skip to Main Content

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет: днесь святая святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует, с ними же и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость.

Стихира на литии Великой Вечерни, глас 4

4 декабря (по старому стилю – 21 ноября) православные христиане отмечают второй двунадесятый праздник с начала церковного года — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В основе праздника – событие земной жизни Богородицы, свидетельствующее нам о том, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Этим они исполнили свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. Согласно Священному Преданию, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее встретил для благословения первосвященник, которым, согласно некоторым источникам, был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. По полученному от Господа откровению Захария ввел Марию в Святая Святых храма — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого памятного дня Дева Мария жила и воспитывалась при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

О событиях этого праздника ничего не говорится в канонических Евангелиях, оно дошло к нам в Церковном Предании. Как и большинство Богородичных праздников – Рождество, Введение Ее во храм, отчасти Благовещение (это отразилось и в иконографии) основаны прежде всего на Протоевангелии Иакова (II век), а также на Евангелии «Псевдо-Матфея» (латинской версии детства Девы Марии и Иисуса, сложившейся к IX—X вв.). Протоевангелие Иакова, иначе называемое История Иакова о рождении Марии, является апокрифом, т.е. неканоническим христианским письменным источником, но не в том смысле, что в нем содержится нечто противоречащее Священному Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания, и Церковью принимается и используется в иконографии и богослужении.

 Праздник Введения упоминается достаточно рано, с IV века, но широко стал распространен лишь с IX века. Равноапостольная императрица Елена (250-330) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский

Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописец написали два канона для богослужения этого дня. Богослужебные тексты пересказывают подробности событий этого праздника, как и в Рождестве Богородицы очень ярко отражая христоцентричность почитания Пресвятой Богородицы в православии. Конечно же, это проявляется прежде всего в тропаре и кондаке праздника. Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание – в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает…» В кондаке Богородица называется «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева».

Очень интересные слова в каноне праздника Введения сказаны о Пресвятой Богородице: «Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая Небес и Горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная» (5-й тропарь 3-й песни канона). Мы помним, что по Преданию Пресвятой Богородице было три года, когда ее ввели во храм святые родители, но несмотря на тот ее возраст она прославляется гимнографами и всеми нами как уже «многолетствующая духом».

По словам свт. Григория Паламы,  если «древо от плода своего познается», и «древо доброе плоды добры творит» (Мф.7:17; Лк.6:44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, – для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм – во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам.

Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не похотением плоти, а осенением Пресвятого Духа. Когда Дева жила совершенно вдали от людей и пребывала в молитвенном настроении и духовном веселии, то Она изрекла Ангелу благовестившему: «се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38) и, зачав, родила. Итак, для того, чтобы оказаться Девой достойной для этой высшей цели, Бог прежде веков предназначает и из числа избранных от начала века избирает Сию, ныне восхваляемую нами, Приснодеву.

Мы же, помышляя о соделанном ради нас через Пресвятую Деву спасении, воздадим Ей всеми силами благодарение и хвалу. И поистине, если благодарная жена (о которой повествует нам Евангелие), услышавшая немного спасительных слов Господа, воздала Его Матери благодарение, возвысив из толпы глас и сказавши Христу: «блажено чрево носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27), то тем паче мы, христиане, которые имеем начертанными в сердцах словеса вечной жизни и не только словеса, а и чудеса и страдания, и через них восстановление из мертвых естества нашего, и вознесение от земли на небо, и обетованную нам безсмертную жизнь, и непреложное спасение, тем паче мы после всего этого не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее в храм – во Святое святых. Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечений и возвысим его в Небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица. Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа…

От Праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в богослужении уже начинаются проявляться нотки наступающего Рождества Христова: на Введение начинается пение рождественской катавасии[1], начальные слова первого ирмоса которой: «Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите…». И катавасии, взятые из канонов служб Господских праздников, являются своеобразным предпразднством грядущих праздников. Катавасия Христос раждается поется от Введения до отдания Рождества.

Таким образом, мы приближаемся к центру Месяцеслова[2] – к праздникам Рождества Христова и Богоявления, которые в древности составляли единый праздник – Богоявление – и лишь со временем были разделены. К Рождеству Церковь нас готовит почти так же, как к Пасхе: Пасха является центром Триодного круга (т.е. богослужебного периода построения служб по Постной и Цветной Триодям, связанного с годовым подвижным кругом праздников, определяемых по дате празднования Пасхи), а Рождество и Богоявление являются центром Месяцеслова. И Рождеству, и Пасхе предшествует сорокадневный пост. И хотя Рождественский пост легче Великого — мягче устав о пище, но длится он 40 дней.

Митрополит Антоний Сурожский отмечает, что не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная.

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://foma.ru/

https://www.azbyka.ru/

  1. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.

 

 

 

[1] Катавасия – это цикл ирмосов, которые поются в конце каждой песни канона на праздничной службе.

[2] Месяцеслов — система неподвижных, или непереходящих, связанных с определенной календарной датой (число и месяц) праздников, памятей святых и связанных с ними периодов пред- и попразднства, а также постов.

Back To Top
×Close search
Поиск