skip to Main Content

Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля)

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет. / Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящен знаменательному событию в Евангельской истории и в деле Божественного домостроительства спасения людей – явлению Архангела Гавриила на землю, принесшему Благую весть Деве Марии о том что Она станет Матерью Господа нашего Иисуса Христа – Спасителя всех людей.

Интересным является тот факт, что в истории богослужения Благовещение изначально было древним Господским праздником, который позже стал Богородичным. В древности Благовещение называлось днем Воплощения и праздновалось как Господский праздник, мы же празднуем его и воспринимаем как Богородичный. Это подчеркивается в тропаре Праздника – в переводе на современный язык: «В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!».

По словам митр. Антония Сурожского, Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» (Лк.1:28), не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И далее митр. Антоний подчеркивает ту разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Иоанна Предтечи (Захарии уже в преклонном возрасте также явился Архангел Гавриил и провозвестил рождение его супругой пророка Иоанна Предтечи) и верой Божией Матери. Захария — в ответ на весть о том, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст, не поверил сказанному, попросил доказательства и заверений от Ангела. Божия Матерь ставит вопрос только так: «Как это может случиться со мной – я же дева?».. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: «Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38)

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот суть благовестия Праздника и соответствующего ему Евангельского чтения: род человеческий «родил», принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира.

Мы также помним, что за Благовещением Деве Марии были уготованы тяжкие духовные страдания и испытания — предстоять у Креста Своего Сына, ощутить всю несправедливость и ожесточение, с которыми люди отнеслись к Тому, Кто для них творил чудеса и ради их спасения пришел на эту землю. О предстоящих страданиях Девы Марии говорил и старец Симеон в Иерусалимском храме при встрече с младенцем Христом, принесенном в храм Его родителями: Иосифом и Марией (Лук.2:25:35), обращаясь к Ней: «и Тебе Самой оружие пройдет душу…» (Лк.2:35). Свт. Кирилл Александрийский понимает под оружием «скорбь, которую испытывала Она из-за Христа, видя распинаемым Того, Кого Она родила, не зная при этом, что Он будет сильнее смерти и восстанет из мертвых».

Покорность и смирение Девы Марии при принятии Благой вести от Ангела, а также весь пример Ее благочестивой жизни учат и нас тому, чтобы в деле нашего спасения и в обращении к Богу мы всем своим сердцем, душой и волей проявляли смирение и покорность воле Божией, принимая от Господа не только здравие и какие-то утешения, но скорби и печали, какие-то трудности. И на все говорить: «Господи, да будет воля Твоя! Пусть будет, не так как хочу я, а как хочешь Ты». И сегодня, вспоминая великое событие Благовещения, будем просить Господа и Матерь Божию, чтобы они дали нам смирение, кротость и силы принять волю Божию, пойти за Христом и потрудиться ради Него.

Особенности богослужения Благовещения. Богослужение праздника сконцентрировано на том диалоге, который произошел между Архангелом Гавриилом и Пресвятой Богородицей и изложен подробно в Евангелии (Лк.1: 26–38). Наиболее ярко этот диалог представлен в каноне, но и в других местах службы тоже. Например, есть такая стихира: «Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная, не удивляйся странному моему зраку (т. е. странному виду. – М. К.), не ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда, ныне же благовествую Тебе радость: и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая». Обратим внимание здесь на интересное противопоставление беседы Архангела Гавриила с Богородицей и змея с Евой. Он говорит: змей обманул Еву, а я говорю Тебе истину.

И затем необычный канон праздника, который в основной своей части является творением свт. Феофана, митрополита Никейского — гимнографа IX века. Этот канон представляет собой диалог Архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы, и теперь (так было не всегда) в нашем богослужении он читается с особыми припевами «Богородица рече» и «Ангел возопи». И каждый тропарь представляет собой речь одного из участников этого диалога. В тот момент, когда Пресвятая Богородица спрашивает: «Как сие будет?», т. е. как это может быть, то, о чем ты говоришь, в уста Архангела влагаются такие слова: «Ищеши от мене уведети, Дево, образ зачатия Твоего, но той несказанен есть, Дух же Святый, зиждительною силою осенив Тя, совершит». Ты хочешь узнать, как это произойдет, но это несказанно, объяснить невозможно.

А Пресвятая Богородица вспоминает Еву: «Моя прамати, приемши разум змиин, пищи Божественныя изгнана бысть, темже и аз боюся целования (целование – приветствие) страннаго твоего, стыдящися поползновения». Еву обманул змей, и я тоже боюсь, опасаюсь обмана.

Дальнейшее развитие канона и этого диалога приводит, наконец, к тому моменту, когда перефразируются евангельские слова «Се раба Господня, буди Ми по слову твоему» (Лк. 1: 38). В 8-й песни канона происходит это принятие и утверждение воли Божией. «Являешися Мне истины вещатель, – рече Дева, – радости бо общия пришел еси благовестник. Душу убо очистих с телом, и по глаголу твоему буди Мне, да вселится Бог в Мя, к Немуже вопию с тобою: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки». Прежнее столкновение, непонимание в этом диалоге, в этой беседе, исчезает в конечных песнях канона, и появляется согласный, радостный гимн. И, конечно, Воплощение Сына Божия могло быть только тогда, когда Пресвятая Богородица ответила согласием: «Являешися Мне истины вещатель» — я верю, что твои слова – это слова Всевышнего.

 

Использованные источники:

  1. Материалы интернет-сайтов:

https://www.azbyka.ru/

http://pravpokrov.ru

  1. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций / М.С. Красовицкая. — 7-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2020.
Back To Top
×Close search
Поиск