skip to Main Content

7 января – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии[1] звездою учахуся Тебе кланятися — Солнцу правды, и Тебе ведети — с Высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Тропарь Праздника Рождества Христова, глас 4

Менее, чем через неделю после наступившего гражданского новолетия – Нового года, 7 января (25 декабря по церковному календарю) православные христиане отмечают свой главный после Пасхи Праздник  — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который является центром Месяцелова – годового круга неподвижных праздников. До перехода государства с Юлианского на Григорианский календарь в 1918 году Рождество Христово предшествовало празднованию Нового года, что позволяло стройно закончить Рождественский пост, начинающийся за 40 дней до Праздника, благополучно встретить Рождество, прославив нашего Творца и Спасителя, и уже потом отдать долг наступившему гражданскому новолетию.

Рождество Христово — также главный из двунадесятых (т.е. 12-ти важнейших) церковных праздников (Пасха считается Праздником Праздников и поэтому не входит в число двенадцати, а стоит как бы во главе всех них). Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением по плоти Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме: чудесного избавления Иосифа от смущения, прибытия в Вифлеем на перепись, рождения Христа в пещере («вертепе»), явления Ангелов пастухам в ночь Рождества и поклонения пастухов Христу родившемуся (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-20).

К этому добавляются события, произошедшие в течение первых лет земной жизни Богомладенца: прибытие персидских волхвов в Иерусалим, выведывание ими места рождения Царя, поклонение волхвов Христу в Вифлееме, бегство святого Семейства в Египет, гнев узурпатора Ирода и убиение им невинных младенцев в Вифлееме и его округе, возвращение святого Семейства из Египта и вынужденное переселение его в Назарет (Мф. 2:1-23).

До IV века Рождество Христово праздновалось в один день с Крещением Господним (Богоявлением) – 6 (19) января, будучи объединено с ним понятием Богоявления, т.е. явления Бога миру. Позже Рождество Христово в миссионерских целях было выделено в отдельный праздник и стало праздноваться 25 декабря (7 января), в один из первых дней после зимнего солнцестояния, чтобы вытеснить остатки языческого культа солнца. Об этом свидетельствует и тропарь праздника, в котором использованы пророческие образы «Солнца праведности» (Мал. 4:2) и «Востока с высоты» (прав. Захария, отец Иоанна Предтечи: Лк. 1:78)[2] применительно к Мессии-Христу.

Единство Рождества и Богоявления проявляется в том, что дни эти соединены святками – святыми днями, особыми днями, которые сравнимы со Светлой седмицей: в среду и пятницу нет поста, но браковенчание в этот период не совершается. Это особые дни, отданные Богу, дни праздника.

Применительно к самому событию Рождества Христова, — еще за 5508 лет до Рождества Христова Сам Бог, за преступление Своей заповеди изгоняя наших прародителей из рая, по Своему великому милосердию обещал им Спасителя (см.: Быт. 3, 15) и это обещание неоднократно повторял (см.: Быт. 22, 18; 2 Цар. 7, 12–13), чтобы приготовить людей к принятию Его.

Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия (многие из которых упоминаются в ветхозаветных паримиях, читаемых в службах навечерия и праздника), исполнились. Седмины Данииловы оканчивались[3]. Наступило четвертое, железное царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова (см.: Быт. 49, 10), наконец отнят был навсегда из дома Иудова со времени покорения Иудеи римлянами. В мире водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков Исаии (см.: Ис. 2, 4) и Михея (см.: Мих. 4, 3; 5, 5), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю.

Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи людей без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его святых законов и в примирении с Ним. «Мудрый Создатель, — говорит Церковь, — опять восстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей божественной жизни»[4]. Можно сказать, что вся вселенная, на основании божественного Откровения и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала небесного Искупителя, Который стал чаянием и утешением языков (см.: Быт. 49, 10; Лк. 2, 25).

Как мы помним, Богомладенец Иисус  Христос был рожден в пещере, рядом с яслями для скота, поскольку в Вифлееме, куда прибыли для переписи Дева Мария и Иосиф, не нашлось свободного места в гостиницах из-за большого стечения населения. Безлетный Младенец, повитый пеленами, положен был в ясли — в знамение глубокого уничижения, до которого ниспал человек-грешник, имеющий крайнюю нужду в небесной помощи Богочеловека. «Во яслех восклонися Господь, да бессловество человечества исправит»[5]. «В бессловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити бессловесие грядеши, еже подъях завистию змииною. Пеленами же повитися, яко да рассторгнеши пленицы прегрешений моих»[6].

Но Божественная слава Богомладенца не утаилась в ночном мраке, в вертепе, в яслях и пеленах — в этих первых образах Его смирения и уничижения. О рождении Спасителя тотчас узнали на земле, в разных странах мира, вифлеемские пастухи и восточные мудрецы. Узнали и простые, и мудрые.

Особенности богослужений Праздника.

Рождество, как и Богоявление имеет особый день предпразднства, последний день перед праздником – это навечерие (т. е. накануне) Рождества и навечерие Богоявления, или сочельник. Сочельник происходит от слова «сочиво» – кутья, особая пища, которую можно есть в этот день: пшеница с фруктами. Это дни строгого поста и, кроме того, совершенно особого богослужения. Если сочельник Рождества или Богоявления случится в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день совершаются Царские часы, изобразительны, первая половина вечерни с чтением паримий, и вместо второй половины вечерни – Литургия Василия Великого. Поскольку вечерня связана с двумя днями, и на ней уже поются стихиры праздника, то в каком-то смысле день Рождества растягивается, становится более длинным церковным днем, чем все прочие. По окончании Литургии Василия Великого уже происходит праздничное славление: выносят свечу и поют тропарь и кондак праздника, освящают хлеб и вино, т. е. уже наступает Рождество.

Под сам праздник служится особое всенощное бдение. Оно состоит не из великой вечерни и утрени, как обычно, а из великого повечерия, литии праздничной, окончания вечерни и полиелейной утрени. В самый день Рождества Христова, пришедшийся на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу, совершается Литургия Иоанна Златоуста.

Если же Рождество Христово случается в воскресенье (как в наступившем 2024 году), или в понедельник, а сочельник, соответственно, в субботу или воскресенье, то в сочельник служится Литургия Иоанна Златоуста, а в сам день Рождества – Литургия Василия Великого.

Кроме того, в субботу или воскресенье не могут совершаться Царские часы, потому что эта служба связана со строгим постом и отсутствием Литургии в первую половину дня (третий раз в году Царские часы совершаются в Великую Пятницу). Царские часы не могут совершаться в субботу или в воскресенье, которые по самой своей сути не бывают днями постными (и в смысле еды, и в смысле богослужения). В этом случае Царские часы переносятся на пятницу. Значит, если Сочельник случился в субботу или в воскресенье, то Царские часы совершаются в пятницу, а Литургия в пятницу не совершается вовсе.

Тексты богослужений Праздника очень красочны. Одно из самых чудных песнопений Рождества говорит нам: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас». Замечательное место, одна из жемчужин литургического богословия: сначала недоумение, чем встретить, чем одарить Владыку, а затем говорится о самом ценном даре, который только можно было принести Господу – Чистой Деве Марии. Оказалось, что в роде человеческом есть Чистая, чуждая всякого греха Дева, Которая одна только могла выйти навстречу Христу и послужить делу, превосходящему всякий разум, – Боговоплощению. Тексты предпразднства и самого Рождества полны живых диалогов. Это диалоги Иосифа и Божией Матери (стихиры на Царских часах), в которых Иосиф недоумевает о происходящем, а Богородица успокаивает его. Тексты эти удивительны тем, что открывают нам сомнения и смущение святого человека.

Отцы Церкви о Рождестве Христовом.

Согласно с божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Xристова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. «Из сокровищницы этого славного дня, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — все дни заимствуют блага свои. Велик, Господи, этот день Твой, всеми чествуется день Рождества Твоего».

Святитель Григорий Богослов в день Рождества Xристова восклицал в своем слове, как и ныне поет Церковь: «Христос рождается, славьте! Христос с небес, выходите в сретение! Христос на земле, возноситесь! Пойте Господеви вся земля! (Пс. 95, 1). И будем праздновать не пышно — но божественно, не по-мирскому — но премирно, не наш праздник — но Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки. Не праздник немощствования, но уврачевания, не праздник созидания, но воссозидания»[7].

«Вот настает, — говорит святитель Иоанн Златоуст о дне Рождества Христова, — праздник честнейший и важнейший из всех праздников. Кто назовет его матерью всех праздников, тот не погрешит. Что же это за праздник? Это Рождество Христа во плоти. В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился во плоти, то и не крестился бы — а это праздник Богоявления; и не пострадал бы — а это Пасха; и не послал бы Святого Духа — а это Пятидесятница. И так от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки»[8].

 

 

Использованные источники:

  1. Дебольский Г.С. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни Господа и Пресвятой Богородицы. – М.: Сибирская Благозвонница, 2022.
  2. Николай Чеславович Зайончковский (Нахимов). Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян), с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями (c сайта https://www.azbyka.ru).
  3. Рождество Христово. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный

университет, 2012. — Серия «Православное богослужение».

  1. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.

 

 

[1] Т.е. волхвы

[2] Так называет в Новом Завете Спасителя св. Захария, отец Иоанна Предтечи: «Посетил нас Восток свыше, (чтобы) просветить сидящих во тьме». Лук. 1:78–79. «Восток» здесь не название страны света, а означает Восход солнечный, или Восходящее Солнце, т. е. Иисуса Христа. Солнце физическое светит людям, восходя (видимо) снизу вверх, а Солнце правды, Христос, осветил землю, взойдя на нее сверху вниз, взойдя с неба на землю. Отсюда Он – Восток (Солнце Восходящее) с высоты.

[3] Речь о пророчестве Даниила о семидесяти седминах, связанном с временем Вавилонского пленения иудеев, изложено в 9-й главе книги пророка Даниила.

[4] См. первый канон на Рождество Христово, песнь 1.

[5] Пролог на Рождество Xристово. Слово святителя Афанасия Александрийского.

[6] Из богослужения в Неделю перед Рождеством Xристовым, стихиры на «Господи воззвах».

[7] Слово 38, на Богоявление или Рождество Спасителя.

[8] Беседа 6 о блаженном Филогоние. 3.

Back To Top
×Close search
Поиск