skip to Main Content

Слово настоятеля: «Вера – это живое ощущение присутствия Божия в нашей жизни»

Проповедь иерея Иоанна Кудрявцева после Божественной литургии в неделю 19-ю по Пятидесятнице. Апостола Фомы. 19 октября 2014 года

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

«Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Эти удивительные слова Господь говорит апостолу Фоме в тот момент, когда он осязает раны Христовы, и происходит чудо обретения Фомой веры во Христа Бога. Есть такая поговорка: «Фома-неверующий». Что значит «неверующий»? Он хотел сам все увидеть, все осязать, удостовериться в Воскресении Христовом, хотел получить доказательство своей веры, поэтому он был назван Фома-неверующий.
Когда Господь является ученикам после Воскресения, Он говорит Фоме с некоторой укоризной: «Подойди сюда, поднеси свой перст и вложи в Мои раны и не будь неверным, но верным!»
В древности, да и сейчас, всех христиан, тех, кто имеет живую веру и следует за Христом, называли верными. Верность Богу. Доверие Богу. Преданность Богу. Но, как приобрести такую верность, как приобрести живую веру, чтоб не сомневаться?
Как часто нас мучают сомнения! Как наш разум восстает иногда против нашей веры! А, скорее восстает не разум, а лукавый дух. Он начинает нас искушать, особенно в житейских трудностях, начинает задавать каверзные вопросы, на которые мы не можем ответить. И этот лукавый дух говорит нам: «Ты не можешь ответить на этот вопрос, ты ничего не понимаешь! Истинна ли твоя вера, если ты её не понимаешь, если не можешь объяснить самых главных тайн своей веры — Воскресения, покаяния, святого крещения, святой тайны Евхаристии? Как ты можешь это объяснить? Если это необъяснимо, то надо ли этому верить? Вдруг это все только твое воображение, самовнушение? Вдруг это только красивая сказка?»
Каждый человек искушается такими помыслами, потому что каждый испытывает духовную брань, воздействие нечистого духа. Но, и каждый христианин, который пришел в храм Божий, однажды испытал в своей жизни нечто особое, нечто иное.
Мы все с вами читаем книги. Люди, которые более или менее интересуются христианством, имеют возможность прочитать Евангелие и узнать о Церкви Христовой. Но, только малая часть приходит к живой вере. Почему же это происходит? Если каждому открыто слово Божие, каждый человек думает, размышляет и может узнать о чудесах Христовых, о жизни Церкви Христовой, почему мало кто приходит к Богу?
Как, вообще, познать Бога? Человекам это невозможно, говорит Господь, но все возможно Богу. Богопознание – это процесс сотворчества, содействия свободной воли человека и воли Божьей. Когда Господь видит, что человек страдает и ищет Истину, прилагает усилия, чтоб её обрести, тогда Господь выходит навстречу и посылает Свою благодать. И благодатью Божией человек познает Бога. Не разумом, не знанием, не рассудком, а именно благодатью Божией, которая касается чистого сердца! И тогда происходит то же самое, что произошло с апостолом Фомой. Как только он коснулся ран Христовых, а может быть, даже не коснулся, потому, что Евангелие не передает подробностей, он сказал: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами он выразил свою живую веру во Христа. И уже не нужны были ему удостоверения и доказательства, потому что он принял веру в свое сердце, потому что сердцем ощутил Истину, познал Бога!
Вот, как можно прийти к Богу – раскрыть свое сердце, приготовить его к принятию Бога, искать Истину. Вот, в чем одна из тайн и загадок нашей православной веры, которая вообще полна загадок. Вера – это не знание, не философия, не учение, даже не нравственное наставление, а живая связь с Богом! Вера – это живое ощущение присутствия Божия в нашей жизни. И когда мы с вами чувствуем ослабление своей веры, мы должны задуматься и понять, что в этом есть наша вина. Значит, наше сердце ослабело и заболело какой-то страстью. Если мы не чувствуем молитву, не чувствуем богослужения, не испытываем благоговения во время Таинства священнослужения, значит, наше сердце надо лечить! Лечить трудом, покаянием, терпением скорбей и смирением.
Таков путь к Богу. Он очень узкий. Он исполнен не только внешних скорбей, но и внутренних — борьбы с самим собой, со своим неверием, малодушием, нечистотой. Но, этот путь и радостный, ведь, когда Господь является в жизнь человека, отходят все сомнения, колебания, страхи. И тогда от всей души человек говорит: «Господь мой и Бог мой!».

Аминь.

Back To Top
×Close search
Поиск