skip to Main Content

30 апреля – Неделя святых жен-мироносиц

 Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше / мира мертвым суть прилична / Христос же истления явися чужд. / Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Тропарь Недели жен-мироносиц, Глас 2

В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь празднует память жен-мироносиц, а также праведных Никодима и Иосифа Аримафейского.

«Мироносица» — в буквальном значении — «носящая миро». В еврейском обществе при погребении было принято использовать различные благовония — в знак почитания усопшего и уважения к нему. Господь был погребен святыми Иосифом Аримафейским и Никодимом спешно, поскольку наступал субботний день, в который иудейский закон предписывает строгий покой. Но женщины, служившие Господу на всем протяжении Его Божественной проповеди, не могли смириться с тем, что их Учитель был погребен без должного почитания. Они купили ароматы и ранним утром пошли ко гробу. Они не задумывались о страже, стерегущей двери гроба, о возможной мести фарисеев, их волновала лишь одна мысль: кто же отвалит камень, закрывающий гроб, вырубленный в скале, чтобы они могли войти в пещеру? И именно им даровал Господь утешение первыми узнать о Его Воскресении, именно они увидели Ангелов, возвестивших, что зря они ищут «живого с мертвыми», именно их встретил Сам Господь, когда они бежали к апостолам, и сказал: Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф.28:9-10). Тем самым Господь сделал жен-мироносиц «апостолами для апостолов».

Отчего же такая милость Божия к простым женщинам? По мысли святителя Григория Богослова, «Еве, которая пала первой, первой надлежало приветствовать Христа». Подобно тому, как страшная весть о грехопадении вошла в мир через женщину, так и благая весть о победе над грехами и смертью должна была провозгласиться ею. Православная Церковь торжественно празднует память жен-мироносиц, воздавая должное их нелицемерной любви ко Господу, не позволившей оставить Его во время страшных страданий на Голгофе, искреннему служению и неотступному следованию за Ним, глубокой вере во все, что Он возвещал людям.

Евангельское повествование донесло до нас имена только некоторых жен-мироносиц, мы знаем Марию Магдалину, Саломию — мать апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых, Иоанну — жену Хузы, домоправителя Ирода. Церковное предание указывает также на Марфу и Марию, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну. Они сияют в сонме святых как те, кто первыми сподобился услышать, а затем и возвестить прочим радостную весть, потрясшую мир: «Христос воскрес!».

«Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки, — говорил в своей проповеди на день жен-мироносиц митрополит Сурожский Антоний. — <…> Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью — и победить. И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, — будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна — у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем. А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви».

По мысли свт. Феофана Затворника, мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства – жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

В Православной Церкви воскресенье жен-мироносиц, а также неделя после него, являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин — супруг, матерей, сестёр.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Каждая женщина должна стать мироносицей по жизни — сохранять мир в своей семье, быть помощницей и опорой мужу, через рождение и воспитание детей проявлять жертвенную любовь.

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://www.azbyka.ru/

https://www.eparhia-saratov.ru/

https://vk.com/wall-62230046_267

Back To Top
×Close search
Поиск