Слово настоятеля: о богатом юноше
Проповедь иерея Иоанна Кудрявцева за Божественной литургией в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, 14 декабря 2014 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.
Сегодня мы с вами слышали Евангелие о богатстве. Один человек подошел ко Господу и, искушая, спросил: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Господь, чувствуя его некое лукавство, говорит ему: «Никто не благ как только Господь!»
В этих словах уже заключается ответ на вопрос «что делать?»
Если Господь благ, то и ты будь благим, и тогда наследуешь жизнь вечную! Но, ради немощи человеческой Спаситель говорит: «Исполни заповедь!» Он говорит так не потому, что этот человек не знал заповедей. Конечно, знал, и Сердцеведец Христос понимал, что этот юноша подошел искушать. И Он напоминает ему заповеди: «Не укради, не прелюбодействуй, не убивай, чти отца и мать своих» И вот тут проявляется немощь этого человека! «Все сие я сохранил от юности моей! Я все исполнил!» – говорит он Христу. Но, разве кто-то может сказать, что все исполнил? Неужели в совершенстве можно исполнить заповедь о почитании родителей? Мы всегда перед ними в долгу! Неужели возможно никогда никого не судить? Неужели можно никогда не пожелать чужого или мысленно не украсть? Но, этот человек все же сказал: «Я все сохранил, у меня все исполнено и вот не знаю, а что ещё делать».
Удивительная слепота! Ведь, если человек исполняет заповеди Божии, и сердце его наполняется любовью и очищается, то он начинает видеть все больше своих грехов и чувствовать, чего же ему ещё не хватает. А этот юноша был, вероятно, в неком духовном ослеплении, самолюбовании, тщеславии. Внешне он исполнял все, а внутренне не имел самого главного – любви. Что же мешало ему иметь любовь? Господь задает ему вопрос, который сразу раскрывает его духовную язву, его грех. Он говорит: «Все, что имеешь, раздай нищим и следуй за Мной». И этот человек отошел со скорбью, потому что имел страсть сребролюбия, был привязан к богатству. Эта привязанность не позволяла ему исполнять все заповеди, ожесточала его сердце, ослепляла, приводила к гордыне и фарисейству.
Но, даже апостолы, ученики Христовы, были поражены, когда услышали, что надо все отдать и только тогда следовать за Господом. Они спросили: «А как человек может спастись?» Этот вопрос понятен, если вспомнить, что иудеи считали богатство благословением Божиим. Если человек богат, как праведник Авраам, как многие другие ветхозаветные праведники, значит, он благословлен Богом. И это верование очень глубоко укоренилось в сознание ветхозаветного человека. Поэтому ученики спрашивают, кто же может спастись, если даже праведники были богаты. Неужели, они не спаслись! И Господь отвечает: «Человеку это невозможно (не может человек спастись, уповая только на свою праведность и на свои добродетели), но, все возможно Богу!»
Заповедь о богатстве, точнее, о том, чтобы не привязываться к богатству, наверное, самая трудная заповедь. Даже заповедь о чистоте легче, потому что не всегда человек обуревается плотской страстью. А, вот заботами о житейском он всегда обуреваем. Он всегда беспокоится, ведь, сама плоть, само естество, забота о ближних, заставляет нас заботиться о богатстве. «Чем я буду кормить своих детей? Чем оплачу свою квартиру? Чем заплачу за лекарства? Как я буду жить на пенсии?» – человек постоянно задает себе эти вопросы и скорбит, переживает. Это переживание, конечно, извинительное и понятное, тем не менее, раскрывает нашу привязанность к богатству, нашу надежду на него, ведь не зря Господь сказал, что человеку невозможно спастись. Человек всегда будет по немощи надеяться на материальное благополучие. Это, конечно, страсть, которая пленяет, пугает, заставляет постоянно заботиться о том, о чем, в общем-то, не надо заботиться, потому что со временем мы чувствуем и понимаем, что материальное благополучие, в котором мы нуждались, Господь нам дал. А все наши планы и заботы были напрасны, излишни, они только иссушали нашу душу и мешали нам молиться.
Господь говорит: «Богу все возможно!» Что значат эти слова? А то значат, что если мы с вами обратимся к Богу и попросим: «Господи, помоги нам надеяться только на Тебя! Помоги нам не надеяться на богатство, на материальное благополучие, отгони страх и тревогу о будущем» – то мы, конечно, получим просимое!
Как часто бывает, что много думаешь о повседневности, о материальном благополучии детей, семьи, а потом причастишься Святых Христовых Тайн и понимаешь, что сейчас Господь в тебе, ты с Господом, и все эти страхи уходят, тревоги и проблемы забываются, и ты видишь, как Господь Сам устраивает все по Своей святой воле.
Таким образом, когда нас обуревает эта страсть, мы должны молиться Богу, чтобы смириться. Существует не только внешнее богатство, но ещё и внутреннее богатение человека в самого себя. Надежда на материальное, на свои силы, работу, на свои знания и способности – это тоже внутреннее богатство, которое мешает человеку прийти к Богу, все оставить и довериться Ему.
Это не значит, что надо надеть на себя рваную одежду и уйти скитаться. Такого Господь от нас не требует. Это не значит, что мы не должны платить за квартиру или не должны работать и получать зарплату. Это значит, мы не должны прилагать к этому сердце. А когда нам тяжело и наступают трудности, как сейчас, когда всем трудно и все переживают, что же будет в следующем году с нами и с нашими детьми, как мы будем работать и будет ли у нас возможность содержать семью, то все эти заботы мы должны принести Богу в молитве. Сказать: «Господи, Ты Сам нам помоги и все устрой, потому что Ты хранишь каждого человека». Даже волос с головы человека не падает без воли Божией. Неужели Господь нас оставит, когда мы все сердце свое предаем Богу, когда мы все свои помышления устремляем к исполнению воли Божией и по своим силам стараемся исполнять заповедь поста?
Не будем смущаться и унывать перед скорбями, которые сейчас нас окружают, потому что так Господь испытывает нашу любовь, очищает наше сердце. Вспомните, когда было полное благополучие во всем, как были мы равнодушны, как мы были холодны к молитве! А сейчас, когда мы тревожимся и переживаем за будущее, мы начинаем усиленно молиться. Мы начинаем молиться сердцем, понимая, что сами мы ничего сделать не можем. Это тоже милость Божия и испытание. Милость Божия, что Господь потихонечку нас исцеляет от пристрастий, привязанностей, от надежды на богатство и на свои силы.