skip to Main Content

Страстная  седмица (29 апреля – 4 мая)

«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным»

Евхаристический гимн Великой Субботы

 

Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой, являющаяся самой важной частью церковного года Православной Церкви, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, Крестной смерти, погребению. Свой отсчет седмицы — семи дней по церковному времени она начинает с вечерни воскресного дня – Вербного Воскресенья – Праздника Входа Господня в Иерусалим (с 28 мая в текущем году). Вечерня, совершаемая в Вербное воскресенье — Неделю ваий вечера, – еще раз являет нам главную особенность службы вечерни — ее положение между богослужебными днями. Церковный день кончается не до или после вечерни, а внутри нее. Это особенно заметно тогда, когда Литургия совершается на вечерне (как в случае великопостных Литургий Преждеосвященных Даров), но и в некоторых других случаях – например, в неделю сырную вечера, в Неделю ваий вечера.

На «Господи, воззвах» поются еще стихиры на Вход в Иерусалим: «Прииде Спас днесь во град Иерусалим, исполнити Писание, и вси прияша в руки ваиа: ризы же постилаху Ему…» (2-я стихира на «Господи, воззвах»). Стихиры на стиховне декларируют переход – и в жизни Господа, и в богослужении, и, следовательно, в нашей собственной жизни: «От ветвий и ваий, яко от Божественна праздника, в Божественный прешедше праздник, честному Христовых Страстей, вернии, стецемся таинству спасительному», – давайте от Божественного праздника Входа Господня в Иерусалим перейдем к другому Божественному празднику – Страстей Господних.

В древности Страстная седмицв называлась «Пасха Крестная» или «Пасха Страданий». Именуется она и «великой» по величию совершившихся на ней событий, по значению их для всего человеческого рода. Это время полностью посвящено воспоминанию спасительных Страстей Христовых, на Страстной не совершается празднование памяти святых и поминовение усопших, а храмовые праздники переносятся на другое время.

Богослужения Страстной седмицы значительно отличаются от обычных целым рядом особенных священнодействий и возвышенных духовных песнопений. В нем в единый, цельный и величественный образ собраны все ветхозаветные предсказания и прообразы, все новозаветные повествования о последних днях земной жизни Богочеловека.

Настроение, с которым верующий человек должен вступать в Страстную седмицу, описывает свт. Феофан Затворник в размышлениях над Евангельским чтением на литургии Преждеосвященных Даров в Великий Понедельник (Мф. 24. 3-35): «Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему… Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслью вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим через чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений»[1].

Страстная седмица построена по хронологическому принципу: каждый ее день имеет свои особенные воспоминания — Евангельские события, происходившие на Страстной седмице. По своему богослужебному строю Страстная седмица делится на две части — первые три дня (Великие Понедельник, Вторник и Среда) и собственно страстные службы Великих Четверга, Пятницы и Субботы.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Они имеют пограничный характер, связывая близкие по структуре к великопостным службы с уникальными страстными службами последующих трех дней. Службы Великих Понедельника, Вторника и Среды совершаются по одной схеме и сохраняют великопостные особенности — с совершением во все три дня Литургии Преждеосвященных Даров, исполнением на утрени «Аллилуйя» вместо «Бог Господь», чтением трех кафизм и коротких канонов (трипеснцев — в понедельник, среду; двупеснца – во вторник); на вечерне (в составе Литургии Преждеосвященных Даров) читаются 18 кафизма и две паримии, служатся великопостные часы с пением тропарей часов и поклонами, кафизмой (на 3-ми 6-м часах) и паримией на 6-м часе, служатся изобразительны; в конце каждой службы читается молитва прп. Ефрема Сирина.

Яркой особенностью богослужения первых трех дней Страстной седмицы является чтение Евангелия на часах (на третьем, шестом и девятом часах). В эти дни должно быть прочитано почти все Четвероевангелие: Синоптические Евангелия (от Марка, Матфея и Луки) полностью, Евангелие от Иоанна — до момента описания Тайной Вечери в гл.13 и начала прощальной беседы Христа с учениками со словами: «Ныне прославися Сын человеческий…» (Ин.13:31). Полное прочтение синоптических Евангелий и часть Евангелия от Иоанна символически означает проповедь Христа, Которому уподобляется читающий Евангелие священник. В современной практике, в силу нашей немощи, в приходских храмах полное прочтение 4-х Евангелий может начинаться на несколько недель раньше.

Каждый день Великих Понедельника, Вторника и Среды имеет свои Евангельские и соответствующие им богослужебные темы.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Христа. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел, а также другие литургические темы: две обличительные притчи — о двух сыновьях и о злых виноградарях (Мф.21:18-43) и беседа Христа на Елеонской горе о конце мира (Мф.24:3-35). В Синаксаре Великого Понедельника объясняется, что смоковнице уподобляется  и «всяка душа, всякаго духовнаго плода непричастна». Также в этот день Патриарх Московский и всея Руси совершает молитвы на начало чина мироварения: миро[2] варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды с освящением его в Великий Четверг за Божественной литургией. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице.

В Великий Вторник Церковь вспоминает попытки книжников и фарисеев уловить Христа с целью Его обличения – их три искусительных вопроса (о подати кесарю, о жене семи братьев, о большей заповеди в законе) и ответная обличительная речь Христа против них (Мф. 22:15-23:39); продолжение беседы о конце мира; притчи о двух рабах, ожидающих Господина, о десяти девах, о талантах; поучение о Страшном Суде (об овцах и козлищах) (Мф. 24:36-26:2). Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу Себе Самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

В Великую Среду вспоминается беседа Христа с эллинами о том, что Сыну Человеческому пришел час прославиться и что когда Он будет вознесен от земли, всех привлечет к Себе (Ин. 12: 17-50), а также жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

Еще одной особенностью первых трех дней Страстной седмицы является смена паримий – ветхозаветных чтений, прообразующих события Нового Завета. Весь Пост паримии вечерни брались из книг Бытия и Притчей Соломоновых, а паримия шестого часа — из книги пророка Исайи. В первые три дня Страстной седмицы на шестом часе читается паримия из книги пророка Иезекииля, а не из книги Исайи, как было в Посту. Пророк видел славу Божию и четырех существ – это были орел, лев, телец и человек. Эти четыре существа впоследствии стали пониматься как символы четырех евангелистов. Здесь возникает чрезвычайно интересная связь. Евангелисты повествуют нам об истощании Божества, о Его уничижении, Его покорении смертной человеческой природе, а паримии читаются из книги пророка, который зрел славу Божию. Явление славы Божией и вместе с тем явление истощания Божества – именно такое соединение важно для служб Страстной седмицы.

Паримии на вечерне Великих Понедельника, Вторника и Среды – уже не Бытие и Притчи, а Исход и книга Иова. И это не случайно: ведь Исход из Египта – это не просто ветхозаветное событие, но еще и прообразование изведения человечества из плена греховного. Иов же читается потому, что он является ветхозаветным прообразом Страдальца — Xриста, он ведь тоже страдал невинно и не роптал на Господа, и пил свою чашу до дна – «Господь даде, Господь отъят, яко Господеви изволися, тако и бысть, буди имя Господне благословенно во веки» (Иов.1:21), и Церковь понимает его как предшественника и прообраз невинных страданий Христа.

Знаменателен тропарь, который поется на утренях первых трех дней Страстной седмицы: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». Образ Жениха в нем прообразует Христа и его Второе Пришествие, тема этого образа связуется с евангельским чтением Великого вторника – притчами о 10 девах, ожидавших приход жениха (Мф.25:1-12) и о двух рабах – благоразумном и разумном рабе, ожидающем прихода господина (образ Христа) и о злом рабе, живущем в телесном растлении (унынии) и не думающем о приходе господина — без Бога в душе и сердце (Мф. 24:45-51).

Также нужно отметить эксапостиларий – песнь после канона, исполняемая на утренях первых четырех дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Тематика эксапостилария связана с притчей о званых на брачный пир царского сына, также произнесенной Христом на Страстной Седмице (вероятно, в Великий Вторник) в Иерусалимском храме. Брачный пир – «образ Царства Божия, Царства Христова». Чертог из эксапостилария – также Небесный Чертог, Царствие Небесное (либо его прообраз — Сионская горница, где в Великий Четверг состоится Тайная Вечеря). Войти туда могут только праведники – т.е. имеющие светлые одежды, достойные для вхождения на царский брачный пир. Для этого в песнопении, построенном от 1-го лица, каждый верующий испрашивает у Бога прощения грехов – просвещения одежд его души, чтобы не быть изверженным (подобно человеку не в брачной одежде из притчи) «во тму кромешнюю», где «будет плач и скрежет зубом» (Мф.22:14). И как в притче – на брачном пире могли присутствовать даже бедные люди, которым по восточному обычаю хозяева посылали праздничные одежды, так и Господь — своей милостью и человеколюбием, благодатью – через Крещения и другие Таинства, очистит от грехов наши одежды души, превратив их в брачные одежды.

В Великий Четверг (Великий Четверток) — Воспоминание Тайной Вечери — пятый день седмицы Страстей Господних, последней недели перед Святой Пасхой, — воспоминается приготовление учениками пасхальной трапезы, умовение ног учеников Христом и установление Им Св. Евхаристии на Тайной (Таинственной) Вечери, молитва в Гефсиманском саду и продолжается тема предательства Иуды. Особое значение имеет Божественная Литургия Великого Четверга, поскольку именно на Тайной Вечери Христос перед лицом грядущих страданий заповедал Своим ученикам в воспоминание о Нем совершать Св. Евхаристию. В этот день все православные христиане стараются причаститься Тайной Вечери Господней с благодарностию Господу за все совершенное Им для нашего спасения и в твердом намерении никогда не повторить страшного Иудина предательства. В этот день в кафедральных соборах бывает также чин умовения ног по образу, преподанному Спасителем.

На великом входе Литургии Великого Четверга вместо Херувимской песни поется известный всем православным и читаемый как молитва перед Причастием и еще ранее, накануне, в Последовании к Причастию, тропарь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник, исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем». В богослужебных текстах православным также дается предостережение от причастия не во благо, а в осуждение, подобно Иуде на Тайной Вечери.

Великая пятница (Великий Пяток) — Воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа — шестой день Великой недели Страстей Господних — посвящена воспоминанию Святых и Спасительных Страстей Господних, начинающихся в Сионской горнице и оканчивающихся смертью Христовой на Кресте и Его Погребением. Богослужение Великой Пятницы состоит из полунощницы, двупсалмия, утрени, Царских часов, изобразительных, вечерни и повечерия.

Если утреня (служится в четверг вечером) с чтением 12 Страстных Евангелий и пением 15 антифонов Страстей Христовых и «Блаженн» с тропарями Св. Страстям охватывает воспоминание всех Страстей и Погребения Господних, то следующие за ней Царские часы (часы 1, 3, 6, 9 с чтением Евангелий, а также изобразительны — служатся утром в Великую Пятницу) воспроизводят эти же события в 4 этапа, соответственно их историческому времени, а вечерня с повечерием — события Снятия Господня со Креста, Его Оплакивания и Погребения (это же воспоминание продолжает утреня Великой субботы). Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.

В конце вечерни Великой Пятницы (в приходских храмах происходит как правило после полудня в пятницу) совершается обряд выноса Плащаницы Христовой  с изображением положения Его во гроб, с пением тропарей. На вечерне Великой Пятницы поются тропари «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» и «Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд».  Во время их пения священнослужители поднимают Плащаницу, выносят ее на середину храма северными дверями, и полагают на особом возвышении, которое служит образом гроба. Предстоятель несет под Плащаницей Евангелие, которое потом полагается на Плащанице. Вокруг св. Плащаницы совершается  каждение, произносится приличное случаю поучение и говорится отпуст: «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшные Страсти и Животворящий Крест, и вольно погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш…». Обряд выноса Плащаницы изображает снятие Спасителя с Креста и положение Его во гроб. Затем читается малое повечерие, на котором поется Канон Симеона Логофета «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы». На практике часто читается только канон. По окончании службы все прикладываются к Плащанице при пении очень красивой стихиры: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного».

Погребение Господа нашего Иисуса ХристаВеликая Суббота — последний день седмицы Страстей Господних, канун Светлого Христова Воскресения. В богослужении субботы воспоминается упокоение Спасителя после предпринятых Им ради нас Святых и Спасительных Страданий, Его оплакивание Пресвятой Богородицей и Его учениками и Погребение Его Честного Тела в ожидании Его Воскресения из мертвых. Вместе с тем начинает звучать тема Сошествия Христа во ад и Его победы над ним, а также избавление душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужение Великой Субботы состоит из полунощницы, двупсалмия, утрени, часов и изобразительных. Вечерня Великой Субботы с Литургией Василия Великого по теме относится уже к следующему дню — Воскресенью Св. Пасхи.

Утреня Великой Субботы с чтением погребальных тропарей на стихах 17 кафизмы («Непорочных») с похвалами и крестным ходом с Плащаницей после славословия воспоминает евангельские события в ночь с пятницы на субботу и служится в субботу рано утром, или, по приходскому обычаю, накануне вечером в Великую Пятницу. «Непорочны» — это 17-я кафизма Псалтири, которая начинается словами «Блажены непорочнии в путь». А похвалы — это краткие стихи в честь Господа. Чтение совершается посреди храма, очень торжественно, при открытых царских вратах, с каждением всего храма перед началом чтения. Молящиеся стоят с зажженными свечами. Следующая особенность утрени — это канон Великой Субботы: «Волною морскою», в котором изображается смятение неба и земли при виде Господа, лежащего во гробе, объясняется значение крестной смерти, погребения Спасителя и сошествия Его во ад. Обратим внимание на знаменитейший ирмос 9-й песни канона «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Это слова, которыми Господь, по мысли гимнографа, утешил Свою мать еще до Своего Воскресения. С этим ирмосом связана одна икона, которая так и называется «Не рыдай Мене, Мати».

К утрене примыкает 1-й час. Часы 3, 6, 9-й и изобразительны служатся в субботу утром. Утреня предваряется двупсалмием — древней службой за царя.

Литургия св. Василия Великого, совершаемая утром в Великую Субботу, начинается вечерней, которая относится уже к следующему дню, то есть воскресенью, а потому на ней с песнопениями Великой Субботы соединяются торжественные воскресные песнопения (напр., первые 3 стихиры на «Господи, воззвах» — это воскресные стихиры 1-го гласа). Одной из самых ярких особенностей этой Литургии является чтение 15-ти паремий, в которых содержатся пророчества о воскресении Христовом, об искуплении человечества, о заключении Нового завета между Богом и людьми. По прочтении 6-й паремии (о переходе через Красное море) торжественно, при открытых царских вратах,  произносится  первая библейская песнь «Поим Господеви, славно бо прославися». Стихи этой песни произносит чтец, а хор отвечает ему  припевом «Славно бо прославися». После 15-й паремии о трех отроках в печи, прообразующих невредимое исшествие Христа из гроба и ада, таким же образом произносится песнь трех отроков «Господа пойте и превозносите во вся веки».

На этом вечерня заканчивается, и после малой ектении начинается собственно Литургия. На этой Литургии не поется Трисвятое и Херувимская песнь. Вместо Трисвятого, в память крещения оглашенных, которое приурочивалось в древности к Великой Субботе, поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Вместо Херувимской, единственный раз в году, поется величественная и благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя».

После Литургии  положено совершать благословение хлеба и вина в память древней традиции — оставаться в храме до пасхальной утрени, слушая чтение книги Деяний Апостольских. Устав предупреждает о духовной опасности этих предпасхальных часов: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернить нерадивыя и многосонливыя монахи».

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://www.azbyka.ru/

https://foma.ru/  

https://www.pravmir.ru/

  1. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
  2. Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография: учебное пособие и хрестоматия / Е.Н.Никулина. — 3-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
  3. Никулина Е.Н. Учебные материалы по курсу «Устав и гимнография». ПСТГУ, 2020.
  4. Последование Страстей Господних : Богослужения Великого четверга, Великой пятницы и Великой субботы. — М. : ПСТГУ, 2013.

 

[1] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: Отчий

дом, 2006. С. 66. Цит. по: Никулина Е.Н. Учебные материалы к разделу 5.1 по курсу «Устав и гимнография». ПСТГУ, 2020.

[2] Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

Back To Top
×Close search
Поиск