На собраниях сестричества милосердия проходит цикл бесед на Евангельские чтения, предшествующие Великому посту
1 февраля 2020 года на собрании в больничном храме свв. бсср. Космы и Дамиана Асийских, которое провел протоиерей Иоанн Кудрявцев, настоятель храма, говорилось о Евангельских чтениях, предшествующих Великому посту.
Накануне Великого поста, по воскресным дням, читаются Евангелия о Закхее, о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде. В этих Евангелиях говорится о покаянии. Их внимательное чтение помогает нам заглянуть в себя, обрести молитвенный настрой и подготовиться к посту.
На собрании слушали Евангелие о Закхее Лк., 94 зач., XIX, 1-10. Этот отрывок читают обычно при освящении жилища. Отец Иоанн говорил, что когда слушаешь Евангелие о Закхее, сразу появляется хорошее волнение, ведь наступает время, когда, отложив все житейские дела, можно будет усерднее помолиться и лучше почувствовать службу.
Господь пришел в дом к Закхею, начальнику мытарей — сборщиков податей. Сборщики податей были жестоки и немилосердны. Они собирали налоги не для Храма, не для нужд своего народа, а для оккупационной римской власти. Поэтому евреи ненавидели мытарей как предателей своего народа.
И вот, начальник мытарей Закхей, не думая о том, что он выглядит смешно и дико, что этот поступок не соответствует его положению, как мальчишка, забирается на дерево, чтобы увидеть Господа.
Святитель Иоанн Златоуст так пишет о Закхее: “Кто так любит отца или матерь, кто так полюбил когда-нибудь жену или детей, как Закхей Господа?”
Святитель Николай Сербский, когда толкует это Евангелие, говорит, что когда Закхей бежал и на это дерево залезал, Господь его уже видел. Закхей Его еще не видел, а Господь его заранее видел. Заранее видел его дерзновение, его желание, его жажду увидеть Учителя, увидеть Христа.
Когда мы только ищем правду и истину, то Господь уже видит этот наш поиск, и, видя наш поиск, выходит нам навстречу. Если бы мы не искали, Господь бы нам на встречу не выходил. Господь всегда видит нас раньше, чем мы Его.
“… Если бы мы устремили на Него свой мысленный взор, Его ища, лишь Его возжелав, тогда Он явился бы нам и позвал бы нас по имени, чтобы и мы сошли с высоких и опасных скал плотского мудрования и спустились в сердце свое – спустились молитвенным умом в сердце свое – в истинный дом свой. Тогда Господь сказал бы и каждому из нас: сегодня надобно Мне быть у тебя в доме”.
Христос милует Закхея за его поиск истины, поиск правды, за сильное желание увидеть Господа и познать истину. Ранее в доме Закхея бывали одни грешники, а тут в этот дом приходит сам Господь.
“Таков был ответ Господа нашего Иисуса Христа малорослому Закхею на его сердечное покаяние, на его духовную радость и на показанные плоды покаяния. Следующие же и заключительные слова: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее – были ответом Христа близоруким мудрецам и ропотникам, которые пеняли Господу на то, что Он зашел в дом к грешному человеку. Пока шли по улице к дому Закхея; пока они ворчали и возмущались этим непристойным посещением, Спаситель молчал и ждал”.
Господь дает каждому человеку возможность выразить все то, что он у него на душе. Господь сразу не вмешивается, когда мы, бывает, кого-то осуждаем или что-то не так делаем, Он дает все это высказать до конца, молчит, не вмешивается.
Спаситель молчал, чего Он ждал? Ждал, чтобы полностью открылись и сердца тех ропотников и ворчунов, и сердце покаявшегося Закхея. Поэтому есть такие слова — Господь долготерпит. Иногда зло совершается, оно не останавливается, не пресекается. Мы думаем, почему Бог не может сразу вмешаться? Господь хочет, чтобы открылись помышления всех сердец, чтобы все проявили себя. Кто-то проявил свой грех, а кто-то свое терпение, свою праведность.
“Чего Он ждал? Ждал, чтобы полностью открылись и сердца нечеловеколюбивых ворчунов, и сердце покаявшегося Закхея; попустил демону их злобы достигнуть вершины ликования, чтобы яснее и очевиднее для всех было его поражение. Такова тактика Божией победы. Бог никогда не спешит при первой встрече со злом показать его слабость и Свою силу, но ждет, пока оно не вознесется в своей надменности до облаков, чтобы тогда уничтожить зло одним лишь дыханием уст Своих”.
Мы очень часто видим такие примеры. Зло торжествует, торжествует, торжествует, еще немножко, кажется, и все хорошее погибнет, и тут, в один момент, раз, и вся эта злоба рассыпается, как будто ее и не было.
Помните Рождественское чтение о том, что Ирод приказал убить младенцев? Казалось бы, вот такая злоба, от которой уже никогда не спрятаться. Жестокий царь, властелин, который, казалось, все может, совершает такое страшное злодеяние. Казалось, что все, никуда от него не уйдешь, все сейчас погибнет и ничего не будет, не будет спасения. Но Сын Божий спасен, он далеко от Ирода, в Египте.
Зло представляется как ничтожество, и когда мы поем тропарь мученикам, там есть такие слова: «низложили демонов немощные дерзости». Все эти дерзости зла немощные, они могут нас только пугать, устрашать, они могут нам внушать, что зло всесильно, но наступает такой момент икс, раз — все исчезает, как будто этого никогда не было.
Евангелие о Закхее помогает подготовиться к Великому посту, оно говорит нам о том, что каждому человеку открыто покаяние. Каким бы грешным человек ни был, как бы он не был глубоко погружен в греховную жизнь, он всегда имеет возможность все это бросить и начать искать Господа — залезть на дерево и встретиться со Христом.
Господь призывает всех к покаянию. Каждый человек может откликнуться на призыв Господа, все греховное оставить и пустить Христа в свой дом собственной души, обновиться и принести Богу плоды покаяния. Ведь главное в жизни каждого человека — это встреча с Богом.
Закхей, встретил Господа, принес плоды покаяния. По преданию, Закхей стал первым епископом церкви Кесарии Палестинской (Пост. ап. кн. VII, гл. 46). Он прославлен в лике святых как Закхей праведный. Память его совершается 3 мая