5 марта – 1-я Неделя Великого Поста — Торжество Православия
Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Тропарь Недели Торжества Православия. Глас 2
С Божией помощью мы заканчиваем первую седмицу Великого Поста. После участия в Великих повечериях с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского с понедельника по четверг, в субботу первой седмицы Великого поста Церковь праздновала память св. великомученика Феодора Тирона, замученного при римском императоре Максимиане в начале IV века. Святой мученик прославился тем, что во время гонений императора Юлиана Отступника (сер. IV века) совершил чудо избавления постившихся христиан от оскверненной пищи: явившись Константинопольскому епископу Евдоксию, он повелел ему предупредить свою паству о воздержании покупке на рынке пищи, окропленной кровью от языческих жертвоприношений. Взамен оскверненной пиши он научил, как приготовить коливо – вареную пшеницу, избавив таким образом христиан от осквернения. В память об этом событии в субботу в Церкви совершался чин освящения колива.
В первое воскресенье Великого Поста соединяются темы Воскресения Христова и Торжества Православия. Праздник Торжества Православия установлен в честь окончательной победы после полуторавековой борьбы над ересью иконоборчества и восстановления иконопочитания св. царицей Феодорой и Константинопольским Патриархом Мефодием на Константинопольском соборе 843 года.
Суть иконоборчества состояла в том, что утверждая о невозможности изображения Бога, оно в конечном итоге отвергало факт человеческого воплощения Бога, что является условием для обновления человеческой природы, обожения и спасения человека. Если Христос не может быть изображен, то значит Он не был истинным человеком. Таким образом, икона как образ Богочеловека Христа является указанием на истинность Боговоплощения, Его явление и присутствие в мире для спасения человека. Кроме того Торжество Православия – это еще и окончательная победа Православия над всеми триадологическими, христологическими и прочими ересями и расколами, которые были рассмотрены на семи Вселенских Соборах (последний VII Вселенский Собор, закрепивший почитание икон, состоялся в 787 году). Царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!».
Богослужебный чин Торжества Православия был составлен Константинопольским Патриархом святителем Мефодием, совершившим впервые праздничное богослужение на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста 19 февраля 843 года. С тех пор осуществляется празднование Торжества Православия.
Как уже было отмечено, в службе Праздника утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Поэтому благословляются вместе с иконопочитателями и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Тема Праздника как победы над ересями и расколами объясняет особое место в службе чина анафематствования. Анафема соборно провозглашается не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
Богослужение недели Торжества Православия совершаются по Октоиху (Осмогласнику) и Триоди Постной с соединением воскресной службы с текстами службы Триоди, посвященными теме воскресенья. Кроме того, в неделю Торжества Православия перед часами или после Литургии совершается особенное молебное пение — «Последование молебного пения в неделю Православия». В современном виде оно было установлено в 1902 году, по распоряжению Святейшего Синода и содержит в себе как благодарения за благодеяния Божии, так и молитвы о том, чтобы Господь утишил шатания, разделения и расколы церковные.
Наконец, еще одной темой богослужения этого воскресенья, также константинопольского происхождения, отражаемой в текстах Постной Триоди, является память святых пророков. Это более древняя память, чем Торжество Православия, и многие тексты, посвященные пророкам, были в свое время вытеснены текстами появившегося позднее праздника.
В содержании богослужения, кроме прославления утверждения православного учения и победы над иконоборческой ересью, возносится благодарение Богу за установление единомыслия: «Благословен еси, Господи, единомыслие наше устроивый…», что подобно литургийному возгласу «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» призвано в начале Великого поста напомнить верующим о важности сохранения единства веры, за установление которого пострадало великое множество святых людей.
По словам митрополита Антония Сурожского, торжество Православия мы видим и прославляем в двух вещах:
— в том, что православные люди, рассеянные по лицу земли или собранные в плотные народные общины, несмотря на гонения, несмотря на громадные трудности, сохранили в чистоте свою веру, сохранили благоговейно свое богослужение, сохранили путь духовный, который нам завещан Христом в Евангелии и Отцами Церкви в течение всех веков нашей церковной жизни;
— и, в конечном итоге, торжество Православия, о котором ликует наше сердце, потому что оно и на будущее исполняет нас надежды, это победа Божия в немощи человеческой, над нами и в нас, среди нас, в течение уже прошедших тысячелетий. Торжество Православия – это день, когда мы ликуем, что Бог остался непобежденным человеческим грехом, грехом ума, холодностью и неустойчивостью сердца, колебаниями воли, грехами плоти.
Поскольку мы знаем, что как бы ни хотел человек быть верным, сколько бы ни напрягал он свои силы, он бывает легко побеждаем, если не Сам Господь даст ему силу, если не благодать Божия будет сражаться за него.
Использованные источники:
- Материалы интернет-сайтов:
http://pokrov-mkk.ru/
- Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
- Богослужения Триоди Постной. Изд. 3-е испр. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.