4 июня: День Святой Троицы — Пятидесятница
Вся подает Дух Святый: точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный. Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну, Утешителю, слава Тебе!
Стихира на Господи воззвах Пятидесятницы, Глас 1
В восьмое воскресенье по Пасхе — 4 июня православные христиане отмечают двунадесятый Праздник Святой Троицы, Пятидесятницы. Он считается Днем Рождения Церкви — не только ныне пребывающей на Земле, но и Церкви Небесной, в которой почивают множество святых, подвижников веры и простых праведников. Неслучайно поэтому в преддверии Праздника совершается Троицкая Родительская суббота – в память всех от века усопших православных христиан, в том числе предков каждого, как наша благодарность всем тем, кто сохранил для нас живую апостольскую веру, кто привил нам доброту и любовь к Богу и людям, исполняя евангельские заповеди.
В Праздник Святой Троицы или Пятидесятницы воспоминается Сошествие Святого Духа на Апостолов, произошедшее на 50-й день после Пасхи и на 10-й день после Вознесения Господня и положившее начало бытию Церкви Христовой. Богослужение этого дня посвящено воспоминаемому событию, а также прославлению всей Святой Троицы, поскольку сошествие Святого Духа по обещанию Спасителя окончательно подтвердило Его Божественное достоинство и тем самым завершило откровение Бога-Троицы о Себе, и одновременно является окончанием Божественного домостроительства спасения человечества от власти греха, смерти и сатаны, когда в дело спасения человеческого рода включается Третье Лицо Троицы – Дух Святой. По мысли свт. Феофана Затворника, совершилась икономия[1] нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1Пет.1:2).
В самый день праздника, обыкновенно сразу после Литургии, совершается вечерня с пением великого прокимена и чтением особых коленопреклонных молитв. По обычаю Русской Церкви, на все празднование Пятидесятницы храмы украшаются цветами, а также свежей зеленью деревьев (берез) и полевых трав.
После Дня Святой Троицы всю седмицу 8-ю по Пасхе продолжается празднование Пятидесятницы, в котором особо выделяется второй день Праздника — Духов день (в этом году — 5 июня), посвящаемый Святому Духу, сошедшему на Апостолов в Сионской горнице и через них просветившему всю вселенную. Седмица по Пятидесятнице – сплошная, без поста в среду и пятницу.
На Пятидесятницу за праздничным богослужением читается фрагмент из Книги деяний апостольских о Сошествия Святого Духа (Деян. 2:1–11).
По словам архимандрита Ианнуария (Ивлиева), верный своему призванию евангелиста и историка, апостол Лука сообщает нам о важнейших событиях спасения рода человеческого. Страсти Господни – Крест – Воскресение – явления Иисуса Христа – Его Вознесение и, наконец, – Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы, который мы сегодня празднуем, о котором читаем и размышляем. Апостол и евангелист Лука всегда дает нам достаточно пищи для размышлений. Ведь он обладал способностью простыми, часто незаметными литературными средствами достигать глубокого богословского смысла. Так, внимательное прочтение сегодняшнего отрывка из Книги Деяний открывает нам, что даже выбор слов у евангелиста не случаен, но отличается глубоким символизмом.
Воскресший Спаситель перед Вознесением дал Своим ученикам последнее повеление, сказав: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; ждите обещанного от Отца; оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше, когда сойдет на вас Дух Святой» (Лк. 24:49; Деян. 1:4-8). И вот Его ученики, первые представители двенадцати новых колен нового народа Божия собираются в Иерусалиме на то же место, где они слышали эти слова, чтобы молиться и ожидать исполнения данного им обетования. И это случилось, когда исполнился день Пятидесятницы. В этот день Дух Святой наполнил весь дом, в котором находились ученики, и они исполнились Духа Святого. Вслушаемся в это неслучайное повторение глагола «исполнять, наполнять». Оно свидетельствует о том, что здесь и сейчас происходит дарование полноты Божественного дара благодати, той полноты, в которой нет никакого недостатка.
В том, что все это произошло в день Пятидесятницы, заключены глубокие смыслы, которые часто ускользают от современного читателя. Здесь и напоминание о первоначальном значении ветхозаветного праздника Пятидесятницы как праздника завершения жатвы. На Пасху Богу приносили в жертву «начаток», первый сноп от нового урожая, а в Пятидесятницу – хлеб в знак благодарности за весь собранный урожай, освященный вслед за его начатком. Ибо «если начаток свят, то и целое» (Рим. 11:16). Таким святым и освящающим начатком для нас стал Христос, Который «восстал из мертвых, начаток усопших» (1 Кор. 15:20). Так и святитель Иоанн Златоуст пишет: «Он вознес на небеса начатки плодов, восприняв наше естество». Ныне же «время, когда нужно было серпом срезать жатву, когда, как изощренный серп, прилетает Дух».
Но не только это. Ведь Пятидесятница была также праздником воспоминания о даровании Закона и Завета, что произошло на 50-й день после Исхода из Египта, ветхозаветной Пасхи, рождения из рабства в свободу. Тогда над горою Синай раздался сильный и все нарастающий трубный звук, и Господь сошел на гору в огне (Исх. 19:18-19). Невозможно не увидеть в этих картинах образы новых событий: нового Исхода – Воскресения Христова и Новой Пятидесятницы – сошествия Господа в Духе Святом, явленном как небесный огонь и как шум бурного ветра. «В какой день дан был Закон, написанный на скрижалях, в тот же день даровано законоположение Святого Духа, начертанное не на скрижалях, но на сердцах» (блаж. Феофилакт).
Дух Божий свободен, «дышит, где хочет». Он неподвластен человеку, и «не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Он приходит внезапно и наполняет всё и всех, «и голос его слышишь», его невозможно не услышать (Ин. 3:8). Этот голос подобен дыханию бурного ветра. И вот, объятые Святым Духом, как пламенем, Апостолы, как им и было обещано, обрели способность к свидетельству об Иисусе Христе, к которому их и призывал в прощальной речи перед Своим Вознесением Господь. Их свидетельство об Иисусе Христе, о воплощенном Слове Божием, и само не есть слово человеческое, но слово Божие, которое достигает всякого человека, независимо от того, какого он рода и племени. Свидетельство апостолов должно достичь «края земли», населенной множеством народов, говорящих на множестве разных языков.
Богословский смысл того, что мы читаем в Книге Деяний прозрачен. И смысл этот в том, что для Евангелия Христова принципиально нет национальных барьеров. Его язык – универсальный язык Духа Святого, Который разрушил преграды между народами и для которого «нет ни эллина, ни иудея, … варвара, скифа, раба, свободного» (Кол. 3:11).
Использованные источники:
- Материалы интернет-сайтов:
- Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
- Богослужения Триоди Цветной. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
[1] Икономи́я (от греч. οἰκονομία (икономиа) — домостроительство) – в святоотеческой письменности — домашнее хозяйство, управление городом, Божественное домостроительство спасения и в связи с этим — управление Церковью поставленными на это лицами, епископами и зависимым от них клиром.