skip to Main Content

СЛУЖЕНИЕ   СЕСТЕР   МИЛОСЕРДИЯ: ОТ  ИСТОКОВ  ДО  НАШИХ  ДНЕЙ.

Профессия лекаря родилась вместе с появлением человечества. Но специалистов по уходу за больными и немощными в древнем мире не существовало. Эту роль исполняли обычно пожилые женщины. В Древней Греции и Риме больных бедняков и раненых воинов богатые граждане брали к себе в дома, где о них также заботились женщины.

Дело ухода за больными стало развиваться только с распространением христианства. Забота о больных и неимущих, по заповеди Христа, считалась богоугодным делом, в нем участвовали все члены христианской общины.

В первые века христианства существовал особый чин диаконисс – женщин-церковнослужительниц. Они помогали диаконам и священникам в окормлении женской части общины, служили больным, нищим и заключенным, следили за порядком и чистотой в храме.

Св. Фива диаконисса

В Новом Завете о диакониссе Фиве пишет апостол Павел: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу… примите ее для Господа, как прилично святым, ибо она была помощницею многим и мне самому» (Рим.16:1-2). Диаконисса Олимпиада была помощницей святителя Иоанна Златоуста.

Св. Олимпиада диаконисса

При императоре Константине Великом (4 в н.э.) впервые учреждаются общественные больницы и дома призрения для больных и бездомных.

В 600 г папа Григорий Великий Двоеслов (автор Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится Великим постом) основал в Иерусалиме первый странноприимный дом для лечения и заботы о пилигримах: «госпиталь», от латинского слова «hospes» —  «гость».

Свт. Григорий Двоеслов

К 9 веку госпитальерами называли союзы из мирян, монахов, монахинь и рыцарей, которые посвящали себя делу попечения о больных в госпиталях.

Особенно известен один из самых древних рыцарских орденов — орден Святого Иоанна Крестителя, «госпитальеры-иоанниты». В него также входили женщины, сестры-иоаннитки, прославившиеся подвигом во время эпидемии чумы в 1348г, когда они облегчали муки больных и хоронили умерших, к которым боялись прикасаться даже родственники.

Этот орден существует и в наше время, занимаясь содержанием медицинских учреждений.

Средневековый госпиталь

Во время Крестовых походов число подобных братств чрезвычайно увеличилось, и они распространились по всей Европе.

Например, главной функцией ордена Святого Лазаря (отсюда – «лазарет») был уход за прокаженными.

Было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержку и терпение, легче переносят рутину каждодневных забот и процедур по уходу. С 11 века во многих городах Западной Европы были образованы женские общины для служения пациентам в общественных госпиталях.

13 век. Графиня Елизавета Тюрингская, еще совсем юной, в 20-и летнем возрасте, на свои средства организует приют для сирот, строит госпиталь и сама трудится там всю жизнь.

В 1235 г Елизавета Тюрингская, отличавшаяся глубокой религиозностью и состраданием к людям, причислена к лику святых, и в ее честь основана католическая община «елизаветинок» из женщин, стремящихся следовать ее примеру.

Елизавета Тюрингская

А через 6 веков в России просияла своими делами милосердия и самопожертвования еще одна святая Елизавета — прямой потомок Елизаветы Тюрингской, великая княгиня Елизавета Феодоровна, основательница Марфо-Мариинской обители и общины крестовых сестер милосердия.

           Св. вел. кн. Елизавета Феодоровна

В 1617 г во Франции священником Викентием Полем была организована первая «община сестер милосердия». Община имела свой устав, опекала больных и бедных, оказывая им не только физическую, но и духовную помощь.

священник Викентий Поль

Викентий Поль придавал большое значение обучению сестер, проводя семинары для них, а затем и создав специальную школу. Школа быстро получила известность в других странах Европы, и там также начали появляться учебные заведения для сестер милосердия.

свящ. Викентий Поль с сестрами милосердия в детском приюте

Именно священник Викентий Поль впервые предложил термины «сестра», «старшая сестра», «община сестер милосердия». Его последователи создали около 2 тысяч общин: приюты для сирот, богадельни для стариков, ясли для детей, больницы для эпилептиков и душевнобольных и тд.

Католическая церковь причислила Викентия Поля к лику святых и почитает его как покровителя дел милосердия.

К середине 19 века общины сестер милосердия распространяются по всей Европе, создаются в Америке и на Востоке.

В России идея систематического ухода за больными специально обученными женщинами принадлежит императрице Марии Феодоровне. Она привлекла к этому служению обитательниц «Вдовьего дома», организовав с 1814 года дежурства «сердобольных вдов» в Мариинской больнице для бедных.

Первыми православными общинами сестер милосердия в России были Свято-Троицкая и Никольская, созданные почти одновременно одна в Петербурге, другая – в Москве.

Свято-Троицкое сестричество (1844 год, Петербург) основано Великой княжной Александрой Николаевной (дочерью Николая I) и принцессой Терезией Ольденбургской.

В него входили: отделение сестер милосердия, женская больница, богадельня для неизлечимо больных, детский приют и интернат.

Во время эпидемии холеры в Москве в апреле 1848 г на средства княгини С. С. Щербатовой было организовано Никольское сестричество. Руководителем его стал Федор Петрович Гааз (Фридрих Иозеф Гааз, 1780-1853) – известный врач, подвижник и заступник заключенных, прозванный в народе «святым доктором».

Доктор Федор Петрович Гааз

Никольские сестры стали добрыми помощницами доктору Гаазу в созданной им в 1844 году Полицейской больнице и в других лечебных заведениях.

Например, в Павловской больнице для неимущих штатным уходом за пациентами занимались отставные солдаты. Чтобы улучшить условия лечения, доктор Гааз заменил солдат на сестер милосердия.

Работа в бесплатной больнице для бедняков была тяжелой и требовала полной отдачи физических и душевных сил. Поэтому именно сюда пришла служить сестрой милосердия сорокалетняя княгиня Наталья Борисовна Шаховская, переживавшая недавнюю смерть мужа. Доктор Гааз, друг семьи Шаховских, поставил княгиню во главе больничных сестер. А в 1864 г Наталья Борисовна создала из них свою общину милосердия с названием «Утоли мои печали». Всю жизнь княгиня считала доктора Гааза своим духовным наставником.

княгиня Н.Б. Шаховская

В 1871 году Н.Б. Шаховская и ее сподвижницы были посвящены в крестовые сестры милосердия в московском Петровском монастыре. Сестры имели право носить большой наперстный крест с иконой Божией Матери.

Княгиня Н. Б. Шаховская и сёстры общины «Утоли мои печали» у гроба умершей от холеры сестры общины.

В 1875 году в Лефортове на средства княгини Шаховской и пожертвования был выстроен комплекс зданий общины – домовый храм и больница на 200 коек (а затем женское училище, аптека, приюты для детей и пожилых сестёр милосердия).

Княгиня сумела привлечь к сотрудничеству лучших врачей, в том числе С.П. Боткина и известного психиатра С.С. Корсакова.

Со временем деятельность сестричества «Утоли мои печали» вышла за пределы Москвы. Например, на Волге, под Нижним Новгородом, княгиня Шаховская устроила плавучий госпиталь для борьбы с холерой. Сестры несли служение милосердия на фронтах сербско-турецкой (1876), русско-турецкой (1877), русско-японской (1905) войн.

За заслуги сестер милосердия император Александр II принял общину под свое покровительство, и она стала называться Александровской. Почетным Президентом общины стал Великий князь Сергий Александрович, а ее почетным членом была Великая княгиня Елизавета Феодоровна.

После смерти княгини Шаховской в 1906 году сестричество, оставшееся без руководительницы, было передано в ведение Московской Городской Думы. И когда в 1910 году была открыта Солдатенковская (ныне Боткинская) больница, городская управа предложила ее главному врачу Ф. А. Гетье использовать в качестве среднего медицинского персонала сестер этой известной общины. Главной сестрой милосердия, а также бессменной помощницей главврача была назначена послушница общины М. А. Строкина. Кроме нее в штате Боткинской больницы состояли еще 52 сестры.

Весь уход за больными был возложен на сестер милосердия. Община «Утоли мои печали» обеспечивала им хорошую профессиональную подготовку.

Так, в течение семи месяцев сестры проходили теоретические и практические курсы по уходу за больными по предметам: а) анатомия и физиология, б) хирургия и учение о повязках, в) внутренние и нервные болезни, г) заразные болезни, д) общая терапия и уход за больными, е) фармация и фармакология, ж) гигиена.

И только после успешной сдачи экзамена допускались к исполнению обязанностей.

Работа требовала немалого мужества и самоотверженности в условиях постоянного риска заразиться дифтеритом, дизентерией, брюшным тифом и прочими заболеваниями. Несколько сестер погибло, выполняя свой долг.

Сестры заразных отделений жили в тех же корпусах, где работали, как правило, по одной в отдельной комнате. Остальные сестры жили в квартирном корпусе (в настоящее время корпус №17) вместе с другими служащими, помещаясь по две сестры в одной комнате.

После революции, в 1920 году, сестричество милосердия «Утоли мои печали» было официально расформировано, а его больничные храмы — уничтожены.

Сейчас в Боткинской больнице снова действует православное сестричество милосердия – это сестричество больничного храма во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Наше сестричество «Отрада и Утешение» создано в 2015 году по благословению митрополита Марка Рязанского и Михайловского и в настоящее время включает 20 сестер, которым помогают около 20 волонтеров из прихожан храма.

Наши сестры регулярно, 2-3 раза в неделю, посещают более 35 отделений больницы, делая обходы пациентов, беседуя с ними, помогая персоналу в уходе за больными.

Также сестричество ведет социальную и миссионерскую деятельность. Сестры помогают прихожанам нашего храма: пожилым, малоимущим, инвалидам. Посещают, покупают продукты и лекарства, собирают вещи для нуждающихся.

Силами сестричества организовано регулярное дежурство в больничном храме Косьмы и Дамиана и приходское консультирование в храме Отрада и Утешение.

Мы проводим приходские обучающие семинары по основам православной веры и огласительные беседы для готовящихся к Крещению.

Одно из самых главных и любимых наших послушаний — регулярное участие в богослужениях в больничном храме Косьмы и Дамиана: чтение и пение на клиросе.

Богу нашему слава!

Текст подготовлен миссионерской службой Сестричества милосердия «Отрада и Утешение» на основе материалов книг:

  1. Прот. Сергий Филимонов. Практическое руководство для сестер милосердия. – СПб., 2013
  2. В. Н. Петров. История Московской городской больницы им.С.П. Боткина. 1910-1965. – Москва, 2023

Также использованы источники:

  1. Галина Ананьина, к.и.н. Подвижница милосердия. — https://ruskline.ru/analitika/2020/04/09/podvizhnica_miloserdiya
  2. Сайт https://foma.ru
  3. Сайт https://ru.wikipedia.org

Любое использование фрагментов данного текста или фотографий возможно только с благословения настоятеля храма

Back To Top
×Close search
Поиск