синаксарю недели. В стихах говорится о том, что Иоанн Лествичник, пока жил, был мертв для мира, для страстной жизни, а теперь он умер, но он жив в своем учении – «Лествице»: «Иже плотию и живый, мертв сый Иоанн, вечно живет, и мертв явлься бездыханный: списание оставль лествицу восхождения, показует своего путь восхождения. Иоанн умре в тридесятый день». В переводе на современный язык: Плотию хоть и живой, мертв для нее Иоанн был, здесь на земле опочив, с Богом он вечно живет.
Лествицу в тридцать ступеней оставил нам в назиданье, путь указуя наверх, сам по ступеням взошел»[1].
Древние иерусалимские евангельские чтения этих недель также оставили заметный след в службе Постной Триоди: в частности, один из канонов утрени недели прп. Иоанна Лествичника посвящен притче о милосердном Самарянине (Лк. 10:29-37), а стихира Великого поста (на утрене) – притче о работниках в винограднике (Мф.20:1-16).
Надо сказать, что относительно служб недель (воскресений) и суббот Великого поста существует некоторое предположение. Достаточно рано, еще в IV веке, Лаодикийским Собором было запрещено совершение полной Литургии в будние дни святой Четыредесятницы. Полная Литургия уже тогда совершалась только в субботы и в воскресенья Великого поста. Видимо, в связи с тем, что не совершалась полная Литургия, памяти святых, случавшиеся в будние дни Великого поста, принято было переносить на субботы и недели Великого поста, потому что никакое празднование не может быть полным без совершения Литургии. Так, память прп. Марии, календарная, закрепленная в Месяцеслове, и прп. Иоанна Лествичника относятся к периоду Великого поста, и то, что они перенесены на недели Великого поста, скорее всего является следом древней практики.
Использованные источники:
- Материалы интернет-сайтов:
- Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
- Богослужения Триоди Постной. Изд. 3-е испр. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
[1] В славянской Триоди добавлено: «Иоанн умер в тридцатый день».