skip to Main Content

Беседа с батюшкой о духовничестве

30 октября 2016 года состоялась очередная беседа с настоятелем нашего храма, протоиереем Иоанном Кудрявцевым, состоялась в воскресенье после Божественной литургии и была посвящена одной из самых важных и сложных тем церковной жизни – духовничеству.

Духовничество имеет очень большое значение, потому что от этого зависит весь строй церковной жизни.

Корень всего – это покаяние. Через него человек приходит к Богу, оно является главным делом человека, поэтому так важна конкретная и четкая исповедь, ведь, разговоры могут лишать человека покаянного настроения. Разговоры – это уже беседа с человеком, со священником, а не предстояние пред Богом, не покаяние. Нужно стремиться отходить от исповеди с чувством покаяния, как бы заново крестившись. Человек после исповеди обновляется, очищается, вновь возрождается для духовной жизни. Роль опытного духовника в этом процессе невозможно переоценить.

В своем рассказе об истории духовничества и его современном состоянии отец Иоанн использовал материалы книги профессора Смирнова «Духовничество в Древней Руси».

На Русь вера пришла из Греции. И все духовные традиции мы тоже переняли от греков. С чего же начиналось, как развивалось духовничество на Руси и чем оно отличалось от греческого?

Вначале была принята открытая общая исповедь. Со временем, в эпоху Вселенских соборов, постепенно стала складываться практика частной исповеди, которая окончательно сложилась к X веку. Но в то время было много отличий от современной практики. В наше время в любом храме есть священники и практически любой из них может принимать исповедь. В греческой практике на исповедь можно было приходить только к определенному священнику. Как правило, это был монах, игумен монастыря, который получал особое благословение от епископа на то, чтобы быть духовником. В Греции эта практика сохранилась до сих пор. И там исповедуются только тогда, когда постятся (Великим постом)

И в нашей стране было нечто подобное. Преподобный Феодосий Печерский, например, был духовником не только монастырской братии, но и многих мирян. Были и другие духовники. Но со временем греческая практика на Руси видоизменилась. Исповедь стали принимать не только монахи, но и приходские священники. Появилось понятие «покаяльная (покаянная) семья». То есть, приход – это семья. Как правило, приходы были небольшие, и все прихожане этого храма исповедовались у одного священника – настоятеля. Поэтому они все были в духовном родстве. Эта покаяльная семья существовала очень долгое время, то есть, человек всю жизнь исповедовался своему духовнику и завещал своим детям ходит именно к нему. И духовник, в свою очередь, когда становился стареньким и уже не чувствовал сил исповедовать, то он своих духовных чад передавал своему приемнику.

Для священника существовали правила, кого можно исповедовать, а кого нельзя. Например, белый священник не мог исповедовать монаха, священник не мог исповедовать свою жену, младший не мог исповедовать старшего. Все эти правила подчеркивали авторитет духовничества. В Древней Руси духовник был очень авторитетной фигурой, очень значительной и очень важной в жизни Церкви. И отношение к духовнику было более трепетным, чем к епископу.

В нашей современной жизни духовничество видоизменилось ещё больше. Теперь человек не прикреплен к определенному приходу, поэтому может самостоятельно найти себе духовника, выбрать его. Минусом такой практики является опасность выбора духовника по человеческому расположению, по пристрастию. Из-за этого происходит подмена: мы исповедуемся не Богу, а человеку – духовнику, которого мы выбрали и, таким образом, лишаемся благодати.

Многие задают вопрос, как найти духовника. Приходят к священнику и просятся в духовные чада. Но духовника посылает Господь, и никто не знает, когда Он его пошлет. Когда чувствуешь в сердце духовное возрождение, когда чувствуешь, что через этого священника ты получаешь помощь Божию, благодать Божию, то тогда ты понимаешь, что лучше ходить к этому священнику. И, постепенно возрастая духовно, понимаешь, что именно через этого пастыря ты получил помощь. Но не стоит забывать, что излишний формализм, когда человек говорит «возьмите меня официально в духовные чада», может разрушить доверительные отношения с духовником.

Подводя итог своего рассказа, отец-настоятель заострил внимание слушателей на важном условии. Для того, чтобы были духовники, должна быть нужда в духовниках. Господь дает нам духовника, когда мы ищем его, ищем духовной жизни. Все дается тогда, когда это востребовано. Проблема часто заключается не в том, что нет подходящих священников, а в том, что мы не готовы принять на себя послушание быть духовным чадом, не готовы слушаться духовника, не готовы исполнить то слово, которое он скажет.

Вторая часть нашей беседы была посвящена ответам на многочисленные вопросы присутствующих. Мы задавали дополнительные вопросы о проблемах поиска духовников, об особенностях духовничества в монастырях, об опасностях на пути поиска духовного руководства, о тайне исповеди.

Мы сердечно благодарим отца-настоятеля за интересную лекцию, за ответы на вопросы и приглашаем всех желающих на наши воскресные беседы!

 

Back To Top
×Close search
Поиск