Ватопедская икона Богородицы»Отрада и Утешение»
3 февраля (21 января) — Престольный Праздник нашего Храма – день памяти Ватопедской иконы Божией Матери Парамифия или «Отрада, или Утешение» (807)
Видимыми и невидимыми враги окружаемии, к Тебе, Дево, прибегающе, зовем: не удали помощь Твою от нас, якоже от иноков ватопедских не удалила еси, но державною силою Твоею побори борющия ны, мирное и Богоугодное житие нам устрояющи.
Седален Канона Пресвятыя Богородицы в честь иконы Ея «Отрадо» или «Утешение»
По одной из версий, появление на Руси списков с чудотворной Ватопедской иконы Богородицы «Отрада, или Утешение» связывают с приездом в 1518 году в Москву монаха Афонского монастыря Ватопед прп. Максима Грека по направлению игумена монастыря Анфима, откликнувшегося на просьбу великого князя Василия III прислать «на время» «книжного переводчика» для целей перевода книг Св. Писания и богослужебных книг (прп. Максим перевел Толковый Апостол, Толковую Псалтирь и другие книги). Покидая надолго Афон, прп. Максим мог привезти с собой в Москву и прориси или списки с главной святыни своего монастыря, что косвенно подтверждается празднованием в один и тот же день – 21 января стар.ст./3 февраля нов.ст. — памяти прп. Максима Грека и Ватопедской иконы.
До революции 1917 года в России были известны следующие списки чудотворной иконы «Отрада, или Утешение»:
- Особо чтимый список с иконы находился в Казанском Таволжанском женском монастыре при селе Таволжанка (осн. в 1884 г.) в 25 верстах от уездного города Новохопёрск Воронежской губернии. После начала гонений большевиков на Церковь Ватопедская Таволжанская икона, спасенная насельницами монастыря от конфискации властями, тайно пребывала в келье схиигуменьи Аполлинарии в селе Средний Карачан, а в 1943 году была передана инокинями в Знаменский храм города Борисоглебск, в котором и теперь она пребывает.
- Другой местночтимый снимок с Ватопедской иконы Богородицы находился и до сих пор находится в Успенском женском монастыре 3 класса близ г. Краснослободска Пензенской епархии (осн. в 1861 г.).
- Икона, именуемая «Отрада и Утешение», также являлась главной святыней Новодевичьего Воскресенского монастыря 1 класса в Санкт-Петербурге (осн. в 1845 по указу Николая I). Появление этого образа в монастыре связано с посещением в 1850 году Воскресенской обители иеромонахом Афонского Пантелеимонова монастыря Серафимом (Весниным), который по возвращении на Святую Гору, благословляя настоятельницу и сестер на труды по возрождению обители, прислал им список с чудотворной афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, в котором была помещена афонская икона. После революции, при закрытии и разорении монастыря икона была спасена и сохранялась православными вплоть до 80-х годов XX века, после чего икону считали погибшей при пожаре. В начале XXI века икона была чудесным образом обретена в Вышенском монастыре и идентифицирована по надписи на оборотной стороне: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоея Пречистыя Матери, да будет благословение Святой Афонской Горы и Старцев Руской Понтелеймоновой обители на месте идеже волею Августейшаго монарха Николая I-го по благоволению свыше воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего Пресвятаго Лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи излиется милость и спасение Твое в роды и роды на Царствующий Град и всю Россию. Празднуется сей иконе Генваря 21-го».
- Наконец, стоит отметить еще один образ Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада или Утешение», находившийся до революции в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в Ростове Великом (осн. в 1389г.) и вернувшийся туда 25 августа 1997 (по случаю обретения этот день также празднуется в монастыре как день памяти чудотворного образа). Этот образ был келейной иконой свт. Димитрия Ростовского (1651-1709), перед которым он молился и просил помощи у Пресвятой Богородицы в написании своего знаменитого труда – Жития святых, и перед которым он скончался в молитвенном обращении в ночь на 28 октября 1709 года. Сейчас икона находится рядом с мощами святого в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Особенность этого образа Ватопедской иконы – в том, что в отличие от других списков и оригинала Ватопедской иконы, Богомладенец сидит не на левой, а на правой руке у Пресвятой Богородицы. Одна из версий такого отличия – в том, что иконописец, копировавший Ватопедскую икону, положил кальку наоборот, получив таким образом зеркальное изображение, что неудивительно, поскольку иконография Ватопедского образа Богородицы была малоизвестна в то время на Руси.
Использованные источники:
- Материалы интернет-сайтов:
http://kc13.ru/
- Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом. Ростов Великий:2009.
- Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей: сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства/ С.В.Булгаков. – М.: ИП Захаров Н.С., 2018. -832с.: репринтное издание. Том 2.