9 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
Днесь благодать Святаго Духа нас собра. И вси вземше Крест Твой глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних.
Стихира на Великой вечерни на Господи возвах, глас 6. Творение преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина
С Божьей помощью мы достигли последнего перед Страстной Седмицей и Пасхой воскресенья и первого дня Великой недели Страстей Христовых – Недели Ваий или Вербного воскресенья, в который православные отмечают Праздник Входа Господня в Иерусалим, совершенный Им в преддверии Своих Страданий и Крестной Смерти. Вербами на Руси заменяются «вайи» — пальмовые ветви, с которыми торжественно встречали Христа жители Иерусалима. Православные приносят вербы в храм для освящения в воспоминание Евангельских события. Праздник Входа Господня в Иерусалим относится к «двунадесятым» праздникам, т.е. 12 самым великим православным праздникам церковного года, не считая Пасхи, которая еще выше и считается «Праздником праздников».
Темы богослужебных текстов праздничной службы подчеркивают связь Входа Господня в Иерусалим с праздником, отмечавшимся Церковью накануне — Воскрешением прав. Лазаря, который назывался другом Христовым. Христос воскресил праведного Лазаря спустя 4 дня после его смерти, посетив недалеко от Иерусалима дом тех людей, которых любил – Лазаря и его сестер Марфы и Марии.
Надо сказать, что к этому дню – Лазаревой субботе — чад своих Церковь подводит всю предыдущую седмицу. Она так и называется – седмица ваий, т. е. все седмичные дни и суббота направлены, подчинены движению к заключительному дню – Неделе ваий. Почему заключительный день – неделя? В Триоди Постной мы встречаемся с обратным строением седмицы. В период пения Октоиха ясно просматривается: первый день – воскресенье, за ним идет седмица; а вот в Триоди во многих отношениях, правда не всегда, мы видим обратное строение: сначала седмичные дни, суббота и потом – воскресенье. Седмица недели Лазаревой – яркий тому пример. Во вторник, в среду на этой седмице поется ряд текстов, которые заставляют нас не просто ждать событий конца седмицы, а стать по сути участниками того, что происходит, что описано в Евангелии. Во вторник поется: «Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы», т. е. уже вчера и сегодня Лазарь болеет, об этом его родственники сообщают Христу. Наконец, в среду: «Днесь издше Лазарь» – сегодня Лазарь умер. Мы идем по определенным ступеням, по определенным этапам и наполняемся тем же напряженным ожиданием, что и сестры Лазаря и ученики. Наконец: «Днесь Лазарь умерый погребается», – вот его уже кладут и во гроб.
Приходит сам день праздника – Воскрешение Лазаря, и богослужебные тексты являют нам очень богатую, интересную картину литургического осмысления происходящего. Здесь очень много разных тем, но можно выделить и основные. Самое главное, конечно же, будет сказано в тропаре праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Т. е. еще прежде Твоей смерти, прежде Твоего Воскресения Ты уверил нас в Твоей Божественной силе и в возможности общего Воскресения, потому что Ты воскресил четверодневного, уже смердящего мертвеца. Одна из других очень интересных богословских тем – явление двух природ Христа именно в этот день и именно в этом чуде. Об этом будет говориться не раз, но наиболее кратко и емко – в стихах. Так, в двустишии синаксаря в субботу Лазареву встречаем: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертного существа; оживляеши друга Твоего, сие Божественныя крепости». Т. е. Ты плачешь, Господи, – это свойство, или принадлежность, или качество смертного существа, Твоей человеческой природы. Это кажется парадоксальным, ведь Христос знал, что Он воскресит Лазаря, но плакал, печалился о его смерти. Ты оживляешь друга Твоего, воскрешаешь близкого Тебе человека – и это «Божественныя Крепости», это явление Твоей Божественной силы.
Можно отметить, что богослужебные темы Лазаревой субботы неразрывно связаны с темами Вербного воскресенья: тема победы над смертью и всеобщим воскресением, провозвещенным в событии воскресении Лазаря отражаются и в праздничных тропарях Недели ваий: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».
Также воскресением Лазаря и следующим за ним Своим входом во славе и почитании в Иерусалим незадолго до Своей Крестной Смерти Христос дал понять всем, и в первую очередь, своим верным ученикам, что Он, явив славу Божию Своего Отца (т.е. доказав свою Божественность) через воскрешение умершего Лазаря, мог при желании избежать любые страдания и мирские козни, воздвигавшиеся против Него фарисеями, книжниками и саддукеями, но Своей волею принял Крестную смерть для спасения человечества от власти греха, смерти и сатаны. Кроме того, узнав о чуде воскресения Лазаря, многие из Иудейских паломников, прибывших в Иерусалим на празднование еврейской Пасхи, «приходили и веровали в Иисуса» (Ин.12:11), что способствовало увеличению числа последователей Христа.
Вместе с тем, по словам митрополита Антония Сурожского, праздник Входа Господня в Иерусалим — один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы — все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое?
Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!«, то есть, «Красуйся, Сын Давидов, Царь Израилев», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.
Что же случилось? Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем.
А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти… Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти…
Что же завещает нам Христос Своей смертью? Тем, которые пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит: Се, оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню. Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Что вообще осталось от всех тех, которые имели в руках власть и думали, что никогда она не отнимется у них? — Ничто. Порой — могилы; чаще — чистое поле…
Единственное же, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад, единственное, что может дать жизнь тому, что иначе — пепел, единственное, что может сделать человеческое общество полноценным, единственное, что может помочь человеческой жизни стремиться полноводной рекой к своей цели, — это присутствие Живого Бога, дающего вечное содержание всему временному.
Христос никакой силы, никакой власти не проявил. Перед лицом непонимающих Его Он так непонятен: Он все мог, Он мог эту толпу, которая Его так восторженно встречала, собрать воедино, из нее сделать силу, получить политическую власть. Он от этого отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, кончил как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек тех, могилы которых теперь не сыскать, кости которых, пепел которых давно рассеяны ветром пустыни…
А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, — нет ничего. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!..
Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню в цветущий сад.
И вот сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца — и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, — до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали земного. Осталась пустыня, пустота, ничто…
А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь, жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь… Это — праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем; это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни.
Особенности Богослужения Лазаревой субботы и Вербного воскресенья
Поскольку праздник Входа Господня в Иерусалим относится к двунадесятым Господским праздникам, попадающим на воскресенье, то по Уставу Церкви воскресная служба не соединяется со службой Господского праздника, а отменяется, заменяясь службой праздника. При этом многие богослужебные тексты воскресенья переносятся на Лазареву субботу. Итак, тема этого дня – смерть и победа над смертью, смерть и воскресение. С чисто формальной точки зрения Лазарева суббота обладает рядом очень ярких воскресных особенностей. Во-первых: на утрене поется «Воскресение Христово видевше», т. е. в этом событии – воскресении Лазаря – мы уже видим, прозреваем грядущее Воскресение Христово. Поются воскресные тропари по Непорочнех – «Ангельский Собор удивися», поются хвалитные стихиры на восемь – это бывает только в воскресенье, и заканчиваются они воскресным Богородичном: «Преблагословенна еси Богородице Дево». Все это – части воскресного богослужения.
В субботу вечером накануне Вербного Воскресенья совершается всенощное бдение – соединенная служба великой вечерни и утрени. На утрене после 50-го псалма совершается чин освящения «ваий» — верб с чтением особой молитвы. Освященные вербы христиане бережно хранят дома в течение года до следующей Пасхи.
Использованные источники:
- Материалы интернет-сайта:
- Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.