Встреча с юристом
7 февраля 2014 года в сестричестве состоялся семинар юриста-адвоката Николая Дмитриевича Галанина. Он подробно рассказывал об истории развития православных сестричеств в России. Сестринские общины стали активно появляться во время Крымской войны 1853-56 годов. Одной из первых русских военных сестер милосердия была Даша Севастопольская, которая на свои деньги устроила походный перевязочный пункт и помогала раненым и больным защитникам Севастополя. Николай Дмитриевич говорил и о правовом статусе сестер милосердия. Оказалось, что документа, в котором бы прописывались права сестры милосердия, в настоящее время в нашей стране не существует. В конце встречи сестры задавали юристу вопросы, касающиеся их деятельности.
По материалам семинара, проведенного Н.Д. Галаниным
на встрече общины
Различен милования образ, и широка заповедь сия.
Иоанн Златоуст
История православных сестричеств в России уходит корнями в глубокую древность. Еще в монастырских летописях X века мы находим упоминание об организации княгиней Ольгой специальных больниц при монастырях для лечения раненых русских воинов, вернувшихся из походов князя Игоря. Милосердный уход за больными в этих больницах был возложен на женщин.
В ХVI веке на Стоглавом соборе Русской Православной Церкви по инициативе патриарха Филарета принимается Указ об организации при монастырях мужских и женских богаделен и привлечении на работу в эти богадельни женщин. Согласно указу, уход за больными должен был предоставляться бескорыстно.
В документах Троице-Сергиевой Лавры от 1612 года обнаружены записи о строительстве на территории монастыря первого госпиталя для лечения раненых русских воинов. В документах монастыря от 1618 года имеется запись о создании на его территории больницы для гражданского населения.
Со времени правления Петра I деятельность сестринских общин начинает отражаться не только в монастырских документах, но и в документах царской, а затем и императорской канцелярий.
В 1707 г. по указанию Петра I создается первый в России гражданский госпиталь, в 1715 году появляются воспитательные дома. В 1735 году принимается Генеральный Регламент, закрепляющий общий порядок работы в госпиталях, а в 1763 г. учреждается Павловская больница. Основная работа по содержанию этих медицинских учреждений, в том числе по мытью полов, стирке белья, приготовлению пищи и уходу за больными возлагается на женщин, называемых в этих документах сиделками, половыми бабами и сердобольными вдовами. В 1841 году в Свято-Троицкой обители, где уже длительное время функционировали гражданская больница, госпиталь для солдат, богадельни и воспитательные дома для сирот, создается первая в России Община сестер милосердия. Многие историки считают, что именно тогда в России возникло сестринское милосердное дело.
Большую роль в становлении «сестринского милосердия» сыграли женщины императорской фамилии: императрица Мария Федоровна и Великие княгини Елена Павловна и Елизавета Федоровна.
Во время Крымской войны 1853-56 гг. на полях сражений раненым помогали более 250 сестер милосердия. За их великое усердие по уходу за больными солдатами их называли «ангелами небесными». Многие из тех сестер были награждены медалями, в том числе и медалями «За защиту Севастополя».
В 1854 году Великой княгиней Еленой Павловной была организована Крестовоздвиженская община сестер милосердия, что дало большой импульс развитию сестринского милосердия в России. Именно в это время были созданы такие крупные сестринские общины, как Покровская, Иверская, Александровская, Марфо-Мариинская и др.
До Гражданской войны в России существовало 109 сестринских общин, в которых служило более 10 000 сестер-милосердия. В годы войны сестричества были ликвидированы или реорганизованы в общества Красного Креста.
В настоящее время только в Москве действует более 100 православных общин сестер милосердия. В 2010 году в России была создана Ассоциация православных сестричеств. Необходимо отметить, что многие сестринские общины переживают непростые времена. Причин этому много, основные: отсутствие у сестер милосердия юридического статуса, отсутствие взаимодействия общин друг с другом, а также с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, и, к сожалению, нехватка средств на дела милосердия.