skip to Main Content

Благовещение Пресвятой Богородицы

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Тропарь Праздника Благовещения, глас 4.

Двадцать пятого числа марта, то есть за девять месяцев до Рождества Христова, Церковь совершает торжество в воспоминание преславного и вожделенного Благовещения Пресвятой Деве Марии о чудесном, безсеменном зачатии и рождении Ею Предвечного Сына Божия. (Лк. 1:26–38).

У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии; и только в VII веке на Востоке и Западе ему было усвоено наименование Благовещения Пресвятой Богородицы.

Установление праздника принадлежит самой глубокой древности. По поводу начала Празднования Благовещения существуют разные мнения. Талантливый богослов, литургист и духовный писатель XX века Гермоген Шиманский (1915-1970) отмечает, что Благовещение известно уже в III веке, ссылаясь на Слово святого Григория Чудотворца на Благовещение. Однако есть ряд критиков этой точки зрения, о чем нам говорит свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (1800-1857): некоторые, основываясь на трех беседах Григория Чудотворца, относят начало праздника к III веку; но это основание не совсем прочно, потому что эти беседы, по замечанию критиков, относятся к позднейшему времени, а именно: две из них приписываются Проклу, Константинопольскому патриарху, жившему в V веке, а третья – Иоанну Златоусту. Но несомненны следы этого праздника в IV веке – т.к. в сочинениях свт. Иоанна Златоуста, кроме той, которая приписывается и Григорию Чудотворцу, есть другая беседа на день Благовещения Богородицы; кроме того, в 255-м и 416-м правилах Номоканона, составленных отцами Неокесарийского Собора (314) день сей поставляется между торжествами Христианской Церкви

 Можно думать, что в намерении Церкви при учреждении праздника Благовещения, если только он не был известен ранее IV века, было и то, чтобы опровергнуть ересь ариан и других лжеучителей того времени, силившихся опровергнуть Божество Иисуса Христа и поколебать истину Его воплощения. К этой мысли приводит нас частью сам предмет праздника – безсеменное зачатие Сына Божия, частью же одна беседа Иоанна Златоуста, говоренная на день Благовещения Богородицы и вся направленная против Ария и последователей его. В VIII в. святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью.

О важности праздника можно понять из песнопений службы Благовещения, начиная с праздничного тропаря, который называет его «спасения нашего главизной», т.е. началом спасения. И действительно, в празднике открывается таинство Предвечного Совета Пресвятой Троицы о домостроительстве спасения человечества от власти греха, смерти и диавола, о чем нам говорят тексты праздничного богослужения. Когда «оскуде князь от Иуды, время наста прочее (уже), в немже явится языков (народов) надежда — Христос». Тогда «послан бысть (Архангел) Гавриил к Деве Марии и возвести Ей неизглаголанную радость, яко безсеменно зачнет и не истлеет. Родиши бо Сына, Превечнаго Бога, да спасет люди Своя от грех их». Через Благовещение Ангела становится известным «Совет Вышняго», изначальный и истинный, таинство, прежде веков предопределенное Отцом, проводимое всеведущим Богом, предсказанное пророками, ныне же ставшее явным: Бог (Слово) вочеловечился, приняв плоть от Девы — «во утробу вселися Девичу предочищенную Духом».

Особо выделяется в русской богослужебной традиции стихира, исполняемая на вечерне Благовещения, которая чрезвычайно точно и торжественно передает суть праздника: «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная, радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая, радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде, радуйся, Божественная стамно манны, радуйся, разрешение клятвы, радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь».

Это великое таинство Боговоплощения в начале не было известно даже Ангелам и, будучи соблюдаемым прежде всех веков, было доверено одному Архангелу Гавриилу, служителю чуда воплощения, «великому воеводе Невещественных», и он, пришедши в Назарет, поведал об этом Чистой Деве Марии.

Песнопения службы Благовещения указывают на непостижимость для человеческого разума образа воплощения и рождения во плоти Сына Божия.

Но когда угодно Богу, то и необычное и «преславное» удобно совершается и побеждается порядок природы («естества чин»). Бог воплощается неизреченным и непостижимым образом «паче слова и смысла», как Сам знает. Ограниченному человеческому разуму и даже уму Ангельскому непостижимо то, что «Бог в человецех, Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето: и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно, и истощание несказанно, и таинство елико. Бог бо истощавается и воплощается, и зиждется, Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу».

«О, таинства! Образ истощания неведом, богатство благости несказанно. Ангел служит чудеси: Девича утроба Сына приемлет: Дух Святый низпосылается: Отец свыше благоволит: и изменение общим творится советом».

Воплощенное домостроительство (слав. «смотрение») о спасении мира есть действие во всей полноте Единотройческого Божества: Отец благоволит, Дух Святой низпосылается и Сын воплощается, спасение («изменение» — воссоздание) «общим творится советом». И в Богородицу вся полнота Божества «вселися телесне, благоволением Отца Присносущного и содействием Всесвятаго Духа».

Как непостижимо было само воплощение Бога Слова и сверхъестественно (превыше законов природы) зачатие от Святого Духа, так неизреченно, непостижимо для человеческого ума и то, что по Рождестве Родившая осталась Девой, ибо Она «в рождестве матерскаго избежала еси тленнаго естества, и превыши сущи», «неискусомужно» и «без нетления» родив Сына, по рождестве пребыла Чистая Приснодева.

В Боговоплощении была явлена высшая степень любви Божией к падшему человеку. Сын Божий воплотился, вочеловечился, чтобы воссоздать человека, исполнить его «всяческия славы», возвратить утерянное Богообщение.

Сын Божий «Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный, щедротство прием и человеколюбную милость, Себе постави во истощание».

Ради этого милосердия и человеколюбивой милости к людям Сын Божий уничижил Себя (слав. — «постави во истощание»), ради человека истощил внешние, свойственные Богу величие и славу, смирил Себя, чтобы приблизиться в вочеловечении к Своим падшим сынам: «Соприсносущное Слово Пребезначальнаго Отца, не разлучився горних, ныне предста дольним, ради крайняго благоутробия: милость прием, еже на ны поползновения, и Адамову нищету восприем, вообразися в чуждее».

Своим воплощением Бог показал, что любовь есть сущность Его Божественного Бытия, что Он есть любовь (1Ин. 4:8, 16). Только безграничная любовь могла побудить Бога сойти к человеку, облечься в «перстность» человеческого тела, воплощением соединиться с человеком, взять на себя грехи всего мира, спасти человека от смерти и соделать сыном Света, способным к бессмертной, вечной жизни в Богообщении (Ин. 3:16; 1 Ин. 4:9-10; 2 Кор 5:19; Рим. 5:8).

«Да веселятся небеса, и радуется земля», — восклицает Церковь устами святого песнотворца Иоанна Дамаскина. Поистине, это радость и небесных и земных, ибо с пришествием Христа на землю «нижняя с вышними совокупляются, Адам обновляется» и весь человеческий род, «сень нашего естества становится храмом Божиим, обожаясь Божеством».

Интересны народные обычаи XIX века, имеющие отношение к празднику, о которых говорит свт. Иннокентий: «В нашем Отечестве, в некоторых сельских церквах, преимущественно великороссийских, существует обыкновение на праздник Благовещения раздавать народу просфоры, специально во множестве для этого приготовляемые и освящаемые. Просфоры эти некоторые кладут в небольшое количество хлебных семян и наблюдают за ними до времени посева; а с наступлением его смешивают это небольшое, освященное благословенным даром, количество семян с семенами, приготовленными для посева; просфору же, выехав на поле и сотворив молитву Господу о ниспослании благословения на сеяние, употребляют в пищу. Как и когда образовался этот обычай, неизвестно. Можно только видеть, что в нем выражается желание благословения Божия. Потому же и для этой же цели в некоторых селениях, особенно малороссийских, простой народ испрашивает у священника несколько семян, или хотя одно из пшеницы, благословляемой на всенощном бдении этого дня».

Нравственная мысль этого праздника, по мысли свт. Иннокентия, столь же высока и таинственна, сколько неизреченно и непостижимо зачатие во плоти Сына Божия. Безсеменное зачатие Иисуса Христа внушает нам, что и христианин рождается не от похоти плотской, но от Бога; что со стороны возрождаемого требуется та же постоянная внимательность к самому себе и строгая бдительность над собственным сердцем, та же живая вера и всецелая преданность воле Божией, которые обрели благость у Бога Преблагословенной Деве Марии.

По словам прот. Георгия Митрофанова, осознанные и смиренные слова Пресвятой Девы Марии, с которыми Она приняла Благую весть от Ангела о том, что Она родит Мессию, — «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38), — отныне и до века должны были стать словами каждого христианина, принимающего в свою жизнь волю Божию.

Но это трудно. Трудно было Ей. Трудно нам. И вместе с тем это единственный путь быть благовестником тайны Боговоплощения.

Мы все, христиане, призваны к тому, чтобы принять благую весть в свое сердце. Но мы точно также призваны и к тому, чтобы нести эту благую весть миру, а это великий подвиг.

Мы все хорошо знаем, сколь величественна и вместе с тем трудна была жизнь Пресвятой Богородицы. Мы знаем, какую огромную меру страданий Ей пришлось испытать в этой жизни. Никто не страдал так, как Пресвятая Богородица. Но в этом содержится очень важное указание для всех нас.

Благую весть очень трудно принять, еще труднее возвещать ее миру, но, может быть, самое трудное заключается в том, чтобы, приняв в себя благую весть, возвещая ее в течение всей своей жизни, оставаться верным этой благой вести. Оставаться верным Богу, чтобы эти слова, слова Пресвятой Богородицы, в которых Она возвестила о Своей готовности быть с Богом и служить Богу, чтобы эти слова были самыми главными для каждого благовестника Христова, то есть для каждого из нас с вами, дорогие братья и сестры.

 

Источники:

  1. Материалы сайтов https://azbyka.ru, https://pravoslavie.ru.
  2. О великих господских и богородичных праздниках / [Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический]. — Киев : Тип. Киево-Печерской лавры, 1835.
  3. Литургика: Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002.

 

Back To Top
×Close search
Поиск