Слово настоятеля: «Тайна любви Божией в том, что мы носим немощи друг друга…»
Проповедь иерея Иоанна Кудрявцева в неделю 21-ю по Пятидесятнице, 2 ноября 2014 года.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.
Притча о богаче и Лазаре открывается нам сегодня удивительным образом, ведь, вчера мы поминали усопших. В свете этого поминовения, мы по-новому можем увидеть эту притчу, раскрыть в ней ещё один смысл. Эта притча хорошо нам известна. Некто богач во всякий день веселился и праздновал светло, не имел ни в чем недостатка. У ворот его дома находился Лазарь, нищий и больной. Он был настолько голоден, что мечтал насытиться крошками, которыми питались собаки во дворе этого богача. Но, вот, богач умер и попал во ад. А умерший Лазарь был отнесен на лоно Авраамово.
Пребывающий в муках богач видит Авраама, ветхозаветного праведника, отца всех верующих, как его называют, и говорит ему: «Отче Аврааме, остуди мой язык, я страдаю!» И видит рядом с Авраамом нищего Лазаря и слышит в ответ: «Ты наслаждался в жизни и теперь страдаешь, а Лазарь страдал всю жизнь и теперь утешается!» Но самые страшные слова, которые мы слышим от Авраама в этой притче, таковы: «Все, находящиеся во аде, не переходят в место упокоения. А мы не переходим к вам!»
Вдруг в богаче, в этом страдающем человеке, открывается какая-то доброта и сострадание. Он говорит: «Хотя бы пошли Лазаря, пусть он скажет моим братьям, чтобы они так не грешили, как грешил я, чтобы они покаялись!» Казалось бы, человек уже раскаивается и просит о милосердии, но слышит страшный ответ на свою просьбу: «Они имеют пророков! А если и пророков не слушают, если откровения Божии не принимают, то даже если кто из мертвых воскреснет, не покаются, потому что душа их ожесточена, тверда как камень!»
Эта притча оставляет нас порой в недоумении. Особенно, когда мы потеряли своих близких, когда душа наша болит за них, ведь, мы не знаем, какова их вечная участь, вечная судьба!
Богач обращается к Аврааму потому, что ему не к кому было больше обратиться. Действительно, до Христа находящиеся в муках души не переходили на лоно Авраамово. Не было Ходатая, не было Спасителя, Того, Кто Своей драгоценной Кровью искупил от греха и смерти всех людей! А мы с вами имеем великое утешение обращаться ко Христу! Но, только здесь, в этой жизни, пока мы живем, мы можем молиться и за себя, и за своих усопших близких. И эта молитва может изменить вечную судьбу наших родных и близких и исходатайствовать им прощение грехов. Эта молитва может их ввести в Царство Божие, даже если их жизнь не соответствовала заповедям Божиим, даже если они не в полной мере познали Христа Бога. И поэтому у нас есть великое утешение – молитва за усопших. Эта молитва может совершать чудеса, может изводить человека из ада. Не случайно Церковь за каждым богослужением молится об усопших. Несколько раз в году установлены специальные дни поминовения всех от века усопших православных христиан, для того, чтобы вымаливать их, испрашивать для них прощение грехов и жизнь вечную.
Но у этой притчи есть ещё один смысл. Пока мы с вами живем, нам дана возможность молиться Богу и каяться в своих грехах. Как только заканчивается жизнь человека, он ничего не может уже сделать, ему остается только надеяться на молитвы близких. Вспомните древнерусские иконы, например, икону Страшного Суда или Воскресения Христова. Как изображаются на иконах усопшие? Они изображаются в виде младенцев, которые крепко повязаны пеленами, у которых не видно ни рук, ни ног. Они как бы в плотной оболочке, как куколка бабочки, как личинка, которая ничего не может сделать сама. Вот так же и человек, отошедший из этой временной жизни. Он сам уже не может просить о прощении своих грехов, потому что для него закончилось время покаяния. Он сам не может приносить Богу молитвы, потому что эта молитва уже бесплодна. Он может только ждать и надеяться на помощь своих близких, тех, кто ещё живет на земле, кто ещё молится и ему сострадает.
Вот, как важна молитва об усопших! Это наш долг перед близкими! Мы не должны предаваться унынию и отчаянию и думать о том, как нам плохо сейчас без них, без родных деток, родителей, без братьев и сестер. Это эгоизм! В этом случае мы страдаем не за них, а за себя, из-за того, что нам плохо, грустно, некомфортно. А, ведь, мы должны переживать за то, как они там, какова их вечная участь и при этом всегда помнить, что их участь зависит от нас с вами! Не только от нашей молитвы, но и от нашей жизни. Если они не успели покаяться, если они не успели исполнить заповеди Божии, давайте будем мы исполнять за них то, что они не успели! Давайте творить добрые дела за них! И тогда наша молитва будет живой и действенной.
Сегодняшняя притча говорит нам о милосердии. Милосердие – это не только материальная помощь: принести продукты, дать денег или кого-то накормить. Милосердие – это духовная помощь: помолиться за человека, попросить у Бога помощи для него, простить этого человека, потому что если мы простим, то мы сможем молиться за него. И, наоборот, если мы молимся, нам легче простить.
Очень часто в нашей жизни встречаются такие ситуации, когда мы никак не можем простить. Что делать? Молиться за обидчика! И тогда молитва смягчит наше сердце, и мы сможем простить и почувствуем, что и Господь прощает нас и этого человека, и всех нас вместе! Мы все очень разные люди. У всех свои недостатки и немощи. И если бы мы подбирали себе друзей и знакомых только по достоинству, то мы никого бы себе не нашли. Мы были бы одиноки. Мы были бы как в пустыне, потому что нет человека, который живет и не согрешает. И нам бы всегда казалось, что этот человек плох в одном, а эта наша знакомая согрешает в другом. И мы всегда были бы одни.
В том-то и тайна любви Божией, что мы носим немощи друг друга, учимся прощать и терпеть неприятности от своих близких, учимся забывать обиды. И для этого нам нужна молитва.
Вот, о чем говорит нам сегодняшняя притча. О милосердии и молитве друг за друга. Поэтому будем стараться быть милосердными! Будем молиться и за живых, и за усопших! И тогда по нашей, пусть даже немощной и слабой, молитве Господь простит всех, Господь поможет и сподобит всех нас встретиться в Царстве Небесном!
Аминь.