О празднике Преображения Господня
Сегодня и всю неделю святая Церковь празднует один из двенадцати главных праздников христианства — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В чем же суть этого праздника, что произошло тогда, две тысячи лет назад, на горе Фавор? И для чего Господь показал нам это, явив нам нетварный свет Своей славы? Давайте попробуем разобраться.
«Есть некоторые, здесь стоящие, сказал Господь, озирая стоящих вокруг, которые не вкусят смерти, как увидят Царствие Божие пришедшее в силе». (Мк. 9:1)
Этими словами Господь раскрывает нам Свой замысел, немного приоткрывая будущее и указывая на смысл предстоящего события. И по прошествии шести дней взял трех из Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, и возшел на гору помолиться. И преобразился перед ними. Во исполнение Своих слов Он предстал пред ними в нетварном, в истинном Своем свете. Одежды его стали белыми и блистающими. И пораженные апостолы не только увидели, но и почувствовали этот свет, все тепло и благодать, исходившие от него, и убоялись величия Божия так, что Петр даже выпалил: «Хорошо нам здесь! Давай, Учитель, поставим здесь три палатки. Одну для Тебя, одну для Моисея, одну для пророка Илии!» — от переизбытка чувств совершенно не понимая, что говорит.
Но Христос не мог на это согласиться, ведь Он должен был завершить Свою святую миссию по спасению каждой души.
Далее хотелось бы коснуться темы праздника Преображения со стороны Литургического богословия и прежде всего обратить внимание на значимость богослужебных текстов. Ведь вслушиваясь в молитвы, каноны и богослужебные тексты, написанные святыми отцами, мы приобретаем правильное понимание нашей веры, более ярко и глубоко начинаем видеть суть и картину событий.
«Невещественный огнь, не попалявший вещества телесного, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах», — так поет святая церковь об откровении воплотившегося Сына Божия. И пророк Илия, и Моисей, и апостолы ныне увидели в просиявшем лице Господа Иисуса Христа и Бога, и Человека – во единой ипостаси два естества «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе догматическая истина о воплощенном Боге-Слове была представлена людям воочию. А глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — свидетельствующий вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Святой Троицы. Представшие же Господу «с земли апостолы, с неба Илия Фесвитянин, а из мертвых – Моисей», — по словам творца канона святого преподобного Иоанна Дамаскина, — указывали на величие власти Его. Он живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба и земли.
Вслушивайтесь, друзья, в богослужебные тексты, они несут много интересных знаний и много откровений, которые потом интересно обдумывать. А от своего опыта могу добавить, что когда сам стал вслушиваться, вчитываться и видеть смысл текстов, богослужения для меня перестали быть скучными и долгими.
И в эти светлые дни Праздника, хотелось бы пожелать и нам всем благословения Божьего. Чтобы и нам здесь, пока на земле, глядя на Господа нашего, преобразиться каждой душе во что-то лучшее, светлое.
Алексей Туманов