Протоиерей Иоанн Кудрявцев, настоятель казачьего храма на Ходынском поле, принял участие в программе «Беседы с батюшкой» телеканала «Союз»
В московской студии телеканала «Союз» на вопросы отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев. Эфир от 24.12.2019.
– Сегодня тема нашей передачи – «Плоды поста». Чтобы начать беседовать на эту тему, хочу сначала у Вас спросить: что такое пост по своей сути?
– Если сказать кратко, то пост – это праздник для души, весна для души, когда она оживает, расцветает и приносит те самые плоды, о которых мы сегодня будем говорить. Конечно, пост – это не только воздержание в пище, какой-то физический труд, какая-то тягость, но прежде всего это работа над собой. Потому что воздержание без духовного делания, без борьбы со страстями не дает человеку ничего, кроме гордыни. Поэтому, безусловно, пост состоит как бы из двух частей. Это физический и духовный пост, и он должен составлять постоянное делание всякого христианина.
Посты бывают разные. Мы знаем, что в Православной Церкви существует четыре поста: Великий (самый строгий), Успенский, Рождественский и Петровский (летний). И каждый пост имеет какой-то свой оттенок, характерную особенность. В частности, Рождественский пост, который мы сейчас проходим, отличается тем, что это праздничный пост. В течение декабря, в преддверии Рождества Христова, мы совершаем очень много праздничных богослужений, совершается память многих великих святых. И это, конечно, накладывает отпечаток на сам характер поста. Это как бы большое предпразднство перед Рождеством Христовым.
Предпразднство, с одной стороны, – это молитва, богослужение в храме, а с другой стороны, как издавна повелось, Рождественский пост был особенно связан с делами благотворительности, милосердия. Именно накануне Нового года, Рождества всегда устраивали благотворительные ярмарки, благотворительные сборы для малоимущих. И люди проводили Рождественский пост в делах милосердия. Наверное, вот это – одна из особенностей Рождественского поста. Тем более что по характеру этот пост не такой строгий, как Великий, поэтому у человека есть возможность и силы заниматься делами милосердия.
– Дела милосердия – это плоды Рождественского поста?
– Действительно, плод духовный – это любовь. Конечно, мы постимся для того, чтобы приобрести любовь к Богу, ближним, и выражается эта любовь именно в делах милосердия.
– Что такое плоды поста и откуда они вырастают?
– Невозможно что-то делать, если ты не надеешься получить результат. Если ты трудишься, то, конечно, ждешь плодов своей деятельности. Плоды поста – это плоды Духа Святого, это добродетели, которые человек не может сам в себе воспитать. В том-то и заключается тайна духовной жизни. Человек, с одной стороны, очень хочет приобрести эти плоды в своей душе: любовь, милосердие, молитву, покаяние. Но, с другой стороны, если он сам по себе, без помощи Божией старается это сделать, то не достигает результата.
Пост – это период особого соработничества человека с Богом. С одной стороны, человек, смиряясь, беря на себя некий подвиг воздержания, трудится, работает над собой, приносит Богу покаяние, просит у Бога терпения. А с другой стороны, Господь, видя его усердие и труд, в ответ на это награждает его плодами Духа Святого. Потому что невозможно, не подвизаясь, что-то приобрести, невозможно, не трудясь, достигнуть какого-то результата. Поэтому часто люди, которые считают, что Бог у них в душе и что главное – это духовная составляющая, не понимают цели поста и не видят его результатов. Потому что нет их усилия, труда, подвига.
Нельзя забывать, что человек состоит как из души, так и из тела. Служа Богу, мы служим всем своим существом: и духовно, и телесно. И в этом служении равно участвует как тело, так и душа. Именно взаимодействие человеческой души и тела в общем стремлении послужить Богу делает нас причастником Божественной благодати, мы становимся причастниками даров Духа Святого. Об этом никогда не надо забывать, что наш пост двойственен: он и телесный, и духовный, и одно без другого невозможно.
Если говорить об этом, то сразу возникает вопрос: что делать людям, которые немощны, не в состоянии поститься по всей строгости устава, не в состоянии воздерживаться от молочной или мясной пищи, если у них заболевания, преклонный возраст? Получается, что для таких людей пост не существует. Когда начинаются постные дни, многих священников спрашивают: «Батюшка, как мне поститься? Я болею, у меня те или иные недуги, немощи». Если понять правильно суть поста, то эти вопросы возникать не будут. Потому что, как говорят святые отцы, пост – это воздержание от того, что вредит твоей душе. Пост – это труд, направленный на то, чтобы преодолеть страсти. Если человек немощен и болеет, то сама болезнь уже является для него постом, помогает ему, притупляет его страстные движения, помогает ему смириться, подталкивает к молитве, к покаянию. Поэтому физический пост для такого человека в чем-то уже и излишний.
Эта мысль святоотеческая, она у многих святых неоднократно повторяется. А с другой стороны, если ты физически в состоянии, если у тебя есть силы, они, как правило, переливаются через край, рождают какие-то страсти. Когда мы уклоняемся не туда, понимаем, что это уже вредит нашей душе, то это избыточное здоровье мы как раз ограничиваем рамками поста и, таким образом, можем справляться с порывами своей души, чтобы они не превращались в страсти.
– Вы сказали, что человеку, который болеет во время поста, его болезнь как бы вменяется в пост. Можно ли сказать, что для человека, который во время поста занят очень тяжелой физической работой, загружен заботами с утра до вечера и не может полноценно поститься, такой образ жизни считается подвигом духовным?
– Пост – это борьба с собой, преодоление самого себя. И не так важно, в чем ты себя преодолеваешь. При физической нагрузке, при большом труде человек нуждается в пище, в поддержании своих душевных сил; для него, наверное, излишне истощать себя физическим постом. Но для него все равно остается возможность поститься духовно: следить за своими мыслями, словами, поступками, подчинять себя молитвенному правилу, участвовать в богослужении, в таинстве Покаяния, быть строже к себе именно в этом отношении, строже следить за собой и быть более снисходительным к ближним. Это и будет пост, который Господь примет от него и который послужит ему для стяжания даров Святого Духа.
Поэтому всегда в Церкви существовали разные категории постящихся. Люди, которые занимались тяжелым трудом или находились на воинской службе, в путешествии, всегда освобождались от строгого поста, потому что это было даже излишне для них. Сам труд, сами тяготы, само путешествие уже были для них испытанием, поэтому было излишне накладывать на них какие-то дополнительные бремена, обязанности.
Тем не менее все равно остается главная составляющая поста – это работа над собой, духовное делание, борьба со страстями. И в этом отношении мы все в одинаковых условиях находимся: каждый обуревается страстями, нуждается в духовной работе, в том, чтоб подкреплять себя участием в таинствах. Каким бы ни был человек, все равно самое главное для него в посте – молитва покаяния – остается.
Можно сравнить пост с большим деревом, которое должно быть укоренено в православной вере. Если нет такого укоренения, если просто постишься ради похудения или какой-то диеты (или просто ты вегетарианец, или еще какие-то у тебя принципы), то такой пост не дает духовных плодов. Примеров этому очень много: люди, которые соблюдают разные диеты, стараются похудеть и так далее, не приобретают духовных качеств. Да, они могут сбросить лишний вес, достичь еще каких-то физических результатов, но духовных качеств – любви, милосердия, кротости – они не приобретают.
Поэтому пост должен быть укоренен в православной вере, должен быть выражением нашей любви к Богу, должен быть тем узким путем, который ведет к Царствию Небесному. И вот тогда он обретает свою силу, свой смысл, дает духовные плоды, дает человеку радость от того, что человек совершает свой подвиг ради любви к Богу. Это очень важно, что пост должен быть укоренен в православной вере.
Второе, если продолжать сравнение с деревом, – дерево нужно поливать. А чем его поливать? В Церкви вода – это всегда символ Святого Духа. Человек постящийся должен прибегать к церковным таинствам, чтобы благодать Божия, как вода, напояла его душу, делала благоплодным его пост, чтобы это древо поста все более и более разрасталось. Сначала оно дает листья, как любое дерево, и эти листья – внешние добродетели.
Допустим, человек стал меньше ругаться, раздражаться, обижаться; больше молится, меньше тратит времени понапрасну, ходит в храм. Это очень хорошо, но это еще только листья, это внешние добродетели, которые мы должны в себе воспитать (произвести плоды). После листьев рождаются цветы и плоды. Плоды поста – это уже внутреннее состояние человека, это любовь, покаяние, милосердие. Это то, что сначала и не видно внешним взглядом в человеке, но то, что светится в его глазах, что проявляется как некая особая благодатная атмосфера вокруг него.
Есть люди, к которым все тянутся, которые как свет, с которыми легко и хорошо общаться. Эти люди приобрели духовные плоды, которые, конечно, не могут укрыться. Как написано в Евангелии, не может град укрыться, стоя наверху горы. Если человек живет по заповедям Божиим, если он постится, работает над собой, то рано или поздно эти дарования, которые он получает от Бога, становятся явными для всех окружающих. И таким образом уже спасительны не только для него самого, но и для окружающих, которые видят этот свет добродетели и сами начинают к этому тянуться, сами начинают сначала поражаться, насколько это прекрасно и здорово, а потом стремиться к тому же самому. И тогда они прославляют Отца Небесного, тогда они тоже своей жизнью начинают служить Богу. Вот какие плоды поста.
Человек постящийся не только обретает собственное спасение, но служит маяком, светильником, свечой горящей, которая просвещает мир, помогает окружающим увидеть свет Христов. И пример этому – святые подвижники, постники, которые всю жизнь постились, постились настолько строго, что нам даже себе трудно представить. Вкушали один финик за день и больше ничего не ели, или неделями постились, или когда был Великий пост, вообще ничего не вкушали. Это воздержание, с одной стороны, кажется непонятным современному человеку, а с другой стороны, оно становится явным тогда, когда мы видим, насколько эти люди могли молиться, утешать других, насколько они горели светом Христовой веры. И тогда становится понятным, для чего они постились, для чего подвизались. Причем они ограничивали себя не только в том, в чем мы ограничиваем, а в том, что кажется вообще безобидным, что кажется уже излишним, чтобы так себя терзать. Но на самом деле это делало их причастниками благодати Божией.
Можно даже так сказать, что душа человека постящегося, когда он правильно постится, все больше и больше разгорается желанием поститься. Как и любовь все больше и больше усиливается в человеке, разгорается желание послужить любимому. Это желание и приводило подвижников к тому, что они брали на себя строгий пост. Не для того, чтобы прославиться, чтобы кто-то сказал, какие они молодцы, а потому, что душа этого жаждет. Тогда уже человек постоянно пребывает в посте. Этот постоянный пост даже не только в пище, или сне, или в чем-то внешнем; это постоянное трезвение. Это внутренний духовный пост, когда человек трезвится и очень внимателен к своему внутреннему состоянию, своим мыслям, чувствам, к каким-то желаниям, которые вдруг возникают.
Мы все находимся в состоянии духовной войны, мы все ощущаем на себе действие некоей духовной силы, которая мешает нам любить Бога, ближних. Если мы внимательно к этому относимся, понимаем, что должны постоянно отсекать все вредное, ненужное, нехорошее, что к нам приходит. И когда человек это поймет, тогда он начинает по-настоящему молиться, исполнять заповеди Божии.
Потому что внешние заповеди поста, молитвы, поклонов и каких-то других благочестивых дел – это все служит очищению внутреннего человека. И тогда исполняется евангельское обетование: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Тогда происходит великое чудо, когда немощный, смертный, слабый человек начинает ощущать Бога, начинает духовно зреть Божие присутствие в своей жизни, начинает испытывать такое состояние, которое ни с чем не сравнить, – состояние Царства Небесного в своем сердце. Вот почему пост так привлекателен, так манит человека. Потому что это встреча с Богом.
– Вы сказали, что, постясь, человек исполняет заповеди блаженств. Одна из них – «блаженны кроткие». Как кротость связана с постом?
– Это такая добродетель, которая у многих вызывает вопрос: а что это такое? Когда мы обсуждали на одном из собраний эту добродетель, меня спросили: это значит молчать, со всем соглашаться, ни с кем не спорить? Но на самом деле, например, святитель Григорий Нисский писал о заповедях блаженств очень интересно. Он пишет, что кротость – это стремление человека вести себя так, чтобы ни в чем не соблазнить своего ближнего, чтобы ни с кем не нарушить мира, чтобы каким-то своим неосторожным действием никого не смутить, чтобы не дать развиться какой-то страсти в самом себе.
Можно сравнить ее с камином. В камине лежат дрова. Они горят ровным огнем, дают тепло. Но если не следить за этим камином, пламя может так вспыхнуть, что будет пожар. Нечто такое и кроткий человек. Он следит за своими душевными движениями. Если они начинают усиливаться и превращаться в какую-то страсть, он вовремя это гасит, вовремя останавливает, чтобы это душевное движение (может быть, само по себе и хорошее) не превратилось в страсть, в пожар, который может погубить самого человека.
Вот это и есть кротость. Это осторожность, внимательность, фактически это пост, внутреннее воздержание от каких-то вредных движений своей души, от ненужных образов и впечатлений, от ненужной информации. Это все как раз и составляет добродетель кротости. Поэтому и сказано, что кроткие наследуют землю.
То есть такие люди как раз и обладают миром, обладают другими людьми не в том смысле, что они становятся какими-то диктаторами, повелителями, а в том, что люди, видя кроткого человека, начинают его ценить. Даже в житейских делах кроткому человеку больше доверяются: знают, что он не украдет; знают, что он будет поступать мудро и осторожно. Фактически на таких людях держится мир. Поэтому добродетель кротости очень близка к посту; она, собственно, и является внутренним духовным постом.
– То есть кротость – это не слабость, а очень трезвенное, внимательное отношение к самому себе.
– Да, прежде всего к самому себе. Это дает человеку познание воли Божьей. Если человек чувствует, что есть воля Божия, он уже может и настоять на ее исполнении, даже пойти на какой-то риск, когда ему скажут: «Что ты делаешь? Это же безумие». А если он знает, что это воля Божия, чувствует, что это правильно, ничего не будет бояться. Потому что боязнь возникает у человека тогда, когда он не уверен в себе, не уверен, прав или не прав. А если Господь ему открывает, что это воля Божия, тогда он уже старается ее исполнить и ничего не боится, потому что знает, что поступает по правде Божией, по любви.
– Иногда можно услышать такое мнение, что плод поста – это физическая немощь, слабость. Отчего возникает такое мнение?
– Очевидно, что когда мы начинаем поститься, некая слабость в нашем теле присутствует. Конечно, мы уже не такие активные, не такие физически бодрые, не такие страстные. Но это-то и хорошо. Потому что при избыточном здоровье и физическом благополучии силы человека превращаются в страсти, он не может их удержать, не может их ограничить ровно настолько, чтобы это было только полезно, а не вредно. Поэтому, если ты не можешь удержать эти страсти в нормальном состоянии, когда не постишься, тебе дан пост, который действительно твои силы немного ослабляет. Но ослабляет ровно настолько, чтобы у тебя оставались силы для самого главного – для молитвы, для исполнения своих непосредственных обязанностей, для дел милосердия. Вот и все.
Здесь отсекается все лишнее. И тогда человек находит это внутреннее равновесие, тогда человеку легко, потому что само тело его ограничивает. Это как машина, у которой недостаточно лошадиных сил. Человек, который едет на такой машине, никогда не будет нарушать лимит скорости, потому что машина просто не позволит, и у него будет все хорошо. А если сядешь на мощную машину, то, конечно, будет соблазн нажать на педаль и улететь. И сразу будут штрафы, проблемы и так далее. Грубый пример, но нечто подобное и здесь. У тебя нет физического потенциала, чтобы грешить, поэтому ты не грешишь. Поэтому ты в своей немощи как бы останавливаешься.
Но есть еще одно. Кроме того, что ты не можешь грешить, потому что слаб, ты еще смиряешься, понимаешь, насколько в принципе слаба человеческая природа. Ты сегодня не съел котлету, не поел досыта, как хотел, и ощущаешь, что уже настолько слабый, что тебя и ветром может сдуть; и ты не такой всесильный, как тебе раньше казалось. Когда человек сытый, кровь с молоком, ему кажется, что он все может, горы свернет, все сделает, всем объяснит, как жить; у него страшная гордыня.
А когда у тебя пост или какая-то болезнь, немощь, ты понимаешь, что ты просто слабый, немощный человек. И ты, собственно, живешь не благодаря тому, что сегодня что-то съел, а благодаря тому, что тебя Господь поддерживает Своей благодатью. Это бывает особенно ясно постом, когда постишься и понимаешь: пищи не так много, как-то не хватает, а все равно силы для работы находятся. Для важных, нужных дел силы находятся. А для чего-то лишнего их нет. И тут начинаешь задумываться: значит, здесь уже вмешивается сила Божия, Господь Своей силой дает мне сделать то, что я должен сделать. А то, что не должен делать, у меня и не получается.
– Если пост так полезен для человека (вот это ограничение скорости), почему же он не должен продолжать пост после его окончания? Почему он должен снова включить свою скорость и снова набирать обороты?
– Это зависит от устроения человека. Некоторые продолжают поститься. Есть много людей (они, конечно, об этом явно не говорят, они смиряются), особенно среди монашествующих, которые постятся всю жизнь, все время. И среди подвижников благочестия много таких людей. Если человек чувствует, что ему полезно это состояние для молитвы, для богомыслия, чтобы сдерживать свои эмоции и быть более милосердным, то пост можно и продолжать. Само по себе продолжение поста не является грехом.
Пожалуйста, можно поститься. Другое дело, как поститься правильно? Потому что пост – это не скорбь, не траур, не печальное лицо. Пост – это радость. Если человек живет в духовной радости и в пасхальные дни со всеми радуется, хотя себя ограничивает в пище (потому что ему так легче молиться), он ничего не нарушает. Есть, конечно, церковное постановление, что в воскресный день, в дни Святой Пасхи поститься не положено ради праздника. Потому что были такие еретики и сектанты, которые, искажая праздник, все время постились. Но там пост был в том, чтобы просто истязать свое естество. И считалось, что это хорошо, что ты достигаешь духовного состояния, когда себя умерщвляешь.
Господь не хочет, чтобы мы себя умерщвляли, Господь хочет, чтобы мы жили, но в согласии с заповедями Божиими. Пост просто может продолжаться от того, что ты воздерживаешься в количестве пищи, или не предаешься безумному веселью, или стараешься свои силы посвятить каким-то добрым делам в большей степени. А самое главное – все равно остается это трезвение, главный принцип духовной жизни – внутренняя внимательность к себе. Человек должен сохранять это трезвение, которое ему помогает.
К сожалению, мы часто приходим к разочарованию после поста; когда начинаются праздничные дни, у нас некое смятение. Мы видим, что праздник, что все сидят за праздничным столом, веселятся. И мы чувствуем себя тоже обязанными как бы начать всё себе разрешать. И это разрешение всего очень быстро лишает нас плодов поста. Мы весь пост трудились, наступила Пасха или другой большой праздник – и вдруг за два-три дня, а может, и за несколько часов мы всё теряем, как будто ничего не было. Жалко, мы трудимся, а потом все быстро расточаем. Конечно, это надо сохранять. И какое-то разумное воздержание, наверное, должно быть всегда.
– Особенность Рождественского поста состоит еще и в том, что он совпадает со встречей Нового года. Возможно ли светский праздник Новый год как-то обратить на пользу, чтобы он был не противоречием посту, а, наоборот, подкреплением Рождественского поста?
– Конечно, для верующего человека все возможно. Я думаю, что встреча Нового года в кругу семьи – это прекрасная подготовка к Рождеству. Потому что люди, собираясь вместе, могут подвести итог году, попросить друг у друга прощения, примириться и как-то вместе смотреть в будущее, встречая Рождество. То есть это праздник примирения, праздник семьи. И не так важно, что у тебя стоит на столе в этот момент. Может быть какая-то очень простая пища, но это не помешает тепло и хорошо провести это время.
В последнее время широко распространена традиция на Новый год служить в храмах ночные Божественные литургии. Это очень хорошая традиция, и запоминается это потом на весь год, когда прихожане, как одна семья, вместе собрались, вместе отслужили литургию, причастились Святых Христовых Таин, а потом посидели за столом, попили чай, пообщались. В преддверии Рождества они ощущают, что начинается новый период их жизни – новый год. Какие-то надежды, какие-то планы, что-то хорошее, светлое видится впереди, а все плохое остается позади. Это прекрасная подготовка к Рождеству, одно другому не противоречит.
Просто надо творчески к этому подходить. Всегда можно извлечь пользу из этого. Конечно, одно дело, если мы просто в угоду общественному мнению и нашим близким, которые вообще не постятся, перестанем поститься в новогоднюю ночь, скажем: «Ладно, Господь простит». Наверное, ради любви можно это сделать, но не ради чревоугодия. Если человек делает что-то ради любви, это приносит ему пользу. Он может сказать: «Ладно, я ради своих близких, чтобы их не огорчить, посижу с ними за столом, порадуюсь с ними и принесу им радость». Тогда он приобретет духовные плоды. А если он просто думает: «Давно я не ел колбасы, ладно, один день оторвусь, Господь простит», – потом будет разочарование, чувство, что мог бы сохранить пост до конца, но не сохранил. Будет досада на самого себя, и не будет уже праздничной радости.
– Может ли человек сам оценить, плодотворно ли идет его пост?
– Конечно, мы прежде всего сами оцениваем свое состояние. Это так же, как в болезни. Если мы поправляемся, мы сразу это чувствуем: лучше работает голова, руки, ноги; самочувствие лучше. И духовное самочувствие. Если человек правильно постится, он сразу ощущает это по своей молитве прежде всего. Ему хочется молиться, бывать в храме, со всеми хранить мир, делать что-то доброе для людей. Это показатель, по которому можно судить, правильно ты постишься или нет. Если, наоборот, в конце поста уже звереешь и ждешь, когда наконец кончится вся эта тягота, этот бесконечный пост, значит, неправильно начал поститься, что-то не так, ошибся в чем-то. Посоветуйся на исповеди, разберись в себе самом.
Многие упрекают верующих людей: «Зачем вы поститесь? Вы только злее становитесь, начинаете на всех раздражаться, всех учить». Если такое происходит, человек неправильно постился. Не надо его обвинять, нужно пожалеть этого человека и просто сказать: наверное, что-то у него так, что-то он делает не так.
– Какие самые распространенные ошибки поста?
– Ошибка новоначальных – это чрезмерная строгость поста. Причем акцент на внешних проявлениях. Я пощусь – со мной не разговаривайте, я буду в черной одежде, у меня большое молитвенное правило, поэтому ко мне не подходите, не мешайте мне. То есть человек отделяет себя от людей. Это очень явственно видно у новоначальных. Когда они начинают строго поститься, им кажется, что они теперь какие-то особые люди, чуть ли не святые, совершают какой-то особый подвиг: «Пожалуйста, не трогайте меня, не мешайте мне стать святым». Это первая ошибка, потому что цель поста – наоборот, быть ближе к людям, быть снисходительнее, мягче, добрее. А если этого не происходит, ты не в ту сторону пошел.
Вторая ошибка в том, что человек слишком обращает внимание на внешние подвиги поста, думает, сколько поклонов он положит, сколько сегодня съест или не съест, сколько правил прочитает. Опять же цель поста не в том, чтобы внешне что-то исполнить, а чтобы стяжать добродетели, приобрести любовь, молитву, покаяние. Надо смотреть на внутреннее состояние, а не на какие-то внешние проявления, которые сами по себе ничего не значат. Эти два критерия, которые могут показать, что мы неправильно постимся, должны нас как-то вразумить, и мы должны подумать: что-то не так, нет самого главного.
Удивительно, что святые, которые строго постились, не так часто пишут о внешних сторонах поста: как это надо делать, какие поклоны и сколько класть, сколько есть, сколько не есть. Конечно, есть какие-то уставы и Типикон, который это обговаривает, но об этом говорится достаточно ограниченно. Главное содержание всех святоотеческих писаний – любовь, милосердие, молитва, покаяние. А остальное уходит на второй план, это просто средство, которое может помочь на этом пути, но никак не самоцель. Ошибка в том, когда человек ставит себе целью именно пост. Тогда он ничего не достигает. Потому что цель – не пост; цель – приобрести любовь.
– Как сохранить плоды поста после его окончания?
– Продолжать поститься. Внутренне духовно поститься, понимать, что хоть пост и закончился, но духовная брань не прекратилась и лукавый от тебя не отстал, ты остался таким же немощным человеком, который нуждается в постоянном самоконтроле, в поддержке благодати Божией. И, конечно, когда мы сталкиваемся с чужим горем, с чужими скорбями, пытаемся помогать нуждающимся, страждущим людям, это нас всегда отрезвляет, сохраняет в состоянии духовного бодрствования, духовного поста.
Поэтому для нашего храма, например, очень важно больничное служение. Наши сестры милосердия, которые посещают больницу, этим не столько служат ближним, сколько самим себе, приобретая добродетели и это трезвение. Когда видишь, как люди страдают, умирают, какие у людей скорби, начинаешь как-то более ответственно относиться к своей жизни, помнить, что жизнь не такая уж длинная, что она дана не просто для того, чтобы ее для себя прожить, а чтобы послужить ближнему и Богу.
– В начале передачи Вы сказали, что Рождественский пост отличается тем, что в его период всегда было принято творить дела милосердия. Как творить дела милосердия так, чтобы они были на пользу душе?
– Любое дело милосердия, если оно сделано от сердца, с рассуждением, всегда приносит пользу душе. Конечно, если мы что-то хотим сделать, мы должны подумать, как это будет для человека, принесет ли это ему пользу: и какую-то материальную поддержку, и духовную пользу. Ни в коем случае нельзя делать так, как будто мы кому-то делаем одолжение, с гордыней: я тебе помогаю, ты теперь от меня зависишь. Потому что это будет оскорбительно, и в том, кто помогает, будет вырастать гордыня, что он такой добрый благотворитель, всем помогает.
Милосердие – это не какой-то значок, орден (я такой хороший, лишняя звездочка у меня на груди); это потребность любящей души. Если ты любишь Бога, людей, то, естественно, стремишься к милосердию, без него не можешь жить, этим питаешься. Это милосердие дает смысл жизни, потому что ради чего мы тогда живем? Жить ради себя, каких-то своих достижений? Это и бесполезно, и неинтересно, и не нужно.
Я думаю, что милосердие как раз и является самым хорошим продолжением поста, потому что оно является деятельным покаянием. Ведь главное содержание поста – это покаяние. А когда делаешь дела милосердия, делаешь их ради любви к ближнему, осознавая, что ты еще недостаточно совершил добра, что совершил много греха, и теперь надо потрудиться, чтобы душа успокоилась, получила от Бога утешение, ощутила, что она прощена от греха. И для этого человеку, конечно, нужно делать добро, трудиться ради ближних.
– Так как Рождественский пост совпадает со встречей Нового года, наверное, не просто объяснить детям, почему во время такого праздника, когда все получают конфеты, радуются, веселятся, следует ограничить себя и поститься. Как объяснить детям необходимость Рождественского поста?
– Так получилось в результате сдвига календарей. Но раз уж так получилось, конечно, мы должны как-то к этому приспособиться. А детям можно объяснить так: «Если ты любишь Бога, приносишь Ему какую-то жертву. Жертвенная любовь самая дорогая. Поэтому, когда все празднуют и едят конфеты, ты не ешь конфеты. Ты приносишь этим маленькую жертву Богу. Что ты можешь еще принести? Только конфеты. Не съел эту конфету, а отложил ее до Рождества. И эта маленькая жертва потом принесет тебе большую радость: тебе радостно, что ты чем-то пожертвовал ради Христа». Наверное, детям это понятно, что такое пожертвовать конфетой ради Христа. И потом им будет радостно и приятно, что они совершили что-то очень важное, великое, хотя внешне ничего особенного здесь нет.
– Как научить детей молиться и творить дела милосердия?
– Этот вопрос на целую передачу. Я думаю, не смогу на него ответить. Но если сказать кратко – надо просто за них молиться, и все. Потому что все наши рассуждения, доводы настолько слабы, что постоянно разбиваются о правду жизни. Мы считаем, что надо так, а потом оказывается, что это не работает, не получается. Поэтому главное правило – надо просто молиться за своих детей, поститься за них.
Помните, как сказано в Книге Иова? Праведный Иов каждый день по нескольку раз молился именно за своих детей, постился, чтобы Господь простил его чадам какие-то вольные и невольные согрешения. И это его предстательство за детей – пример для нас, что мы должны прежде всего делать так. Главная составляющая нашего воспитания – мы воспитываем детей тем, что за них молимся. И, конечно, исполняя заповеди Божии, являемся для них примером. Этот пример их и воспитывает. Воспитывают ведь не слова, а жизнь, которую они видят вокруг себя. Если родители молятся и сами живут по заповедям Божиим, мне кажется, этого достаточно, чтобы воспитать детей.
– Молиться и поститься можно, наверное, и за своих неверующих родственников. Это тоже будет им полезно.
– Есть такой особый подвиг. Некоторые люди берут на себя подвиг, когда молятся за близких, попавших в тяжелую ситуацию. Специально постятся, читают определенные правила, чтобы вымаливать своих родных. Но это особое служение, на которое лучше взять благословение, посоветоваться с духовником, насколько можешь на себя это взять – вымаливать другого человека, потому что это очень сложно. Конечно, здесь нужно рассуждение. Не каждый способен на это.
– Предлагаю подвести итог нашей сегодняшней теме и еще раз рассказать о плодах поста.
– Пост – это, конечно, необходимое средство (не цель, а средство) для стяжания христианских добродетелей. Пост помогает человеку побеждать свои страсти, смиряться, видеть лучше свои грехи, более снисходительно относиться к своим близким. Пост имеет две составляющие. Это пост телесный, когда мы воздерживаемся от пищи, и пост духовный, когда мы внимательны к своему внутреннему состоянию, когда приносим Богу молитвы, покаяние. Все это вместе (при условии, что есть христианская вера и стремление послужить Богу) как раз и дает плоды. А плоды поста – это плоды Духа Святого: любовь, кротость, воздержание, милосердие, сострадание к ближним. И все это открывает для человека возможность общения с Богом, открывает для него Царство Небесное.
Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро